Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2024 N 88-5392/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 15.11.2023 N 33-3982/2023 (УИД 04RS0018-01-2023-003238-16)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку путем освобождения земельного (лесного) участка от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 15.11.2023 N 33-3982/2023 (УИД 04RS0018-01-2023-003238-16)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об обязании ликвидировать несанкционированную свалку путем освобождения земельного (лесного) участка от отходов производства и потребления.
Обстоятельства: Прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2023 г. N 33-3982/2023
судья Баженова Н.А. | Дело N 2-3672/2023 |
УИД 04RS0018-01-2023-003238-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Базарова В.Н., Рабдановой Г.Г.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баргузинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Республиканскому агентству лесного хозяйства, Миинистерству природных ресурсов Республики Бурятия о понуждении ликвидировать свалку ТБО, по апелляционной жалобе представителя ответчика - руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Б. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Баргузинского района РБ (ИНН <...>) удовлетворить частично.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства (ИНН <...>) принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, объемом 700 кв. м, расположенных на земельном участке в Усть-Баргузинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества, квартал 41, часть выделов 3,10,11 от отходов производства и потребления в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами жалоб и возражениями, выслушав прокурора Вершинину И.М., судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия (далее-РАЛХ) в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку путем освобождения земельного (лесного) участка в Усть-Баргузинский участковом лесничестве Усть - Баргузинского лесничества квартал 41, часть выделов 3, 10, 11 от отходов производства и потребления, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в границах МО ГП "п. Усть-Баргузин" выявлена несанкционированная свалка, размещение которой осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Проведенной проверкой установлено, что на землях государственного лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества размещены твердые коммунальные отходы площадью около 1966 кв. м с географическими координатами 53°23'41" СШ 109°03'02" ВД. Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 829 от 06.11.2020 указанная свалка находится на землях лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть- Баргузинского лесничества. Состав мусора - отходы из жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, стекло, дерево, резина, обувь, строительный мусор, опилки. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 2 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированной свалки проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда на свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлены.Согласно Паспорту объекта несанкционированного размещения отходов производства и потребления, данная несанкционированная свалка выявлена 15.06.2022.
15.06.2022 г. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам расследования лица допустившие указанные нарушения не выявлены. Собственник указанных отходов не установлен. До настоящего времени Республиканским агентством лесного хозяйства меры по ликвидации несанкционированной свалки не приняты. Образование несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что в свою очередь влияет на достижение основных показателей национального проекта "Экология".
Определением суда от 30.06.2023 г. в качестве соответчика было привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в качестве третьих лиц МО ГП "Усть-Баргузин".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ш. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, поясняла, что считает надлежащим ответчиком Республиканское агентство лесного хозяйства.
Представитель РАЛХ по РБ К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что действительно на землях государственного лесного участка в квартале 41 части выделов 3,10,11 Усть-Баргузинском участковом лесничестве Усть-Баргузинского лесничества размещены твердые коммунальные отходы площадью 1966 кв. м с географическими координатами 53°23"4ГСШ 109°03"92" ВД. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 2 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. По установленным (уточненным) сведениям Агентства несанкционированная свалки расположена в Усть-Баргузинском участковом лесничестве Усть- Баргузинского лесничества в квартале 41 части выделов 38,10, общей площадью 700 кв. м, объем свалки 80 куб. м. Считает надлежащим ответчиком Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, поскольку полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами возложены именно на Минприроды.
Представитель Минприроды по доверенности К.Л., пояснила, что они являются ненадлежащим ответчиком, поскольку Минприроды РБ является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственной экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, в области лесных отношений исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в пределах предоставленных полномочий. Согласно пункту 3.9.1. Положения министерство разрабатывает и реализует государственные программы Республики Бурятия в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, в полномочия Минприроды РБ не входит обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, кроме того Минприроды РБ не является собственником земельных участков, на которых расположена несанкционированная свалка. В соответствии с действующим законодательством и судебной практикой, именно собственник земельного участка несет бремя содержания своего имущества.
Третьи лица МО ГП "Усть-Баргузин" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях на нее руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства Б. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в исковых требованиях, указав, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права и ошибочно возложил полномочия по ликвидации несанкционированной свалки на Агентство. Материалами дела не представлено доказательств отнесения работ по ликвидации несанкционированных свалок к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов, установленных действующим лесным законодательством. Взаимосвязь между полномочием Агентства по охране лесов и защите лесов от загрязнения и ликвидацией несанкционированных свалок, в нарушении
статьи 56 ГПК РФ материалами дела не доказана. Полномочия, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами должны быть возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия. Также в дополнении указывает на отсутствие свалки твердых отходов по географическим данным указанным в иске.
Представителем Министерства природных ресурсов и экологии РБ Х. принесены возражения, в которых высказано мнение о законности и обоснованности постановленного судом решения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Вершинина И.Г. возражала против доводов жалобы.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РБ Х. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие.
Представители Республиканского агентства лесного хозяйства и МО ГП "поселок Усть-Баргузин" РБ не явились извещены были надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Баргузинского района РБ проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, по результатам которой установлено следующее. В нарушение действующего законодательства на территории на землях государственного лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества размещены твердые коммунальные отходы площадью около 1966 кв. м с географическими координатами 53°23'41" СШ 109°03'02" ВД.
Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 829 от 06.11.2020 указанная свалка находится на землях лесного фонда в квартале 41 в части выделов 3, 10, 11 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества. Состав мусора - отходы из жилищ, бумага, картон, стекло, полиэтилен, пластмасса, коробки, одежда, бытовые товары, пищевые отходы, металл, стекло, дерево, резина, обувь, строительный мусор, опилки. Отходы размещены на ровной земле посреди лесного массива, мусор разбросан по всей площади неравномерно, имеются накопления высотой до 2 метров, местами мусор расположен одним слоем высотой 10-20 см. Границы несанкционированной свалки в целом проходят вдоль лесных насаждений и располагаются на очищенной от деревьев поляне. Сквозь несанкционированную свалку проходит грунтовая дорога. Ограждения отсутствуют, средства для ограничения мусора не установлены, шлагбаума или иных средств ограничения заезда на свалку нет. Признаков проведения работ по уходу за свалкой не выявлены.
Согласно Паспорта объекта несанкционированного размещения отходов производства и потребления, данная несанкционированная свалка выявлена 15.06.2022.
15.06.2022 Определением N 1 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам проведения которого, лица допустившие указанные нарушения не выявлены. Собственник указанных отходов не установлен, в связи с чем прокуратурой района производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст.
ст. 51,
83 ЛК,
ст. ст. 13,
42 ЗК РФ, и
ФЗ N 7 от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", положением о РАЛХ, исходил из того, что Республиканское агентство лесного хозяйства является надлежащим ответчиком по требованиям, заявленным прокурором, поскольку несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления расположена на земельном участке лесного фонда и подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, обязанность по проведению которых возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом решении.
В
ст. 42 Конституции Российской Федерации и
ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации
(ч. 1). Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
(абз. 2 ч. 2).
В соответствии с
ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование передано Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" установлено, что в Республике Бурятия органом государственной власти в области лесных отношений является Республиканское агентство лесного хозяйства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно в качестве лица, обязанного ликвидировать несанкционированную свалку, выявленную на землях лесного фонда, признал именно Республиканское агентство лесного хозяйства РБ, являющееся исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений (п. 1.1 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства РБ, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 25.01.2007 г. N 13).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком признается, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда и на основании
части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно
ст. 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими федеральными законами.
На основании
пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
Осуществление переданных федерацией полномочий в Республике Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства, созданное Указом Президента Республики Бурятия от 21.12.2006 г. N 661.
В соответствии с п. п. 1.1, 2.4, 3.1.1., 3.1.3 Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 г. N 13, Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, в том числе функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Согласно
частям 1 и
2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В соответствии с
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах; данные санитарно-оздоровительные мероприятия являются частью полномочий по охране и защите лесов; они обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов РФ, средства на осуществление таких полномочий предоставляются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, учитывая, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке лесного фонда, в силу
ст. 8 Лесного кодекса РФ находящегося в федеральной собственности, и не переданного по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства; таким образом, оснований для возложения указанной обязанности на иных лиц, вопреки мнению апеллянта, не имелось; судом с учетом указанных выше конкретных обстоятельств дела, длительности нахождения свалки на землях лесного фонда и принимаемых в связи с этим ответчиком мер, определен разумный срок для принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.