Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2024 N 88-12171/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 19.02.2024 по делу N 33-82/2024 (УИД 04RS0021-01-2023-002716-65)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Допустимых и относимых доказательств вселения лица в качестве члена семьи собственника не представлено.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 19.02.2024 по делу N 33-82/2024 (УИД 04RS0021-01-2023-002716-65)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании недействительным решения об отказе в постановке на учет.
Обстоятельства: Допустимых и относимых доказательств вселения лица в качестве члена семьи собственника не представлено.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2024 г. по делу N 33-82/2024(33-4398/2023)
УИД 04RS0021-01-2023-002716-65
Судья: Танганов Б.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Васильевой С.Д., Богомазовой Е.А.,
при секретаре Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Р.А. к ГУ МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконным решения комиссии, оформленное протоколом N 2 от 3 апреля 2023 г. в части снятия Р.А. и членов его семьи с учета, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе представителя истца по доверенности М. на решение Советского районного суда гор. Улан-Удэ от 26 сентября 2023 г., которым постановлено:
Исковые требования Р.А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, лиц, участвующих в деле, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Обращаясь в суд, Р.А. с учетом уточнения просил признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по РБ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, оформленное протоколом N 2 от 3 апреля 2023 г., в части снятия Р.А. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика восстановить Р.А. в списках лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 25 февраля 2014 г., с составом семьи 2 человека (Р.А., РДА В обоснование требований истец указал, что действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, им не совершались.
В судебном заседании истец Р.А. и его представитель по доверенности М. доводы, изложенные в исковом заявлении, и заявленные требования с учетом их уточнения поддержали.
Представитель ответчика ГУ МЧС по Республике Бурятия по доверенности В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица Р.Ю., законный представитель несовершеннолетней Р.Д. - Р.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу извещены судом надлежащим образом.
Судом первой инстанции исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности М. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что Р.А. и его бывшая супруга членами семьи собственника ПВП не являлись, соответственно каких-либо прав на принадлежащие ей жилые помещения у них не возникло. Бывшая супруга РОН., являющаяся дочерью ПВП фактически проживала и являлась членом семьи ПВП до 24 января 2004 г., то есть до регистрации брака с Р.А. Отказ от ведения общего хозяйства и выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Кроме того, даже если предположить, что истец и члены его семьи являлись членами семьи ПВП., то учитывая жилую площадь, принадлежащую ПВП., следует признать, что истец и члены его семьи были обеспечены ею менее 15 кв. м на человека, что свидетельствует о необходимости улучшения жилищных условий. Ответчик неправомерно не включает в расчет площади жилого помещения САВ СЕП., СЮД., тогда как ПВП. в своих показаниях указывает, что данные лица являются членами ее семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Бурятия В. находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Р.А. и его представитель М. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Бурятия по доверенности В. возражала против апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, верно применил нормы действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, руководствуясь
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец Р.А. проходит службу по контракту в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с ... г., и с ... состоит в должности начальника отделения эксплуатации, ремонта зданий, сооружений развития инфраструктуры отдела материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по Республике Бурятия.
... г. Р.А. обратился с заявлением в ГУ МЧС России по Республике Бурятия о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ).
Протоколом Комиссии ГУ МЧС России по Республике Бурятия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 3 июня 2014 г. N 5 Р.А. с составом семьи 4 человека был поставлен на учет с 25 февраля 2014 г.
По результатам проведенной проверки документов учетного дела, протоколом N 2 от 3 апреля 2023 г. комиссией ГУ МЧС России по РБ Р.А. снят с учета для получения ЕСВ с составом семьи 4 человека на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждении и органах уголовно-исполнительной системы, ФПС ГПС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 г. N 369. Принимая данное решение, Комиссия установила, что Р.А. и члены его семьи были зарегистрированы в принадлежащем матери РОН. - ПВП., жилом доме по адресу: <...>, как члены семьи собственника жилого помещении, проживали и пользовались этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником. Между тем, ПВП. с 11 марта 2004 г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.; а также с 28 апреля 2015 г. собственником дома, расположенного по адресу: г<...> С 28 апреля 2015 г. по 11 января 2018 г. Р.А. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения не менее 16.88 кв. м на одного члена семьи, что больше установленной нормы в 15 кв. м на одного человека, в связи с чем Р.А. и члены его семьи утратили право на получение ЕСВ. В 2018 году, выписавшись по собственному волеизъявлению из жилого помещения, принадлежащего ПВП (<...>), Р.А. с семьей в соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершили действия, повлекшие ухудшение их жилищных условий.
Не согласившись с таким решением, Р.А. обратился в суд с иском, в котором оспаривает выводы Комиссии, настаивая на том, что он намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий не производил, он и члены его семьи не проживали по адресу: <...>, членами семьи ПВП. не являлись. При расчете обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью комиссия допустила ошибку в расчете, т.к. не учла других членов семьи ПВП.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом обеспеченности истца с семьей общей площадью более установленной нормы на одного члена семьи в период с 28 апреля 2015 г. Комиссией ГУ МЧС России по Республике Бурятия принято верное решение о снятии Р.А. и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона).
Частью 5 статьи 4 Закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований
части 6 статьи 4 Закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Закона.
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Закона к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В
пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Закона во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с
пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; 6) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими
Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 10 и
14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
В силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом РФ.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ).
В
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что Р.А. в период с 17 февраля 2005 г. по 11 января 2018 г. имел постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <...>, совместно с ним были зарегистрированы его супруга РОН. (с 19 июня 2000 г. по 11 января 2018 г.), дочери РЮА. (с 17 февраля 2005 г. по 11 января 2018 г.) и РДА. (с 6 февраля 2013 г. по 11 января 2018 г.), дом принадлежит матери супруги истца ПВП
Доводы жалобы о том, что истец не являлся членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <...>, поскольку он фактически не проживал в указанном жилом помещении, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения. Непроживание Р.А. в указанном доме само по себе с учетом сохранения им регистрации по месту жительства в этом жилом помещении до 11 января 2018 г. не свидетельствует о том, что Р.А. не являлся членом семьи собственника дома ПВП. и не имел права пользования этим жилым помещением.
Какого-либо соглашения, определяющего право истца и его семьи на указанное жилое помещение в ином порядке, чем это предусмотрено Жилищным
кодексом РФ, между собственником данного жилого помещения и Р.А. не заключалось. Поскольку истец вместе с супругой и детьми был постоянно зарегистрирован в доме, принадлежащем матери супруги ПВП., был вселен в данную квартиру на правах члена семьи собственника, то имел право пользования указанным помещением наряду с его собственником, являлся членом семьи собственника этого жилого помещения.
При этом факт вселения Р.А. в жилое помещение по адресу: <...>, в качестве члена семьи ПВП. подтверждает и тот факт, что после рождения дочери <...> именно истец Р.А. обратился с заявлением на имя начальника УФМС Железнодорожного района г. Улан-Удэ о регистрации дочери по месту жительства по этому адресу.
Вопреки доводам истца, СЕП. и СЮД не могут быть признаны членами семьи ПВП., поскольку зарегистрированы по месту пребывания в указанном доме с 27 ноября 2017 г. Доказательств их вселения в качестве члена семьи собственника истцом не представлено, указанные лица постоянно зарегистрированы по месту жительства в другом регионе. Из заявлений ПВП на имя начальника ОУФМС следует, что указанных лиц она просит зарегистрировать в своем доме временно.
Помимо дома, расположенного по адресу: <...>. м, у ПВП. также имеется в собственности квартира, расположенная по адресу: <...>., в которой зарегистрирована она, а также до 21 июня 2021 г. был зарегистрирован САВ
Вместе с тем, допустимых и относимых доказательств вселения САВ в качестве члена семьи собственника ПВП. не представлено, кроме того, на момент снятия Р.А. с учета для получения ЕСВ С. уже был снят с регистрации в связи со смертью.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, который критически отнесся к удостоверенным нотариусом показаниям ПВП., приняв во внимание ее заинтересованность в исходе дела, поскольку в исковом заявлении ставится вопрос о правах на жилье ее внучки РДА
Таким образом, Р.А. и члены его семьи были обеспечены общей площадью жилого помещения не менее 16,88 кв. м ((58,7+25,7)/5) на одного члена семьи, что больше установленной нормы, а выписавшись из жилого помещения 11 января 2018 г., в которое истец с супругой и дочерями были вселены в качестве членов семьи собственника, Р.А. намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем, по состоянию на дату принятия решения о снятии его с учета для получения ЕСВ утратил указанное право.
Как правильно указано в решении Комиссии, Р.А. может вновь быть принят на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть с 11 января 2023 г.
Действительно, истцу Р.А. на основании договора найма служебного жилого помещения N 205 от 29 августа 2013 г. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <...> в котором он с супругой и двумя детьми был зарегистрирован с 11 января 2018 г. При этом до 11 января 2018 года истец и члены его семьи сохраняли регистрацию в доме тещи ПВП, то есть сохраняли статус членов ее семьи. Каких-либо пояснений, опровергающих данное обстоятельство, свидетельствующих невозможности регистрации в служебном жилом помещении до 11 января 2018 года, истец не представил ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции. Кроме того, предоставление служебного жилого помещения, проживание в служебном помещении не указаны в качестве основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты согласно требованиям
статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Регистрация после 11.01.2018 г. Р.А. по месту жительства в служебной квартире по адресу: <...>, свидетельствует об ухудшении жилищных условий с целью установления нуждаемости для постановки на учет для получения ЕСВ, и не опровергает факт наличия до указанного времени у Р.А. и членов его семьи права пользования принадлежащим ПВП. жилым помещением, как членов семьи собственника жилого помещения, и не свидетельствует о необеспеченности его жилым помещением и, соответственно, о наличии предусмотренных законом условий, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и влекущих возникновение у него права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Иных правовых доводов, ставящих под сомнение правильность выводов районного суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ.