Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.05.2015 по делу N 33-7906/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотруднику противопожарной службы отказано в постановке на соответствующий учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Лицо же указало, что после перевода на новое место службы оно арендует жилое помещение у частных лиц, по месту службы ему возмещаются расходы на аренду жилья, в собственности жилых помещений нет.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.05.2015 по делу N 33-7906/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотруднику противопожарной службы отказано в постановке на соответствующий учет в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Лицо же указало, что после перевода на новое место службы оно арендует жилое помещение у частных лиц, по месту службы ему возмещаются расходы на аренду жилья, в собственности жилых помещений нет.
Решение: Требование удовлетворено.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-7906/2015
Судья Бабкина Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Чумак Г.Н.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания К., рассмотрела в открытом судебном заседании <...> в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Е.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на указанный учет
по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> на решение Октябрьского районного суда <...> от 22.01.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителя ответчика П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Е.А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Е.А. обратился с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на указанный учет.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходит действительную службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности старшего пожарного 2 пожарной части 60 ОФПС по <...>. Его выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на <...> составила 12 лет 01 месяц 21 день. Считая себя нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья, <...> он обратился в комиссию Главного управления МЧС России по <...> по вопросу постановки на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к которому приложил все необходимые документы. Решением комиссии Главного управления МЧС России по <...> по постановке на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <...> ему отказано в постановке на указанный учет на основании п. п. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Считает данное решение незаконным. После перевода к новому месту службы в <...> он проживает в жилом помещении, арендуемом у частных лиц, по месту службы ему осуществляется возмещение расходов по аренде жилья, в собственности жилых помещений не имеет.
Истец просил признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по <...> от <...> об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать ответчика - Главное управление МЧС России по <...> поставить его на указанный учет.
В судебном заседании истец, его представитель полностью поддержали заявленные требования, в обоснование которых привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по <...> Р. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, суду пояснила, что Е.А. был зарегистрирован по месту пребывания с 30.08.2013. по <...> по адресу: <...>, д. Свобода, <...>. Указанный жилой дом общей площадью 33,5 кв. м принадлежит его матери. Фактически Е.А. проживает по адресу: <...> тракт, <...> на основании договора найма. Ранее истец в период с <...> по <...> был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>, в <...>, общей площадью 45,2 кв. м, приватизированной его родителями 27.01.1993. Комиссией Главного управления принято решение об отказе Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты как обеспеченному общей площадью жилого помещения на одного человека более 15 квадратных метров. Как установлено, Е.А., являясь членом семьи собственника жилого помещения и обладая правом постоянного бессрочного пользования данным помещением, <...> снялся с регистрационного учета по адресу: <...>, чем намеренно ухудшил свои жилищные условия. В связи с чем <...> на заседании комиссии ГУ МСЧ России по <...> принято решение об исправлении допущенной в протоколе от <...> N технической ошибки путем внесения изменений в п. 1.1 протокола комиссии относительно редакции оснований отказа Е.А. в постановке на учет. В соответствии с внесенными изменениями, Е.А. отказано в постановке на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании пп. 5 ч. 8 ст. Федерального закона от <...> N 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Е.Н. в судебном заседании поддержала заявленные Е.А. исковые требования и пояснила, что ее сын по адресу прежней регистрации в <...> фактически не проживает около 10 лет. Снялся с учета по ее просьбе, поскольку в квартире не жил, а начисление оплаты за коммунальные услуги производилось. Но поскольку прописаться ему больше было некуда, то она разрешила ему зарегистрироваться временно в принадлежащем ей жилом доме в д. Свобода.
Решением Октябрьского районного суда <...> от <...> постановлено: иск Е.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на указанный учету удовлетворить. Решение комиссии Главного управления МЧС России по <...> по постановке на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <...> об отказе Е.А. в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом изменений, внесенных решением комиссии Главного управления МСЧ России по <...> от 29.12.2014, признать незаконным. Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> поставить Е.А. на соответствующий учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывая в обоснование на доводы, аналогичные доводам, изложенным в судебном заседании суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика П. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, в удовлетворении иска отказать.
Истец Е.А. возражал против удовлетворения жалобы ответчика, просил оставить решение суда без изменения.
Третье лицо Е.Н. в суд апелляционной инстанции не явилась.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от <...> N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от <...> N 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом установлено, что истец ранее проходил службу в органах МЧС России, территориально соответствующему прежнему месту проживания, расположенному в <...>, до создания своей семьи и рождения у него ребенка был зарегистрирован и проживал с родителями по адресу: <...> квартире общей площадью 45,2 кв. м, приватизированной его родителями 27.01.1993.
Материалами дела подтверждается, что Е.А. был зарегистрирован по месту пребывания с <...> по <...> по адресу: <...>, д. Свобода, <...>. Указанный жилой дом общей площадью 33,5 кв. м принадлежит его матери Е.Н.
Фактически Е.А. проживает по адресу: <...> тракт, <...> на основании договора найма, ответчик осуществляет Е.А. возмещение затрат по найму жилья у частных лиц.
Факт отсутствия у истца своего жилья в <...> по месту службы стороной ответчика не оспаривался.
Как следует из материалов дела, <...> Е.А. обратился в комиссию ГУ МСЧ России по <...> по постановке на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив соответствующий пакет документов.
Согласно выписке из протокола заседании комиссии ГУ МЧС России по <...> от <...> Е.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как не соответствующему требованиям ч. 3 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Как следует из материалов дела, <...> на заседании комиссии ГУ МСЧ России по <...> принято решение об исправлении допущенной в протоколе от <...> N технической ошибки путем внесения изменений в п. 1.1 протокола комиссии от <...> N относительно редакции оснований отказа Е.А. в постановке на учет.
В соответствии с внесенными изменениями, истцу отказано в постановке на учет сотрудников ФПС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании пп. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ в связи с ухудшением жилищных условий.
Отказывая в постановке на учет на получение единовременной выплаты, комиссия ГУ МСЧ России по <...> исходила из того, что, истец, имея право на постоянное бессрочное пользование квартирой по адресу: <...>, общей площадью 45,2 кв. м, приватизированной его родителями 27.01.1993, в которой с <...> по <...> был зарегистрирован, самостоятельно снявшись с регистрационного учета в данной <...>.01.2013, совершил действия, ухудшающие жилищные условия, и к заявителю применена санкция, установленная частью 8 ст. 4 вышеупомянутого закона.
Исследовав материалы дела и дав оценку вышеуказанному доводу комиссии ГУ МСЧ России по <...>, суд с ним не согласился, указав, что к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, действия истца, в частности, снятие с учета по прежнему месту регистрации Е.А. обусловлено прежде всего приведением в соответствие юридических аспектов с фактическими обстоятельствами.
Судом верно указано, что на момент прекращения регистрации по данному адресу Е.А. не проживал в принадлежащей родителям квартире длительный период времени более 10 лет, не поддерживал с ними семейных отношений, соответственно, с учетом положений ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации за ним не сохранялось и право пользования жилым помещением, даже принимая во внимание требования ст. 19 Федерального закона от <...> 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Указанные положения гарантируют бывшему члену семьи собственника сохранение за ним права пользования жилым помещением лишь в том случае, если он продолжает проживать и пользоваться данным жилым помещением, в случае выезда с места жительства утрачивает право пользования на общих основаниях. В данном случае Е.А. выехал из квартиры, расположенной по адресу: <...>, задолго до возникновения спорных правоотношений и снятия с регистрационного учета. Кроме того, при сохранении права пользования данной квартирой, он никоим образом не мог бы реализовать данное право в целях улучшения своих жилищных условий по месту фактического проживания и службы в <...>. Отказ от участия в приватизации данной квартиры со стороны Е.А. имел место более 20 лет назад, в связи с чем это обстоятельство не может рассматриваться в качестве намеренного ухудшения жилищных условий на момент рассмотрения обращения истца по вопросу постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По месту временной регистрации в д. Свобода истец также не приобрел самостоятельного права пользования жилым помещением, не вселялся и не проживал по данному адресу.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии об отказе ГУ МСЧ России по <...> Е.А. в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона от <...> N 283-ФЗ, в связи с ухудшением жилищных условий, не соответствует закону и подлежит отмене с восстановлением нарушенного права.
Разрешая исковые требования Е.А., суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Е.А., поскольку они направлены на переоценку по существу правильных выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.ИГНАТЬЕВ
Судьи
Г.Н.ЧУМАК
С.Б.МОРОЗОВА