Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.10.2014 по делу N 33-13715/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на ее получение.
Обстоятельства: Гражданину, проходящему государственную службу, отказано в постановке на учет для получения выплаты на приобретение или строительство жилья со ссылкой на умышленное ухудшение жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку гражданин состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, его действия, касающиеся распоряжения жильем, были связаны с конкретной ситуацией, не направлены на ухудшение жилищных условий.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.10.2014 по делу N 33-13715/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на ее получение.
Обстоятельства: Гражданину, проходящему государственную службу, отказано в постановке на учет для получения выплаты на приобретение или строительство жилья со ссылкой на умышленное ухудшение жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку гражданин состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения, его действия, касающиеся распоряжения жильем, были связаны с конкретной ситуацией, не направлены на ухудшение жилищных условий.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N 33-13715/2014
Судья Кайгородова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Седых Е.Г., Ишенина Д.С.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Главному управлению МЧС России по <...> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и его отмене, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по <...> Р. на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 14 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., судебная коллегия
установила:
Ш. обратился с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по <...> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и его отмене, о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он проходит государственную гражданскую службу в Главном управлении МЧС России по <...>, выслуга составляет более <...> лет. Состоит на учете нуждающихся в жилищном обеспечении в Уральском филиале ФКУ государственной госэкспертизы и жилищного обеспечения с <...>. Истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной со ссылкой на умышленное ухудшение жилищных условий. С отказом не согласен, поскольку ухудшение жилищных условий произошло в силу объективных обстоятельств в связи с расторжением брака.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 14 августа 2014 года признано незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по <...> об отказе Ш. в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <...> N. Признано за Ш. право на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В удовлетворении остальных требований Ш. отказано.
С таким решением представитель Главного управления МЧС России по <...> Р. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Полагает, что Федеральный
закон от <...> N 283-ФЗ не содержит указания на то, что ухудшение жилищных условий признается отчуждение жилых помещений только с 01 января 2013 года. В силу
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, в частности, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Во исполнение данной
нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В силу
п. 1 названных Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Судом установлено, что истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с <...>.
Как следует из материалов дела, <...> Ш. обратился в комиссию Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив соответствующий пакет документов.
Протоколом от <...> N Ш. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку он совершил действия по ухудшению жилищных условий.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу о незаконности отказа истцу в постановке на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от <...> N.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и считает, что доказательств, свидетельствующих о намеренном и умышленном ухудшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты, ответчиком не представлено.
В соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что Ш., его бывшей супруге <...>, детям - <...>, а также <...> на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <...> на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение по адресу <...>. Ш. был зарегистрирован в данной квартире с <...> по <...>.
По договору дарения от <...> Ш. подарил принадлежавшую ему <...> долю в праве собственности на указанное жилое помещение своему сыну - <...>. Таким образом, действия истца связаны с конкретно сложившейся ситуацией, а не с целью умышленного ухудшения жилищных условий.
<...> между Ш. и <...> был зарегистрирован брак, супругам присвоена фамилия Ш. <...>.
<...> с <...> по <...> была зарегистрирована по адресу <...>, <...>. Данная квартира общей площадью <...> кв. м принадлежала <...> и ее детям - <...>. Квартира продана <...> также в связи со сложившимися конкретными обстоятельствами, связанными с расторжением брака.
В настоящее время Ш. зарегистрирован в квартире общей площадью 14.1 кв. м по адресу <...>, <...>, которая принадлежит на праве собственности <...>). Фактически истец проживает в квартире по адресу <...>, <...>, <...> общей площадью <...> на основании договора коммерческого найма. В соответствии с п. 11 договора вместе с истцом в квартире имеют право проживать, его супруга <...>, <...>.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда о том, что указаний на то, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления этого Федерального
закона действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, вышеуказанная
норма не содержит. Поскольку аналогичная норма имеется в Жилищном
кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем, отчуждение Ш. и <...> долей в праве собственности на принадлежавшие им жилые помещения, никоим образом нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения истцом права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку данные действия были совершены в связи с созданием ими семьи. С учетом установленных обстоятельств данные действия необходимо расценивать, как вынужденные.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что обеспеченность Ш. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи до отчуждения жилых, в том числе и при создании новой семьи и обеспеченности их жилой площадью, составляла менее <...> кв. м.
Учитывая данный факт, судебная коллегия полагает, что истец не совершал действий, повлекших ухудшение его жилищных условий, к каковым
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ отнесены, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Решение суда является законным и обоснованным, поскольку у суда имелись основания для его принятия.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления МЧС России по <...> Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
Д.С.ИШЕНИН