Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.10.2015 по делу N 33-15470/2015
Требование: О признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Сотруднику отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием права (с указанием на то, что жилая площадь на каждого члена семьи превышает установленную законом норму).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.10.2015 по делу N 33-15470/2015
Требование: О признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Сотруднику отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием права (с указанием на то, что жилая площадь на каждого члена семьи превышает установленную законом норму).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N 33-15470/2015
Судья Уфимцева И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Кучеровой Р.В.,
Седых Е.Г.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06.10.2015 гражданское дело по заявлению Е.В. об обжаловании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
поступившее по апелляционной жалобе представителя заинтересованных лиц ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Т. на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 24.06.2015.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения заявителя и его представителя К.В., представителя заинтересованных лиц ФСИН России и ГУФСИН России по Свердловской области Т., судебная коллегия
установила:
Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об отказе в постановке на учет для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием права.
В обоснование требований указал на то, что он проходит службу в должности дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы следственного изолятора N 6 ГУФСИН России по Свердловской области, стаж работы 20 лет. Проживает и зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <...>, площадью 35,4 кв. м, которая принадлежит на праве собственности его матери Е.Н. Он обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Свердловской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по двум основаниям: он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также по тому основанию, что он проживает в однокомнатной квартире в составе двух семей независимо от размеров занимаемого жилого помещения, поскольку проживает со своей матерью. Из письма ГУФСИН России по Свердловской области от 21.02.2015 он узнал, что решением комиссии ФСИН России от 15.10.2014 ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием права в соответствии с
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (более 15 кв. м на каждого члена семьи). Считая решение комиссии ФСИН России незаконным, Е.В. обратился с настоящим заявлением в суд.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 24.06.2015 заявление Е.В. удовлетворено. Признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в постановке на учет Е.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием права в соответствии с
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (протокол <...> от 15.10.2014).
На комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона - поставить Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15.10.2014.
Не согласившись с таким решением, представитель заинтересованных лиц ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России Т. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованных лиц Т. на доводах апелляционной жалобы настаивала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель и его представитель К.В., действующий по устному ходатайству, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными.
В заседание судебной коллегии представитель заинтересованного лица ФКУ Следственный изолятор N 6 не явился. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 06.10.2015, извещение о дате и времени рассмотрения дела направлено представителю заинтересованного лица простым письмом 18.09.2015.
С учетом изложенного, руководствуясь
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что представитель заинтересованного лица извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования, предъявляемые к решению суда, не соблюдены.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проживающие в 1-комнатной квартире Е.В. и его мать, собственник данной квартиры, не ведут общее хозяйство, несмотря на наличие родственных отношений, не являются членами одной семьи, в связи с чем заявитель имеет право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения по основаниям, указанным в
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании положений Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, а также в неприменении соответствующих норм Жилищного
кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель Е.В. зарегистрирован по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 35,4 кв. м, принадлежащей на праве собственности его матери Е.Н.
В указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы мать заявителя Е.Н. (с 21.12.2007) и заявитель (с 27.08.2010).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие данного Федерального
закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании
п. 1 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно
п. 7 ч. 3 ст. 4 данного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из материалов дела следует, что Е.В., проходящий службу в следственном изоляторе N 6 ГУФСИН России по Свердловской области в должности дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы следственного изолятора N 6, чья выслуга в календарном порядке составляет более 10 лет, 21.11.2013 обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Свердловской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, заявляя два основания: как сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, а также по тому основанию, что он проживает в однокомнатной квартире, независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в составе двух семей, поскольку проживает со своей матерью, то есть по основаниям, предусмотренным
п. п. 1,
7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решением Комиссии ФСИН России Е.В. отказано в постановке на указанный учет, как не соответствующему требованиям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, ввиду того, что он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью на одного члена семьи более 15 кв. м.
В соответствии с
п. 2 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной
нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В силу
п. 5 названных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Как следует из заявления, поданного в суд, а также позиции, высказанной в суде апелляционной инстанции, заявитель полагает, что он имеет право на получение указанной единовременной социальной выплаты в силу положений, изложенных в
пункте 1, а также положений
пункта 7 ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона.
Разрешая требования Е.В., суд ошибочно исходил из того, что заявитель и его мать не являются членами одной семьи, при этом суд не принял во внимание положения
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В
п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом ссылка суда на тот факт, что заявитель не ведет общего хозяйства со своей матерью, является ошибочной, поскольку не соответствует положениям
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Позиция заявителя о том, что он не является членом семьи собственника квартиры - своей матери Е.Н., опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Как следует из материалов дела, Е.В. на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и рассмотрения данного заявления комиссией ФСИН России был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, как член семьи собственника жилого помещения (л. д. 14), при этом на каждого члена семьи приходилось более 15 кв. м общей площади жилого помещения (35,4 кв. м: 2 = 17,7 кв. м).
С учетом установленных обстоятельств дела, принимая во внимание названные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Е.В. и его мать Е.Н. не могут считаться двумя разными семьями, проживающими в однокомнатной квартире, а составляют одну семью, Е.В. является членом семьи собственника жилого помещения, в котором на каждого члена семьи обеспеченность жильем составляет более 15 кв. м.
Таким образом, у Е.В. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных
п. п. 1,
7 ч. 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв. м. Следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом доводы заявителя о том, что правовые положения
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежат в связи с наличием специальной нормы, определяющей понятие членов семьи сотрудника, закрепленной в
ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, несостоятельны, поскольку положения данной
нормы, определяя сферу применения названного
закона, перечисляет лиц, считающихся "членами семьи сотрудника", на которых распространяется действие данного
Закона, в то время, как круг лиц, являющихся членами семьи собственника, определен
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, решение суда об удовлетворении требований Е.В. нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно принято с неправильным применением норм материального права, поэтому подлежит отмене по
п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Е.В. в полном объеме.
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 24.06.2015 отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Е.В. о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15.10.2014 - отказать.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Р.В.КУЧЕРОВА
Е.Г.СЕДЫХ