Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.06.2016 по делу N 33-9746/2016
Требование: О взыскании компенсаций за сверхурочную работу и задержку выплаты денежного довольствия, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Сотрудник противопожарной службы указал на невыплату спорных сумм при увольнении.
Решение: Требование удовлетворено в части.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.06.2016 по делу N 33-9746/2016
Требование: О взыскании компенсаций за сверхурочную работу и задержку выплаты денежного довольствия, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Сотрудник противопожарной службы указал на невыплату спорных сумм при увольнении.
Решение: Требование удовлетворено в части.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу N 33-9746/2016
Судья Толкачева О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Лузянина В.Н.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Д. к федеральному государственному казенному учреждению "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" о взыскании компенсации за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплаты денежного довольствия, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Д. на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.02.2016.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя истца С., действующей на основании доверенности <...> от <...>, судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области") о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <...> по <...> годы в размере <...> руб.; компенсации за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении (за выслугу лет), оплаты сверхурочной работы в размере <...> руб.; компенсации морального вреда в размере <...> руб.; расходов по оплате услуг представителя в размере <...> руб.
В обоснование иска указал, что с <...> проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, последняя замещаемая должность <...> инструктор по вождению пожарной машины - водителя N пожарной части ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области". Приказом от <...> N Д. уволен, на основании п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, по ограниченному состоянию здоровья. При увольнении Д. орган противопожарной службы несвоевременно произвел выплату единовременного пособия (за выслугу лет), а также не выплатил компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за <...> - <...> годы, чем нарушил личные неимущественные права истца.
Ответчик, не оспаривая обстоятельства наступления материальной ответственности вследствие несвоевременной выплаты Д. единовременного пособия (за выслугу лет), в остальной части иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал на обстоятельства выплаты сотруднику всех причитающихся при увольнении сумм.
Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.02.2016 иск Д. удовлетворен частично.
Судом постановлено: взыскать с ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" в пользу Д. компенсацию за задержку выплаты единовременного пособия (за выслугу лет) в размере <...> руб., компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с <...> по <...> годы в размере <...> руб., компенсацию за задержку оплаты сверхурочной работы в размере <...> руб., компенсацию морального вреда в размере <...> руб., расходы по оплате услуг представителя в размере <...> руб.; взыскать с ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <...> руб.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Д. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В суд апелляционной инстанции явился представитель истца, настаивавший на доводах апелляционной жалобы.
Истец, представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебных извещений (N от <...>). Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудников органов противопожарной службы, их денежного довольствия, регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 25.07.2002 N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1.
Помимо этого, исходя из положений ч. 1 и ч. 4 ст. 15, ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы применяются нормы трудового законодательства с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц и лишь в той части, которая не урегулирована специальным законодательством.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с <...> Д. проходил службу в Государственной противопожарной службе МВД России, которая на основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 01.01.2002 преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, где истец, в соответствии с условиями контракта от <...> замещал должность <...> инструктора по вождению пожарной машины - водителя N пожарной части ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области".
Приказом от <...> N Д. уволен, на основании п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, по ограниченному состоянию здоровья.
Удовлетворяя требование истца о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты единовременного пособия (за выслугу лет), предусмотренного приказом от <...> N в размере <...> месячных окладов денежного довольствия, суд первой инстанции, исходил из установленных обстоятельств несвоевременности выплаты сотруднику после увольнения причитающегося ему пособия.
Поскольку работодатель допустил необоснованное нарушение сроков выплаты истцу единовременного пособия, то суд первой инстанции, исходя из требований ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно установил основание для привлечения ответчика к материальной ответственности, правильно произведя соответствующий расчет.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным проверить его законность и обоснованность в пределах доводов апелляционной жалобы о наличии оснований для увеличения размера компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, подлежащей взысканию с ответчика, которые заслуживают внимания.
В соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 2).
Сотрудникам, уволенным со службы, замещавшим ко дню увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении, выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника (п. 156).
В соответствии с пунктами 96 - 100 Порядка сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения МЧС России.
При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 95 настоящего Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).
Положением о суммированном учете рабочего времени ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени для сотрудников данного учреждения предусмотрена равной 1 год (п. N).
Переработка определяется путем вычитания из фактически отработанных в данном учетном периоде часов конкретным работником нормальной продолжительности рабочего времени в данном учетном периоде. Количество реально (фактически) отработанных часов в году сравнивается с количеством рабочих часов, установленных в отчетный период. Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается производственным календарем, утвержденным Минтрудом Российской Федерации на соответствующий год. При этом под нормальной продолжительностью рабочего времени понимается время, когда сотрудник фактически исполнял свои должностные обязанности, то есть, исключая время отсутствия на рабочем месте по уважительным причинам (п. N).
Исходя из анализа перечисленных выше положений, совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, в том числе табелей учета служебного времени, объяснений участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактическое выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составило в <...> году - <...> часов, <...> году - <...> часов, <...> году - <...> часов, <...> году - <...> часов.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, которые оценены судом с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Вместе с тем, производя расчет компенсации за сверхурочную работу, суд первой инстанции, неправомерно не включил в него районный коэффициент.
Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет, что денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе процентных надбавок к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (ст. 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 установлены размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.
Пунктом 10 Приложения к названному Постановлению Свердловская область (за исключением Гаринского и Таборинского района, городов Ивдель, Карпинск, Краснотурьинск, Североуральск, Новоуральск и Лесной) отнесена к районам, в которых применяется коэффициент 1,15.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: должностной оклад; оклад по специальному званию; ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Аналогичные положения содержатся в п. 65, 66, 73, 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195.
В силу требований п. 95 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.
Исчисление часовой ставки за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени осуществляется в соответствии с п. 95 настоящего Порядка (п. 94).
Таким образом, при расчете компенсации за сверхурочную работу подлежит использованию должностной оклад, входящий в состав денежного довольствия, на который подлежит начислению районный коэффициент.
Из системного толкования, перечисленных выше положений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суждения суда первой инстанции о невозможности начисления районного коэффициента на выплату, которая не учитывается в составе денежного довольствия (компенсация за сверхурочную работу), основаны на неверном применении норм материального права.
Кроме того, ограничивая размер компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени до 120 часов в год, суд не учел обстоятельства обращения Д. к ответчику с заявлениями о предоставлении дней отдыха за ранее отработанное время, использование которых истцом не нашло своего подтверждения материалами дела.
Поскольку Д. не реализовал свое право на предоставление дополнительных дней отдыха за службу в сверхурочное время по независящим от него обстоятельствам, то исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия считает возможным согласиться с доводами апелляционной жалобы о необходимости расчета компенсации за фактическую продолжительность сверхурочной работы, имевшую место в спорные периоды.
При определении размера компенсации за сверхурочную работу, судебная коллегия принимает за основу представленный истцом расчет, произведенный без учета налога на доходы физического лица, обязанность по удержанию которого в силу закона возложена на работодателя.
Кроме того, в силу требований ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчик обязан уплатить истцу, не получившему в полном объеме причитающиеся при увольнении денежные средства за сверхурочную работу проценты (денежную компенсацию) с размером которых, исходя из представленного истцом расчета и положений ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь положениями ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" суд пришел к правильному выводу о том, что на ФГКУ "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" лежит обязанность по возмещению истцу морального вреда, причиненного вследствие необоснованной задержки выплаты денежного довольствия.
Судебная коллегия полагает, что требования закона судом соблюдены, размер компенсации морального вреда определен с учетом требований разумности и справедливости, степени нравственных страданий, которые истец претерпел в связи с нарушенным правом на своевременное получение денежного довольствия, а также его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.02.2016 в части взыскания компенсации за сверхурочную работу, компенсации за задержку оплаты сверхурочной работы изменить.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "63 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области" в пользу Д. компенсацию за сверхурочную работу в размере <...> руб., с удержанием при выплате налога на доходы физического лица, компенсацию за задержку оплаты сверхурочной работы в размере <...> руб.
В остальной части решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 02.02.2016 оставить без изменения.
Председательствующий
О.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
В.Н.ЛУЗЯНИН