Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.09.2014 по делу N 33-12630/2014
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет со ссылкой на намеренное ухудшение жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истец совершил действия, связанные с отчуждением жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия, издание специального закона, устанавливающего порядок обеспечения жильем на тех же условиях, что и ранее, не исключает необходимость учета совершенных до вступления в силу этого закона действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.09.2014 по делу N 33-12630/2014
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет со ссылкой на намеренное ухудшение жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как истец совершил действия, связанные с отчуждением жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия, издание специального закона, устанавливающего порядок обеспечения жильем на тех же условиях, что и ранее, не исключает необходимость учета совершенных до вступления в силу этого закона действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N 33-12630/2014
Судья Кайгородова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Ишенина Д.С. и Седых Е.Г.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании решения незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалевой Т.И., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по <...>, в котором просил признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по <...> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <...>, протокол N, в части отказа в постановке истца на учет на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по <...> поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, с <...>.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 283-ФЗ имеет дату 30.12.2012, а не 30.12.2013. | |
В обоснование иска указал, что он с <...> проходит службу в государственной противопожарной службе МЧС России, в настоящее время занимает должность <...>. Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, либо принадлежащих на праве собственности, не имеет, проживает с родителями в их квартире. <...> истец сдал заявление и все необходимые документы секретарю комиссии Главного управления МЧС России по <...> для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии Главного управления МЧС России по <...> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <...>, оформленным протоколом N, истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как не соответствующему требованиям
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2013 N 283-ФЗ (ухудшение жилищных условий), в связи с намеренным ухудшением истцом его жилищных условий путем отчуждения квартиры, расположенной по адресу: <...>. С таким решением истец не согласен, указывая, что государственная регистрация прекращения права собственности на указанное жилое помещение была произведена им <...>. На момент отчуждения жилого помещения истец не знал и не мог знать о возможности издания указанного
Закона, что свидетельствует об отсутствии умысла с его стороны на совершение намеренных действий в целях постановки на учет.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 18 июля 2014 года признано незаконным решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> по постановке на учет сотрудников федеральной противопожарной службы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе М. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от <...> N. В остальной части исковые требования М. оставлена без удовлетворения.
С таким решением представитель Главного управления МЧС России по <...> Р. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права. Полагает, что Федеральный
закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ не содержит указания на то, что ухудшение жилищных условий признается отчуждение жилых помещений только с 01 января 2013 года. В силу
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен телефонограммой, а также путем публикации сведений на официальном сайте Свердловского областного суда. О причинах неявки не сообщил. На основании
п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, в частности, если сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Во исполнение данной
нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В силу
п. 1 названных Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Как следует из материалов дела М. проходит службу в ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" в должности <...>. Выслуга М. в Государственной противопожарной службе по состоянию на <...> составляла в календарном исчислении 24 года 03 месяца.
<...> М. обратился в комиссию Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> по постановке на учет сотрудников федеральной противопожарной службы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив соответствующий пакет документов.
Решением комиссии от <...>, оформленным протоколом N, М. отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании
п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку в <...> года М. произвел отчуждение принадлежавшего ему жилого помещения по адресу: <...>.
Разрешая заявленный спор, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных М. требования об оспаривании указанного решения комиссии ГУ МЧС России по <...> от <...>.
Суд указал, что производя продажу принадлежащей ему квартиры в <...> году, истец не мог совершить это с намерением получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной указанным Федеральным
законом, поскольку
закон был принят 30 декабря 2012 года и вступил в силу с 01 января 2013 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда на основании следующего.
В соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что в период с <...> по <...> М. был зарегистрирован по адресу: <...>, общей площадью <...> кв. м
<...> М. произвел отчуждение принадлежавшей ему на праве собственности квартиры <...> по договору купли-продажи, заключенному им с <...>.
В настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <...>. Указанная трехкомнатная квартира, общей площадью <...> кв. м принадлежит матери истца <...> В квартире зарегистрировано 5 человек.
Таким образом, с учетом наличия у истца в собственности однокомнатной квартиры площадью <...> кв. м обеспеченность М. общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла более 15 кв. м.
Учитывая данный факт, судебная коллегия полагает, что истец совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий, к каковым
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ отнесены в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
При этом, вопреки выводам суда, указаний на то, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления этого Федерального
закона действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, названная
норма не содержит.
На момент отчуждения М. квартиры обеспечение жильем сотрудников федеральной противопожарной службы осуществлялось на основании
ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и
Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", устанавливающих право федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Российской Федерации не менее 1 года и принятого на учет в федеральном государственном органе, на получение 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
При этом условия, при которых предоставлялась единовременная субсидия (нуждаемость в жилье), были такими же, как установленные в последующем Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этой связи издание в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы специального нормативного правового акта - Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, устанавливающего порядок обеспечения жильем на тех же условиях, что и ранее, не исключает необходимость учета при оценке жилищных прав истца совершенных им до вступления в силу этого
Закона действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Аналогичное правило установлено и Жилищным
кодексом Российской Федерации, действующим с 01 марта 2005 года.
Решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Отменяя решение суда, судебная коллегия принимает новое об отказе в удовлетворении исковых требований М., поскольку 5 лет с момента продажи принадлежащей истцу квартиры не прошло.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 320,
п. 1 327.1,
п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга по делу N 33-12630/2014 принято 18.07.2014, а не 18.06.2014. | |
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга 18 июня 2014 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилья отказать.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Д.С.ИШЕНИН
Е.Г.СЕДЫХ