Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.07.2015 по делу N 33-9864/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Сотруднику противопожарной службы отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты со ссылкой на обеспеченность жилым помещением выше учетной нормы, сотрудник указал, что он зарегистрирован в жилом помещении, собственниками которого являются его сестра, мать и сын, в данной квартире он не проживает, членом семьи собственников не является.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.07.2015 по делу N 33-9864/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, об обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Сотруднику противопожарной службы отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты со ссылкой на обеспеченность жилым помещением выше учетной нормы, сотрудник указал, что он зарегистрирован в жилом помещении, собственниками которого являются его сестра, мать и сын, в данной квартире он не проживает, членом семьи собственников не является.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N 33-9864/2015
Судья Кайгородова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Седых Е.Г.,
Морозовой С.Б.,
при секретаре судебного заседания К., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе истца Ш.Н. на решение Октябрьского районного суда <...> от 31.03.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения истца Ш.Н. и ее представителя П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика И., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш.Н. обратилась с иском Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <...> о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указала, что проходит службу в Государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по <...> с 03.04.1995, в должности радиотелефониста 105 пожарной части ФКУ 60 ОФПС по <...> с <...> по настоящее время. Выслуга лет на <...> составила 18 лет 9 месяцев 11 дней. <...> она обратилась в комиссию ГУ МЧС России по <...> с рапортом о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в чем ей было отказано решением комиссии от <...> в связи с обеспеченностью жилым помещением более 15 кв. м на одного члена семьи, с чем она не согласна. Она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>. Данное жилое помещение представляет собой трехкомнатную квартиру общей площадью 61,80 кв. м и находится в собственности Щ.Н. (сестра истца), Щ.М. (мать истца) и Ш.С. (сын истца), по 1/3 доле в праве у каждого. Однако в этой квартире она не проживает, членом семьи собственников квартиры не является.
Истец просила признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по <...> об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13.05.2014, оформленное протоколом N 5, обязать комиссию ГУ МЧС России по <...> поставить Ш.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец и ее представитель П. исковые требования поддержали. Пояснили, что регистрация истца в квартире по адресу: <...>, носит административный характер и не порождает права на данное жилое помещение. Щ.М., сособственник данной квартиры, умерла, завещав свою 1/3 долю в праве собственности на квартиру Щ.А. - брату истца. В квартире по адресу: <...>, зарегистрировано два человека, она и ее сын Ш.С., который с семьей занимает одну комнату в данной квартире. К двум другим комнатам истец доступа не имеет. Ее родственники предлагают ей выкупить их доли, однако у нее не имеется для этого денежных средств. После развода с супругом она проживает в съемных квартирах.
Представители ответчика ГУ МЧС России по <...> Р. и И. возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что комиссией ГУ МЧС России по <...> при рассмотрении заявления Ш.Н. было принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что истец является членом семьи собственника жилого помещения и имеет в пользовании на каждого члена семьи более 15 кв. м общей площади жилого помещения. Не проживание истца в квартире по адресу: <...>, не имеет значения, поскольку истец зарегистрирована в данной квартире и на момент ее приватизации отказалась от участия в приватизации, тем самым приобрела право постоянного пользования квартирой.
Решением Октябрьского районного суда <...> от <...> в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель настаивали на доводах апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, указывая на неправильное толкование истцом норм материального права.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от <...> N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от <...> N 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации <...> от <...> утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Судом установлено, что Ш.Н. проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России (ГПС). Продолжительность службы истца в ГПС на <...> в календарном исчислении составила 18 лет 9 месяцев 11 дней.
Как следует из материалов дела, <...> истец обратилась в комиссию ГУ МЧС России по <...> с заявлением (рапортом) о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии ГУ МЧС России по <...> от 13.05.2014, оформленным протоколом N 5, истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты как не соответствующей требованиям ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по причине обеспеченности жилым помещением общей площадью более 15 кв. м.
Материалами дела подтверждается, что на момент принятия комиссией ГУ МЧС России по <...> оспариваемого истцом решения и в настоящее время Ш.Н. зарегистрирована в трехкомнатной квартире по адресу: <...>, общей площадью 61,80 кв. м.
Согласно справке Центра по приему и оформлению документов на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания <...> от <...> N на дату выдачи справки в квартире по адресу: <...>, были зарегистрированы: Щ.М., <...> года рождения, с 03.06.1980, Ш.Н., <...> года рождения, с 25.11.1968, Ш.С., <...> года рождения, с 02.06.1988.
Согласно свидетельству о смерти от <...> серии III-АИ N Щ.М. умерла 17.02.2014.
При этом, как следует из представленной истцом копии нотариально удостоверенного завещания от 16.04.2002, Щ.М. завещала 1/3 долю в праве общей собственности на квартиру по адресу: <...>, Щ.А.
Факт принадлежности Щ.М. указанного имущества подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.04.2002. Также собственниками квартиры по адресу: <...> являются Ш.С. (1/3 доля) и Щ.Н. (1/3 доля).
Таким образом, в настоящее время квартира по адресу: <...>, принадлежит Щ.Н., Ш.С. и Щ.А., по 1/3 доле каждому.
Судом также установлено, что квартира по адресу: <...>, была приобретена в собственность Щ.М., Щ.Н. и Ш.С. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного между перечисленными лицами и администрацией <...> 11.02.2002, то есть в порядке приватизации.
Истец Ш.Н., будучи зарегистрированной в указанной квартире на момент заключения договора передачи квартиры в собственность граждан, имела равное право пользования ею с приватизировавшими квартиру гражданами, а потому также имела право на участие в приватизации данного жилого помещения.
Однако Ш.Н. отказалась от участия в приватизации квартиры по адресу: <...>, и в связи с этим, в силу правил ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" приобрела постоянное право пользования указанной квартирой и сохраняет его до настоящего времени, поскольку она не снялась с регистрационного учета в данном жилом помещении, а также не была признана утратившей право пользования данным жилым помещением в судебном порядке.
Принимая во внимание, что истец приобрела право бессрочного пользования квартирой по адресу: <...>, суд пришел к обоснованному выводу о том, что прекращение семейных отношений между нею и собственниками квартиры не могло повлечь прекращение ее права пользования указанным жилым помещением. Тот факт, что Ш.Н. выехала из квартиры по адресу: <...>, после чего в ней не проживала, также не повлекло прекращение ее права пользования данной квартирой.
На основании анализа положений п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от <...> N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" судом верно отмечено, что в данном случае сохранение регистрации истцом по месту жительства в квартире по адресу: <...>, следует расценивать как ее волеизъявление, направленное на сохранение ею за собой права на данное жилое помещение. Иными словами, тот факт, что Ш.Н. продолжала быть зарегистрированной в этой квартире и не снялась с регистрационного учета в ней, свидетельствует о том, что она от своего права на данное жилое помещение не отказывалась.
Кроме того, сохранение регистрации истца в квартире по адресу: <...> свидетельствует и о том, что право пользования этой квартирой признавалось за ней и собственниками этого жилого помещения, которые не обращались к Ш.Н. с требованием сняться с регистрационного учета, а также не заявляли требования о признании Ш.Н. утратившей право пользования квартирой по адресу: <...>, в судебном порядке.
Учитывая общую площадь квартиры по адресу: <...>, - 61,80 кв. м, на каждого из сособственников квартиры и истца приходится по 15,45 кв. м общей площади жилого помещения (61,80 кв. м: 4). Следовательно, истец обеспечена общей площадью жилого помещения свыше 15 кв. м, что не позволяет принять ее на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд пришел к правильному выводу о том, что решение комиссии ГУ МЧС России по <...> об отказе Ш.Н. в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соответствует закону и не подлежит отмене.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, ч. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда <...> от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ш.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.КОВАЛЕВА
Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
С.Б.МОРОЗОВА