Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.09.2015 по делу N 33-14571/2015
Требование: О признании прав на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, состоять на учете для получения выплаты.
Обстоятельства: Истцу отказано в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не является действующим сотрудником противопожарной службы, не состоит на учете по обеспечению жилым помещением, им не представлены необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.09.2015 по делу N 33-14571/2015
Требование: О признании прав на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, состоять на учете для получения выплаты.
Обстоятельства: Истцу отказано в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не является действующим сотрудником противопожарной службы, не состоит на учете по обеспечению жилым помещением, им не представлены необходимые документы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. по делу N 33-14571/2015
Судья Морозова Н.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Константиновой О.В.,
судей Деменевой Л.С. и Ильиной О.В.
при секретаре судебного заседания Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.В. к Уральскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, права состоять на учете для выплаты единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21.07.2015.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица А.В., судебная коллегия
установила:
М.В., с учетом уточнения в порядке
ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Уральскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании за ним и членами его семьи И.М., Е.А. права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, права состоять на учете для выплаты единовременной социальной выплаты.
В обоснование иска указал, что <...> он обратился с заявлением о выплате ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением необходимых документов. Данное заявление было передано руководителем Уральского РЦ МЧС России для рассмотрения в комиссию Уральского РЦ МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятия с указанного учета (далее по тексту - Комиссия). Комиссией было принято решение о рекомендации истцу обратиться с соответствующим заявлением в порядке, установленном законом. Во исполнение данных рекомендаций М.В. <...> было подано надлежащим образом оформленное заявление в Комиссию, решением которой истцу было отказано в признании за ним права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты. С вынесенным решением М.В. не согласился, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21.07.2015 в удовлетворении иска М.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права. По мнению истца, судом не учтены такие юридически значимые факты как нуждаемость М.В. и членов его семьи в жилом помещении. Истец имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах МЧС России более 10 лет, уволен со службы с правом на пенсию с <...>, за период службы жилым помещением не обеспечивался, субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета не получал. Более того, он в установленном законом порядке и к уполномоченному лицу обратился с заявлением о реализации права на получение единовременной социальной выплаты. Особенности же обращения, как и данные о форме необходимого заявления М.В. известны не были. В то же время, он определенно выразил свое намерение на получение выплаты до даты увольнения.
Уральским региональным центром МЧС России принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик указал, что нормами Федерального
закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признается право на получение единовременной социальной выплаты только за действующими сотрудниками, имеющими общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении и сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения данной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию. В то же время М.В. на момент увольнения с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, отвечающим требованиям закона, не обращался и на учет соответственно принят не был. В рапорте об увольнении от <...> истец просил произвести выплату, что при отсутствии решения о принятии на учет, рассмотрено и разрешено быть не могло.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, его требования удовлетворить.
Представитель ответчика и третьего лица МЧС России А.В. в суде апелляционной инстанции возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо Е.А., представитель ТОИОГВ Свердловской области - Управление социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом путем направления извещений от 04.09.2015.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопросы, связанные с единовременной социальной выплатой для приобретения или строительства жилого помещения, на которую претендует заявитель, регулируются Федеральным
законом от 30.11.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно
части 1 статьи 4 Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В
пунктах 1,
2 части 3 статьи 4 Закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, <...> М.В. обратился с рапортом на имя руководителя Уральского РЦ МЧС России о выдаче разрешения на выплату единовременной социальной выплаты и увольнении из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России на основании
п. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Уральского РЦ МЧС России от <...> N М.В. уволен с Государственной противопожарной службы МЧС России на основании
п. "в" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Также решением Комиссии рекомендовано М.В. подать в установленном порядке заявление и пакет документов.
При разрешении заявленного иска, суд обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку в рапорте от <...> отсутствовали требования истца о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обращенные к компетентному субъекту, то есть к Комиссии, а не к руководителю Уральского РЦ МЧС России, то у ответчика отсутствовали правовые основания для принятия М.В. на учет, учитывая, что ответчик не вправе давать собственное толкование и придавать иное значение тем обращениям, которые поступают в Комиссию на рассмотрение.
Отсутствие у М.В. необходимых юридических познаний само по себе не освобождает лицо от исполнения предусмотренных законом требований, учитывая при этом отсутствие данных о том, что истец, действуя добросовестно, предпринимал действия по реализации права на жилое помещение в период прохождения службы.
Кроме этого, истцом не оспаривалось, что при подаче рапорта, требуемые
п. 5 Правил, документы им представлены не были.
В последующем <...> М.В. обратился в комиссию с заявлением о представлении необходимых копий документов в целях разрешения вопроса о постановке на учете для получения единовременной социальной выплаты.
По итогам заседания Комиссии согласно выписке из протокола <...> от <...> принято решение об отказе М.В. в признании права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с тем, что М.В. не является действующим сотрудником ФПС и не состоит на учете по обеспечению жилым помещением, М.В. не представлены документы, предусмотренные
п. 5 Правил, часть документов в нарушение
п. 6 Правил не заверена.
Согласно
ч. 7 ст. 4 вышеназванного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как верно указано судом, возможность принятия на учет в целях получения единовременной социальной выплаты в силу требований
п. 4 Правил предусмотрена только в отношении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной службы Государственной противопожарной службы МЧС России, то есть лиц, проходящих службу до их увольнения. В то же время по состоянию на <...> М.В. таким действующим сотрудником Федеральной службы Государственной противопожарной службы МЧС России не являлся.
Судом также подробно произведена оценка выводов Комиссии о несоблюдении М.В. требований
п. п. 5,
6 Правил и непредставлении полного пакета требуемых документов.
Ответчик указал на непредоставление истцом таких документов, как свидетельство о регистрации по месту пребывания, поскольку фактическое место проживания сотрудника не соответствует месту постоянной регистрации, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, либо документы, подтверждающие невозможность их получения, послужной список, часть документов не заверена.
Представление данных документов в силу требований
подп. "б",
"з" п. 5,
п. 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N (далее по тексту - Правила), является обязательным. Истцом же не оспаривается тот факт, что вышеназванные документы ни при первоначальном обращении, ни в последующем представлены в Комиссию не были.
Так, согласно
п. п. 5,
6 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства, либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных
пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Доводы апелляционной жалобы о нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении, нахождение М.В. на службе более 10-ти лет, судебная коллегия не принимает, поскольку помимо названных истцом требований, нормами действующего законодательства предусмотрена также обязанность по соблюдению порядка оформления и подачи заявления, то есть выражения воли заявителя в порядке, определенном законом.
Также опровергается материалами дела позиция истца о том, что до даты увольнения он обращался с заявлением о постановке на учет, поскольку из данного заявления от <...> прямо следует намерение М.В. на получение разрешения на выплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также на увольнение из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России.
Таким образом, требования заявителя основаны на неверном применении закона.
Учитывая, что по существу суд пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 21.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
О.В.ИЛЬИНА