Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2012 по делу N 33-999/2012
Иск об устранении нарушений правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения удовлетворен правомерно, так как в целях обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, сохранности имущества ответчики обязаны независимо от того, что помещение соответствовало ранее действующему законодательству, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, даже если они претерпевали изменения.


Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2012 по делу N 33-999/2012
Иск об устранении нарушений правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения удовлетворен правомерно, так как в целях обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, сохранности имущества ответчики обязаны независимо от того, что помещение соответствовало ранее действующему законодательству, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, даже если они претерпевали изменения.

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 мая 2012 г. по делу N 33-999/2012
Судья: Пронина Т.М.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.
судей коллегии Гниденко С.П., Бреевой С.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда от 10 февраля 2012 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новый Уренгой, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Олененок" о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в здании, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Олененок" удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Новый Уренгой и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Олененок" провести следующие противопожарные мероприятия в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Олененок"
- провести прямую (стационарную) телефонную связь с пожарной охраной;
- заменить эксплуатирующиеся светильники, не оборудованные колпаками (рассеивателями), предусмотренные их конструкцией, светильниками, оборудованными колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией.
Срок устранения нарушений правил пожарной безопасности установить: в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения прокурора Камалтыновой З.Х., судебная коллегия,
установила:
Прокурор г. Новый Уренгой обратился в суд с иском к Администрации г. Новый Уренгой, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Олененок" о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Олененок", расположенном по адресу:. В обоснование иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой города проверкой установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, допущенные в МБДОУ ДС "Олененок". Это следует из акта N 985 от 17 ноября 2011 года, составленного по результатам проверки, проведенной сотрудниками отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО. В обоснование требований прокурор ссылается на нормы и требования, содержащиеся в Правилах пожарной безопасности, ст. 51 ФЗ "Об образовании", в соответствии с которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, на ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности", возлагающей обязанность на руководителей организации требований пожарной безопасности. Также указывает, что в силу ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 31 ФЗ "Об образовании", Уставом муниципального образования город Новый Уренгой ответственным за соблюдением правил пожарной безопасности является собственник муниципального имущества - Администрация города Новый Уренгой и образовательное учреждение - владелец имущества. Предписанием отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО от 16 мая 2011 года N 388/1/388 руководству образовательного учреждения предполагалось устранить установленные нарушения пожарной безопасности. До настоящего времени нарушения пожарной безопасности образовательным учреждением не устранены. Администрация г. Новый Уренгой финансирование соответствующих мероприятий не производила прокурор полагает, что эксплуатация здания образовательного учреждения с указанными нарушениями правил пожарной безопасности влечет недопустимый риск для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Обеспечение пожарной безопасности преследует своей целью защиту жизни и здоровья неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков устранить нарушения правил пожарной безопасности: в объеме чердачного помещения участков вводного электрокабеля с алюминиевыми жилами проложить через металлическую трубу; в объеме чердачного помещения участок электропроводов осветительной сети с алюминиевыми жилами (от распределительного электрощита до разветвительной коробки в коридоре) проложить через металлическую трубу; исключить подключения к электросети водонагревательных котлов в здании без проведения соответствующих расчетов, допускающих возможность таких подключений, исключить сверхдопустимый нагрев изоляции проводов (оплавление изоляции проводов и специальных сжимов в распределительных коробках) при включении в электросеть водонагревательных котлов 1-ой и 2-ой групп детского сада.
09 февраля 2012 года прокурором был изменен предмет иска. Согласно указанным изменениям прокурор просил обязать МБДОУ ДС "Олененок в р-не Коротчкаево в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании МБДОУ ДС "Олененок": обеспечить прямую (стационарную) телефонную связь с пожарной охраной; исключить эксплуатацию светильников, не оборудованных колпаками (рассеивателями), предусмотренными инструкцией. Обязать Администрацию г. Новый Уренгой обеспечить финансирование устранений выше указанных нарушений правил пожарной безопасности.
Впоследствии предмет иска был вновь изменен. Прокурор просил обязать Администрацию г. Новый Уренгой и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Олененок" в месячный срок со дня вступления решения в законную силу провести следующие противопожарные мероприятия в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Олененок": провести прямую (стационарную) телефонную связь с пожарной охраной; заменить эксплуатирующиеся светильники, не оборудованные колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией, светильниками, оборудованными колпаками (рассеивателями), их конструкцией.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор г. Новый Уренгой Спиридонов В.И. поддержал уточненные исковые требования, по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой К., действующая на основании доверенности, просила об отказе в удовлетворении иска. В представленных суду возражениях, указала, что в соответствии со ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления обеспечивают первичные меры пожарной безопасности на территории всего муниципального образования. Однако, противопожарные мероприятия указанные в исковом заявлении прокурора г. Новый Уренгой, составляющие предмет спора, к первичным мерам пожарной безопасности не относятся, и соответственно их выполнение не является обязанностью администрации г. Новый Уренгой. Кроме того, устранение замечаний требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности предусмотрено муниципальной целевой программой "Ремонт объектов муниципальной собственности на 2011 - 2013 годы". Администрацией города Новый Уренгой, как собственником имущества, организована постоянная работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности. Полагала о том, что, Администрация города Новый Уренгой является ненадлежащим ответчиком по данному судебному делу. Указала, что нежилое помещение, расположенное по адресу: является собственностью муниципального образования город Новый Уренгой и передано на основании договора о передачи муниципального того помещения в оперативное управление МБДОУ ДС "Олененок". Администрация г. Новый Уренгой является учредителем данного образовательного учреждения. МБДОУ ДС "Олененок" является самостоятельным юридическим лицом, которое самостоятельно отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Таким образом, МБДОУ ДС "Олененок" несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности. Кроме того, полагал о невозможности применения норм Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 и нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, поскольку данные нормы вступили в законную силу 30.06.2003 г., в том время как здание МБДОУ ДС "Олененок" введено в эксплуатацию в 1985 году.
Представитель ответчика МБДОУ ДС "Олененок" Х., исполняющая обязанности руководителя учреждения, исковые требования не признала, указав, что не оспаривает наличие выявленных прокурором нарушений правил пожарной безопасности, ими предпринимаются необходимые меры по устранению данных нарушений. Однако учреждение действует только в пределах выделенных ему лимитов денежных средств.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен представитель ответчика Администрации г. Новый Уренгой К.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы дублируют доводы возражений на иск.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения прокурора Камалтыновой З.Х. полагавшей решение суда не подлежащим отмене и изменению, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями ст. 1, ст. 3 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, предусмотрено, что данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Как видно из дела, в ходе проведения проверки 17 ноября 2011 года Отделом надзорной деятельности по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, в МБДОУ детский сад "Олененок" были выявлены ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе, отсутствие прямой (стационарной) телефонной связи с пожарной охраной (п. 39 ППБ 01-03); эксплуатация светильников, не оборудованных колпаками (рассеивателями), предусмотренными их конструкцией (п. 60 ППБ 01-03).
По результатам проверки в адрес МБДОУ ДС "Олененок" было вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений N 388/1/388 от 16 мая 2011 года.
Судом установлено, что выявленные в учреждении нарушения требований пожарной безопасности, указанные выше, до настоящего времени не устранены, предписание органа госпожнадзора в установленном законом порядке не обжаловано.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Олененок" учреждено и финансируется Администрацией г. Новый Уренгой, входит в состав муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из положений Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, согласно которым собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (пункт 10).
Как следует из пояснений представителя МБДОУ ДС "Олененок" невыполнение соответствующего предписания госпожнадзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности в их учреждении связано с отсутствие финансирования со стороны администрации города Новый Уренгой на указанные цели.
Как видно из пункта 3.2.7 Договора N 46 о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления от 23 августа 2010 года, в обязанности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Олененок" в части соблюдения противопожарной безопасности входит лишь содержание за свой счет пожарной сигнализации.
С учетом того, что Администрация г. Новый Уренгой является собственником имущества и учредителем образовательного учреждения, а договором между Департаментом недвижимости Администрации МО г. Новый Уренгой и МБДОУ ДС "Олененок" не установлена обязанность последнего нести расходы по устранению нарушений пожарной безопасности в полном объеме, то обязанность по их устранению правомерно возложена судом, в том числе и на Администрацию г. Новый Уренгой.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности и осуществлением непосредственного руководства системой пожарной безопасности, сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности несет МБДОУ ДС "Олененок", которое обязано поддерживать ее в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы по ее содержанию, не свидетельствуют о том, что устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности в полном объеме должно быть возложено только на данное образовательное учреждение.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы и о том, что поскольку здание школы 1985 года постройки, то к нему должны предъявляться требования СНиПов, правил пожарной безопасности, действующих на момент возведения здания детского сада, поскольку, требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений предъявляются на всех этапах их создания и эксплуатации, поэтому доводы апеллятора о том, что замечаний к объекту не имелось, поскольку акт ввода в эксплуатацию детского сада был подписан представителем противопожарной охраны, не означают, что здание детского сада не должно соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности в процессе его эксплуатации.
При изложенных обстоятельствах, в целях обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, сохранности имущества ответчики обязаны независимо от того, что помещение детского сада соответствовало ранее действующему законодательству, при дальнейшей его эксплуатации соблюдать требования пожарной безопасности, предусмотренные в правилах пожарной безопасности, технических регламентах, СНиПах, ГОСТах даже если они претерпевали изменения.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся по существу к переоценке фактических обстоятельств дела, установленных судом, и оспариванию постановленных судом выводов.
При таких обстоятельствах, решение суда о возложении обязанности по выполнению противопожарных мероприятий на МБДОУ ДС "Олененок" и Администрацию г. Новый Уренгой является законным и обоснованным, и оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Администрации города Новый Уренгой - без удовлетворения.