Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2014 N 33-1234/2014
В удовлетворении исковых требований об обязании производить выплату денежного довольствия за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни с учетом северной надбавки и районного коэффициента отказано, так как спорные выплаты не входят в состав денежного довольствия, на них не начисляются процентная надбавка и районный коэффициент, на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы нормы Трудового кодекса РФ в части выплаты денежного довольствия не распространяются.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.06.2014 N 33-1234/2014
В удовлетворении исковых требований об обязании производить выплату денежного довольствия за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни с учетом северной надбавки и районного коэффициента отказано, так как спорные выплаты не входят в состав денежного довольствия, на них не начисляются процентная надбавка и районный коэффициент, на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы нормы Трудового кодекса РФ в части выплаты денежного довольствия не распространяются.
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. N 33-1234/2014
Паршуков А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Долматова М.В. и Мочаловой Н.В.
при секретаре К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
Обязать Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по ЯНАО" производить выплату денежного довольствия П.В., К.Г., Э., Н.Н.К., Б.А.В., С.О. за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни с учетом северной надбавки и районного коэффициента, а также обязать произвести перерасчет денежного довольствия (оклад и оклад по званию) с учетом северной надбавки и районного коэффициента с 1 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мосиявич С.И., объяснения представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения К.Г., С.В. - представителей истцов, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
установила:
Истцы П.В., К.Г., Э., Н.Н.К., Б.А.В., С.О. обратились в суд с иском к ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО" о признании права на получение северной надбавки и районного коэффициента к денежному довольствию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также о возложении обязанности произвести перерасчет денежного довольствия с учетом северной надбавки и районного коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указали, что проходят службу по контракту на должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава. В нарушение положений Трудового
кодекса РФ работодатель производит расчет заработной платы за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни без учета северной надбавки и районного коэффициента.
Истцы П.В., Э., Н.Н.К., Б.А.В., С.О. участия в судебном заседании не принимали, просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием представителя К.Г.
Истец К.Г., одновременно представляющий интересы других истцов, требования поддержал.
Представитель ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО" Р. против иска возражала, пояснив, что
Приказом МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" не предусмотрена выплата районного коэффициента и северной надбавки за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
Апелляционным определением от 6 марта 2014 года судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО" без удовлетворения.
4 апреля 2014 года в Салехардский городской суд поступила апелляционная жалоба Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ЯНАО, не привлеченного к участию в деле в суде первой инстанции, на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2013 года. В соответствии с жалобой решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального закона. Истцы, имея статус сотрудника ФПС ГПС МЧС России, получают денежное довольствие, социальные и иные гарантии и компенсации на основании Федерального
закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и
Приказа "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
Определением суда от 17 апреля 2014 года управлению восстановлен срок для подачи жалобы, которая подлежит рассмотрению в настоящем судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции согласно
части 5 статьи 330 ГПК РФ.
Стороны о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции извещены.
Б.А.В., П.В., С.О., Э. просили о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
К.Г. являющийся представителем истцов и в том числе Н.Н.К., по ее письменному ходатайству, пояснил, что беседовал с ней по телефону, Н.Н.К. находится за пределами города, о времени и месте рассмотрения дела извещена просит рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражает, что бы дело не откладывалось, в случае перехода судом ЯНАО к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
К.Г. и С.В. представители истцов, А., О., Т., Д. представители ответчиков, после перехода судом ЯНАО к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, просили о рассмотрении дела в настоящем судебном заседании указывали на свою готовность и отсутствие необходимости откладывать рассмотрение дела.
Заслушав участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
п. 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, ГУ МЧС России по ЯНАО является распорядителем бюджетных средств подведомственных подразделений на территории ЯНАО, к числу которых относится ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по ЯНАО" - ответчик по настоящему делу. О постановленном решении управлению стало известно при обращении ФКУ за выделением дополнительных денежных средств, для исполнения решения суда.
Таким образом, не привлекая управление к участию в деле, суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что является самостоятельным и достаточным основанием, в силу приведенной
нормы права, для отмены решения суда, в связи с допущенным процессуальным нарушением.
Указанное обстоятельство является основанием для отмены и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2014 года исходя из положений
главы 39 ГПК РФ. Кроме того, законодателем не предусмотрено право суда апелляционной инстанции проверять законность судебного решения суда первой инстанции, при наличии действующего определения апелляционной инстанции, коим констатирован факт законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы проходят службу по контракту на должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в Федеральном казенном учреждении "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по ЯНАО", имея статус сотрудников Государственной противопожарной службы в системе МЧС России.
Причиной обращения в суд послужило не начисление ответчиком северной надбавки и районного коэффициента на выплаты, осуществляемые истцам, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Федеральный
закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2013 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон) регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
Во исполнение положений Федерального
закона издан
Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - Приказ).
Статья 2 Федерального закона закрепляет, что денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей и состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (
части 1 и
3).
Данная
норма определяет в качестве дополнительных выплат районные коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Между тем,
статья 2 Федерального закона и
пункты 65,
66,
73,
74 Приказа не учитывает денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни для применения районных коэффициентов в составе денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и предписывает, что порядок применения и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством Российской Федерации (
части 15 и
16).
Положение о том, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета пособий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации, содержит и
часть первая статьи 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Правила применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, также не предусматривают начисление районных коэффициентов на выплаты, которые не учитываются в составе денежного довольствия.
Таким образом, поскольку названные выше выплаты не входят в состав денежного довольствия на них не начисляются процентная надбавка и районный коэффициент.
Доводы стороны истцов о необходимости применения к спорным правоотношениям положений Трудового
кодекса РФ основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ТК РФ
(ст. 11) трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено
ТК РФ или иным федеральным законом. Следовательно, нормы трудового права распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и на всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так как они вступили в трудовые отношения. При этом
ТК РФ определяет круг лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство: военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены совета директоров организаций; лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и другие лица, если это установлено федеральным законом (
ч. 8 ст. 11). Следовательно, если отношения не являются трудовыми, но связаны с использованием личного труда, то на них нормы трудового права распространяются только в силу прямого указания
ТК РФ или федерального закона (с учетом исключения, определенного
ч. 8 ст. 11 ТК РФ).
Из указанного следует, что на сотрудников ФПС ГПС МЧС нормы Трудового
кодекса в части выплаты денежного довольствия не распространяются, поскольку правоотношения, связанные с выплатой денежного довольствия, регулируются специальным законодательством, о котором указано выше.
Сотрудники ФПС ГПС МЧС России, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы, к категории которых относятся истцы, проходят федеральную государственную службу. В соответствии с Федеральным
законом N 283-ФЗ, сотрудники ФПС ГПС МЧС и члены их семей находятся под защитой государства, для них установлены дополнительные социальные гарантии (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение и медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение и иные гарантии) как для государственных служащих.
В этой связи, говорить о том, что работодатель не применяя к спорным правоотношениям положения
ТК РФ, нарушает права истцов, по отношению к иным работникам, трудовая деятельность которых регламентируется Трудовым
кодексом, нельзя.
При таких обстоятельствах коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, полагая, что они не основаны на положениях закона.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2014 года отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.