Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20.01.2016 по делу N 33-343/2016
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проверки на предмет соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания в учреждении здравоохранения выявлены факты нарушения ответчиком действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент рассмотрения заявленного истцом требования нарушения, выявленные в результате проверки, устранены, обязанность ответчика по обеспечению безопасного нахождения в учреждении здравоохранения не исполнена.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 20.01.2016 по делу N 33-343/2016
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в результате проверки на предмет соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания в учреждении здравоохранения выявлены факты нарушения ответчиком действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент рассмотрения заявленного истцом требования нарушения, выявленные в результате проверки, устранены, обязанность ответчика по обеспечению безопасного нахождения в учреждении здравоохранения не исполнена.
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу N 33-343
Судья Толмачева И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Опалевой Т.П., судей Швецова К.И. и Казанцевой Е.С., при секретаре С. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 20 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" на решение Свердловского районного суда г. Перми от 24 июля 2015 года, которым постановлено,-
возложить на ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" обязанность устранить нарушения санитарно - эпидемиологических требований, а именно:
- в соответствии с требованиями
п. 8.8. Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить в ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10" использование мебели с гигиеническим покрытием;
- в соответствии с
пунктами 8.8. и
11.1 Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить во всех подразделениях ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10" использование медицинского оборудования с гигиеническим покрытием;
- в соответствии с
п. 6.24. Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 организовать подачу воздуха, подвергающегося очистке и обеззараживанию устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов на выходе из установки не менее, чем на 95% для класса Б, а также эффективность фильтрации, соответствующей фильтрам высокой эффективности (Н11-Н14), в помещение чистоты класса Б в помещениях Поликлиники N 5 (ул. Соловьева, 3, г. Пермь) - в процедурном кабинете, Поликлиники N 6 (ул. Пихтовая, 42, г. Пермь) - в процедурном кабинете;
- в соответствии с
п. 6.4. Главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обеспечить функционирование приточной механической системы вентиляции Бактериологической лаборатории (ул. Коминтерна, 14, г. Пермь);
- в соответствии
п. 3.2. СП 3.3.2367-08 обеспечить наличие в ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10" помещения для хранения запаса МИБП, помещения для размещения прививочной картотеки;
возложить на ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10" обязанность устранить в помещениях по адресу: г. Пермь, ул. Соловьева, 3 (поликлиника N 5) нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в соответствии с
п. 6.25 СНиП 21-01-97* обеспечить отделку стен коридоров на путях эвакуации с применением материала с показателями пожарной опасности менее, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2;
в соответствии с
п. 23 Правил противопожарного режима в РФ обеспечить наличие дверей, предусмотренных проектной документацией в районе кабинета N 26;
в соответствии с
п. 23 Правил противопожарного режима в РФ обеспечить свободный доступ к эвакуационным путям (общего коридора);
в соответствии с
п. 6.27 СНиП 21-01-97* обеспечить ширину горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в общем коридоре не менее 2 метров;
в соответствии с
п. 6.16 СНиП 21-01-97* обеспечить высоту эвакуационного выхода, ведущего из помещений поликлиники во двор дома ближе к торцу, не менее 1,9 метров;
в соответствии с
п. 6.16 СНиП 21-01-97* обеспечить ширину эвакуационного выхода, ведущего из помещений поликлиники во двор дома ближе к торцу, не менее 1,2 метров;
в соответствии с
п. 6.16 СНиП 21-01-97* обеспечить ширину дверного проема эвакуационного выхода, ведущего в тамбур основного эвакуационного выхода, в свету менее 1,2 метров при возможном числе эвакуирующихся более 50 человек;
возложить на Министерство здравоохранения Пермского края обязанность предоставить ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" денежные средства в размере, необходимом для выполнения работ по устранению указанных выше нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований;
взыскать с ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей;
Заслушав доклад судьи Швецова К.И., пояснения помощника прокурора Пермского края Третьяковой О.В., действующей в качестве представителя истца, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Свердловского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями к ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" и Министерству здравоохранения Пермского края, сославшись в обоснование данных требований на следующие обстоятельства.
В результате проведения прокурорской проверки на предмет соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания несовершеннолетних в ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" выявлены факты нарушения ответчиком требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований.
Для осуществления уставной деятельности ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" в своем составе имеет обособленные объекты: поликлинику N 4 (ул. Г. Хасана 10/а, г. Пермь); поликлинику N 5 (ул. Соловьева 3, г. Пермь); поликлинику N 6 (ул. Пихтовая 42, г. Пермь); поликлинику N 7 (ул. Вижайская 15, г. Пермь); поликлинику N 8 (ул. Бородинская 31, г. Пермь); биохимический отдел клинико-диагностической лаборатории (ул. Курчатова 2, г. Пермь); бактериологическую лабораторию (ул. Коминтерна 14, г. Пермь); детскую молочную кухню (ул. Елькина 45/а, г. Пермь); производственный цех детской молочной кухни (ул. Солдатова 34/а, г. Пермь); раздаточные пункты детской молочной кухни (N 1 по ул. Таборской, 12 г. Перми), (N 2 по ул. Краснополянской, 26 г. Перми); (N 3 по ул. Красноармейской, 44/а г. Перми), (N 4 по ул. Братской, 14 г. Перми) и (N 5 по ул. Чкалова, 24 г. Перми).
Согласно Уставу учредителем ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" (далее - Учреждение здравоохранения) является Министерство здравоохранения Пермского края, уполномоченным органом - Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края. Собственником имущества указанной детской больницы является Пермский край. За Учреждением здравоохранения имущество закреплено на праве оперативного управления.
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением здравоохранения государственного задания осуществляется за счет средств, выделенных учредителем, в том числе на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Отмеченные нарушения санитарно-эпидемиологических требований выявлялись ранее в 2014 году при обследовании ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10" (предыдущее наименование) Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, что подтверждено предписанием от 28.03.2014 года N 171, выданным по результатам обследования, не исполненным до настоящего времени. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности Учреждение здравоохранения обязано устранить согласно
статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Это возможно только при условии предоставления ответчику, не имеющему собственных средств, дополнительного финансирования его учредителем - Министерством здравоохранения Пермского края.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, опираясь на изложенные выше обстоятельства.
Ответчики иск не признали, поскольку считают, что надлежащим образом исполняют свои обязанности по охране здоровья несовершеннолетних детей, обеспечивая их безопасное пребывание в помещениях ГБУЗ ПК "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича".
Свердловским районным судом г. Перми постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича", поскольку считает оспариваемый судебный акт незаконным и необоснованным.
Часть удовлетворенных судом требований уже фактически выполнена ответчиком. В остальной части оспариваемое решение районного суда не отвечает принципу исполнимости. Внутренняя отделка помещений поликлиники N 5 по адресу: г. Пермь, ул. Соловьева 3 нецелесообразна, так как здание первоначально требует проведения работ по замене приточно-вытяжной вентиляции, электросетей, канализации и иных видов ремонтных работ. То есть необходимо проведение капитального ремонта с подготовкой проектной документации в соответствии со
статьей 48 Градостроительного кодекса РФ, которая имеется с 2012 года с положительным заключением по сметной стоимости ремонтных работ. Вместе с тем Учреждению здравоохранения не представляется возможным создать отдельные помещения для размещения прививочной картотеки из-за дефицита площадей. В подтверждение устранения нарушений требований пожарной безопасности суду был предоставлен соответствующий план работ. При этом обеспечен свободный доступ к эвакуационным путям общего коридора. Возможность расширения существующих (проектных) проемов до 2-х метров на участках путей эвакуации и пандусов в связи с конструктивными особенностями несущих столбов и стен, а также капитальных стен, в которых проложены вентиляционные каналы для выше расположенных квартир, отсутствует. Изменение высоты и ширины дверных проемов запасного выхода (крыльцо лит. "а11") и дверного проема тамбура основного выхода (крыльцо лит. "а18"), находящихся в наружной и внутренней несущих стенах соответственно, может привести к ослаблению несущей способности здания. Расширение коридоров, которые окружены капитальными и несущими конструкциями, технически невозможно. Ответчиком представлен гражданско-правовой договор от 27.11.2014 года N 51, счет N 595 от 02.02.2015 года и N 4938 от 16.12.2014 года с актами выполненных работ в подтверждение очистки и дезинфекции всех систем механической приточно-вытяжной вентиляции. В итоге судом удовлетворены требования прокурора в отношении несуществующего на день принятия решения учреждения ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника N 10".
Прокурором представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы ответчика, которую истец просит оставить без удовлетворения как не основанную на предусмотренных законом обстоятельствах, влекущих отмену постановленного районным судом решения по делу.
Судебная коллегия, проверив в пределах доводов жалобы (
статья 327.1 ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на день рассмотрения дела ответчиком ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" не были полностью устранены отмеченные истцом и нашедшие подтверждение в судебном заседании нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований в процессе реализации Учреждением здравоохранения полномочий по охране здоровья несовершеннолетних детей при условии обеспечения их безопасного пребывания в помещениях больницы. Финансовое обеспечение выполнения ответчиком указанного государственного задания осуществляется за счет средств, выделенных учредителем, в том числе на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. В части возложения на Министерство здравоохранения Пермского края обязанности по предоставлению ГБУЗ ПК "ДКБ имени Пичугина Павла Ивановича" денежных средств в размере, необходимом для выполнения работ по устранению названных нарушений, решение районного суда не обжалуется.
Согласно положениям
статьи 11,
пунктов 1 и
3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В развитие приведенным выше нормам действующего законодательства Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утверждены
СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Как предусмотрено положениями
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Учитывая изложенные выше обстоятельства и требования закона суд первой инстанции обладал всеми правовыми основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не влекут отмену обжалуемого судебного акта. Вопросы рационального и эффективного исполнения ответчиком предписанных судом обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований (выбора способа их устранения) должны решаться в рамках исполнительного производства, а не на стадии принятия судом решения по делу, которое полностью согласуется с нормами действующего законодательства и подзаконных актов. Часть выполненных Учреждением здравоохранения обязательных работ не указывает на незаконность решения суда первой инстанции, которые впоследствии буду зачтены с уменьшением объема обязательств ответчика. Неверно указанное в решении наименование Учреждения здравоохранения может лишь служить поводом для подачи заявления об устранении описки в решении суда (
статья 200 ГПК РФ). Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (
часть 6 статьи 330 ГПК РФ).
определила:
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Детская клиническая больница имени Пичугина Павла Ивановича" на решение Свердловского районного суда г. Перми от 24 июля 2015 года оставить без удовлетворения.