Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 15.09.2014 по делу N 33-8074
Требование: О возложении обязанности обеспечить населенный пункт источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено, что населенный пункт не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к компетенции ответчика.


Апелляционное определение Пермского краевого суда от 15.09.2014 по делу N 33-8074
Требование: О возложении обязанности обеспечить населенный пункт источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлено, что населенный пункт не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к компетенции ответчика.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. по делу N 33-8074
Судья Бабинова Н.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в
составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Горбуновой О.А.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 11 июня 2014 года, которым постановлено:
Иск прокурора г. Березники в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Березники Пермского края о возложении обязанности обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения <...> удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Березники Пермского края обязанность срок до 01.09.2014 г. оборудовать противопожарные резервуары, расположенные на территории <...>, которые следует разместить из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения прокурора Третьяковой О.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Березники Пермского края о возложении обязанности обеспечить <...> источниками наружного противопожарного водоснабжения. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Березники была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в ходе которой установлено, что дер. <...> не соответствует требованиям норм противопожарной безопасности. Деревня <...> полностью не обеспечена противопожарным водоснабжением отсутствуют источники противопожарного водоснабжения. Соответственно, администрацией г. Березники не обеспечивается надлежащее обеспечение источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности в дер. <...>, что свидетельствует о ее бездействии в этой области. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Уклонение администрации города Березники длительное время до настоящего времени от обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения дер. <...> в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности нарушает права граждан проживающих в дер. <...>, а также может привести к еще более негативным последствиям и невозможности органов пожарной охраны своевременно и в полной мере оказать помощь населению дер. <...> в тушении пожара. Отсутствие в дер. <...> источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности до настоящего времени указывает на бездействие органов местного самоуправления, поскольку в настоящее время (особо пожароопасный летний период) жизнь и здоровье, а также имущество жителей указанного населенного находится под угрозой. Просит признать незаконным бездействие администрации города Березники по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения дер. <...> в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Обязать администрацию города Березники в срок до 01.09.2014 г. оборудовать противопожарные резервуары, расположенные на территории дер. <...>, которые следует разместить из условия обслуживания ими зданий в радиусе 200 метров.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация г. Березники указывая, что вопросы обеспечения первичными мерами пожарной безопасности в границах городского поселения относятся к полномочиям органа местного самоуправления, в том числе и определение вида источника наружного противопожарного водоснабжения Судебные акты не могут подменять решения органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к их компетенции.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что дер. <...> относится к границам населенного пункта Березниковского городского округа Пермского края.
Органами надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю выявлено, что дер. <...> не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 24.11.2006 г. N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае" порядок обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории поселений и городских округов Пермского края устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 62 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Согласно ст. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Анализ вышеизложенных положений закона свидетельствует о том, что мероприятия по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности относятся к вопросам местного значения. Поскольку в нарушение указанных требований закона администрация <...> полностью не обеспечила противопожарным водоснабжением, отсутствуют источники противопожарного водоснабжения, выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, решение суда, которым удовлетворены требования прокурора следует признать законным и обоснованным.
Выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что определение вида источника наружного противопожарного водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда, на законность постановленного решения не влияют. Как видно из материалов дела, администрацией г. Березники допущено бездействие в части обеспечения населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения. Избранный судом способ восстановления прав в виде оборудования противопожарных резервуаров предусмотрен законом, а именно ч. 2 ст. 69 Закона N 123-ФЗ, направлен на восстановление прав. Кроме того, как видно из материалов дела, судом при рассмотрении дела обсуждались и иные возможные варианты установления других видов источников наружного противопожарного водоснабжения с участием представителя администрации, пояснившего, что иные виды источников являются более затратными по отношению к установленному. Таким образом, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит, несогласие с решением суда, в том числе и с избранным способом устранения допущенных нарушений, отмену решения не влекут.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Дело судом рассмотрено с соблюдением норм процессуального права, всем представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Нарушений или неправильного применения судом норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 11 июня 2014 года по доводам апелляционной жалобы администрации г. Березники оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.