Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2023 N 88-21320/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.07.2023 N 33-6867/2023 (УИД 54RS0001-01-2022-007999-15)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования физического лица: Об оспаривании действий (бездействия).
Обстоятельства: Материалами дела установлено бездействие административного ответчика. Административный ответчик дважды не истребовал недостающие документы для рассмотрения учетного дела административного истца, в результате его бездействия не было принято решение о предоставлении последнему выплаты. Административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями в части.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.07.2023 N 33-6867/2023 (УИД 54RS0001-01-2022-007999-15)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования физического лица: Об оспаривании действий (бездействия).
Обстоятельства: Материалами дела установлено бездействие административного ответчика. Административный ответчик дважды не истребовал недостающие документы для рассмотрения учетного дела административного истца, в результате его бездействия не было принято решение о предоставлении последнему выплаты. Административным истцом пропущен срок исковой давности для обращения с заявленными требованиями в части.
Решение: Удовлетворено в части.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2023 г. N 33-6867/2023
Судья: Сулима Р.Н. Дело N 2а-4629/2023
Докладчик: Бутырин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Братчиковой Л.Г.,
судей Бутырина А.В., Выскубовой И.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 04 июля 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 02 декабря 2022 года, по исковому заявлению ВА к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Бутырина А.В., выслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России - К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ОВ, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ВА обратился в суд с административным иском к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие ФСИН России по своевременной постановке на учет для получения социальной выплаты ВА, признать незаконным действие ФСИН России в несвоевременном предоставлении информации о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признать незаконным бездействие ФСИН России в невыполнении функции по проверке представленных документов для получения единовременной выплаты ВА, признать незаконным бездействие ФСИН России по своевременному принятию решения о предоставлении единой социальной выплаты ВА
В обоснование исковых требований указано, что ВА проходил службу в ГУФСИН России по Новосибирской области. 16.10.2019 уволен по п. 4 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 N "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации" об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
11.03.2014 ВА обратился с заявлением в ГУФСИН России по Новосибирской области о предоставлении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
28.03.2014 комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУФСИН России по Новосибирской области заявление было рассмотрено и принято решение о направлении пакета документов в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты либо отказа в указанной постановке на учет.
16.11.2017 решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты принято решение о постановке на учет с 11.03.2014. О данном решении заявителю сообщено после обращения 08.02.2018.
Из ответа ФСИН России от 28.12.2021 следует, что вопрос о единовременной выплате остался не решенным.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 02.12.2022 административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в непринятии решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ВА в 2021 году. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С указанным решением суда не согласился административный ответчик - ФСИН России. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что в представленных административным истцом документах, которые рассматривались комиссией ФСИН России 30.06.2021, фактически отсутствовала информация о непредоставлении заявителю жилого помещения по договору социального найма и жилого помещения. При этом 16.09.2020 ФСИН России направляла в адрес ГУФСИН России по Новосибирской области письмо с указанием перечня документов, необходимых для предоставления в комиссию. Предоставление информации о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, предоставлении государственных жилищных сертификатов и иных выплат, направленных на улучшение жилищных условий является необходимым. Также в представленной выписки из ЕГРН в отношении заявителя не указан период предоставления информации на имеющиеся (имевшиеся) объекты недвижимости, расположенные на территории РФ.
Районным судом оставлен без внимания ответ ФСИН России от 14.10.2022, согласно которому в ГУФСИН России по НСО запрашивалась информация о недостающих уточняющих сведениях в отношении ВА устно.
В соответствии с требованиями п. 7.2.5 Приказа ФСИН России от 16.10.2014 N проводится уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты. При этом обязанность по предоставлению необходимых документов в комиссию ФСИН России для уточнения сведений о сотруднике лежит на самом заявителе. Административным истцом уточняющих сведений не представлено, органам ФСИН России право истребовать дополнительные документы не предоставлено. Отсутствие недостающих документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности и нуждаемости заявителя жилым помещением.
Отмечает, что при предоставлении недостающих документов в комиссию ФСИН России 30.09.2022 ВА предоставлена единовременная социальная выплата.
Определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 16 мая 2023 года постановлено перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 02 декабря 2022 года по правилам гражданского судопроизводства. Дело передано на рассмотрение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ от 30.12.2012 N 283) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи ч. 5 ст. 4 ФЗ.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283 определяются правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
На основании п. 7 Правил в трехмесячный срок со дня подачи заявления и документов комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 закона N, либо об отказе в таковой постановке. О принятом решении комиссия обязана уведомить сотрудника в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия решения.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4).
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28 марта 2014 года 11.03.2014 принято заявление с прилагаемыми документами от оперуполномоченного Куйбышевского штурмового отделения отдела специального назначения базового ГУФСИН России по Новосибирской области капитана внутренней службы ВА (Том 1 л.д. 132-133), решено направить предоставленный пакет документов ВА в комиссию ФСИН России, в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты либо отказе в указанной постановке на учет (Том 1 л.д. 9-15).
Согласно выписке из протокола N ФСИН России от 16 ноября 2017 года ВА поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 11.03.2014 составом семьи 4 человека (Том 1 л.д. 16-17).
21 ноября 2017 года на обращение от 23.10.2017 УКСНЭР ФСИН России сообщило, что оно рассмотрено. Выписка из решения комиссии ФСИН России в установленном порядке будет направлена в территориальную комиссию ГУФСИН России по <адрес> (Том 1 л.д. 54).
11 января 2018 года ВА обратился к председателю комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о разъяснении, когда будет рассмотрено заявление и принято по нему решение (Том 1 л.д. 58)
Согласно ответу на обращение УКСНЭР ФСИН России от 08.02.2018, документы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассмотрены 16.11.2017 (Том 1 л.д. 32).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФСИН России был нарушен трехмесячный срок принятия решения о постановке ВА на учет (фактически решение принято через три года) и нарушен месячный срок для уведомления ВА о принятом решении (уведомили 08.02.2018, должны были уведомить до 16.12.2017).
Согласно выписки из приказа ГУФСИН по Новосибирской области от 16.10.2019 N, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", расторгнут контракт и уволен из уголовно-исполнительной системы капитан внутренней службы ВА по п. 4 ч. 2 ст. 84 (л.д. 8).
16 сентября 2020 года ФСИН России в целях организации работы и принятия решения комиссией ФСИН России требовало у ГУФСИН России по Новосибирской области не позднее 16.10.2020 направить в адрес УКСНЭР ФСИН России документы в соответствии с п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N, в отношении сотрудников УИС, принятых на учет в период с 01.03.2014 по 18.03.2014 (Том 1 л.д. 128-131).
12 октября 2020 года ГУФСИН России по Новосибирской области направило УКСНЭР обновленный пакет документов на ВА (Том 1 л.д. 205).
08 февраля 2021 года ГУФСИН России по Новосибирской области направило обновленные документы для получения единовременной социальной выплаты ВА в УКСНЭР ФСИН России (Том 1 л.д. 47).
Материалы учетных дел сотрудников и граждан, принятых на соответствующий учет 11.03.2014, вынесены на заседание комиссии ФСИН для принятия решения о внесении предложения директору ФСИН России 30.06.2021. Решением комиссии ФСИН России от 30.06.2021 рассмотрение материалов учетного дела отложено до предоставления выписок из ЕГРН в отношении заявителя и членов его семьи о правах на имевшиеся объекты недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации (Том 1 л.д. 46), представлен протокол N от 30.06.2021 (Том 1 л.д. 117-124).
Из протокола заседания комиссии ФСИН России N от 20.10.2021 (Том 1 л.д. 110-114) следует, что 20.10.2021 учетное дело ВА снова рассматривалось на заседании комиссии и было отложено в связи с тем, что отсутствуют уточняющие сведения, подготовленные в соответствии с подпунктом 7.2.5 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N.
После заседания комиссии 30.06.2021 ФСИН России не направило запрос в ГУФСИН России по Новосибирской области об истребовании дополнительных документов от ВА (выписок из ЕГРН), поэтому на заседание комиссии 20.10.2021 из-за отсутствия указанных документов учетное дело ВА второй раз было отложено.
После заседания комиссии ФСИН России 20.10.2021 ФСИН России также не направило запрос в ГУФСИН России по Новосибирской области об истребовании недостающих для рассмотрения дела ВА документов.
29 ноября 2021 года ВА обратился к председателю комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о разъяснении на какой очереди для получения единовременной социальной выплаты в ГУФСИН России по Новосибирской области он состоит, какое решение было принято по сданным им документам и когда он получит единовременную социальную выплату (Том 1 л.д. 60).
02 марта 2022 года УКСНЭР ФСИН России у врио начальника ГУФСИН России по Новосибирской области ИА запросило документы (Том 1 л.д. 50-51,115-116).
08.06.2022 ГУФСИН России по Новосибирской области в УКСНЭР ФСИН России направлены документы ВА (Том 1 л.д. 48,49,90,91).
29 июня 2022 года в УКСНЭР ФСИН России были направлены дополнительные документы ВА(Том 1 л.д. 94).
11 июля 2022 года в ГУФСИН России по Новосибирской области поступил запрос из УКСНЭР ФСИН России о направлении документов на ВА (Том 1 л.д. 101).
27 июля 2022 года в УКСНЭР ФСИН России направлены документы ВА(Том 1 л.д. 102).
Согласно ответу на запрос УКСНЭР ФСИН России с 01.01.2017 по 31.12.2020 единовременная социальная выплата лицам, принятым на учет с датой постановки 11.03.2014 не предоставлялась. В 2021 году выплата была предоставлена 37 сотрудникам и пенсионерам УИС.
Разрешая исковые требования ВА о признании незаконным бездействия ФСИН России по своевременной постановке на учет для получения социальной выплаты ВА и по несвоевременному предоставлению информации о постановке на учет, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N, исходил из того, что решение принято 16.11.2017, узнал о нем истец 08.02.2018, то трехмесячный срок на оспаривание действий ФСИН России в части несвоевременного принятия решения и несвоевременного уведомления истца о принятом решении истек 10.05.2018, поскольку истец пропустил срок для обращения в суд, причины для восстановления пропущенного срока отсутствуют, суд отказал в удовлетворении названных требований. При этом учел, что несвоевременное сообщение ВА о принятом решении о постановке его на учет (позднее на полтора месяца) не привело к нарушению прав ВА, так как на учет он поставлен с момента обращения, с 11.03.2014, до 2021 г. выплата лицам, поставленным на учет до 11.03.2014 не осуществлялась. Нарушение данного срока не повлияло ни на очередь истца, ни на размер выплаты.
В данной части решение суда не обжалуется и потому не подлежит проверке судебной коллегией.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в непринятии решения о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ВА в 2021 г., суд первой инстанции исходил из того, что после заседания комиссии 30.06.2021 ФСИН России не направило запрос в ГУФСИН России по Новосибирской области об истребовании дополнительных документов от ВА (выписок из ЕГРН), поэтому на заседание комиссии 20.10.2021 из-за отсутствия указанных документов учетное дело ВА второй раз было отложено. После заседания комиссии ФСИН России 20.10.2021 ФСИН России так же не направило запрос в ГУФСИН России по Новосибирской области об истребовании недостающих для рассмотрения дела ВА документов.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 указанного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 названного закона определяются правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
На основании п. 7 Правил в трехмесячный срок со дня подачи заявления и документов комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 закона N, либо об отказе в таковой постановке. О принятом решении комиссия обязана уведомить сотрудника в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия решения.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4).
Согласно п. 23 Правил единовременная социальна выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что комиссия ФСИН России в 2021 г. дважды рассматривала учетное дело ВА, но решение о предоставлении ему единовременной социальной выплаты не приняла.
Комиссии было недостаточно имеющихся в деле документов, однако в 2021 г. ФСИН России не направляло запросы в ГУФСИН России по Новосибирской области об истребовании недостающих документов. Доказательства того, что после отложения рассмотрения учетного дела ВА на заседании комиссии ФСИН России 30.06.2021, ФСИН России сообщило в ГУФСИН России по Новосибирской области или ВА об отсутствии необходимых документов и предложило представить недостающие документы в определенный срок, в материалы дела не предоставлены.
Из изложенного следует, что ФСИН России в 2021 г. незаконно бездействовала - дважды не истребовала недостающие документы для рассмотрения учетного дела ВА, в результате ее бездействия не было принято решение о предоставлении ВА выплаты в 2021 году.
Суд обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что дополнительные документы истребовались в устном порядке, поскольку доказательств данных доводов не представлено.
Ответ ФСИН России от 14.10.2022 повторяет позицию ответчика, вместе с тем, представленными в дело письменными доказательствами, в том числе, протоколами заседаний комиссии, перепиской между ГУФСИН России по Новосибирской области и ФСИН России по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты истцу не подтверждается.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, выводы суда первой инстанции следует признать правильными, постановленными при верном применении норм материального права, при надлежащей оценке доказательств по делу, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Доводы ответчика о том, что исковое заявление ВА рассмотрено в порядке административного производства, основанием для отмены судебного решения не является, поскольку данное нарушение не привело к принятию неправильного решения, учитывая, что в апелляционном порядке данное нарушение устранено, апелляционная жалоба ответчика рассмотрена в порядке гражданского судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.