Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 24.06.2014 по делу N 33-1741/2014
Требование: О взыскании единовременного денежного пособия.
Обстоятельства: По мнению истицы, она имеет право на получение пособия в связи со смертью отца, умершего от болезни, полученной в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждается факт смерти отца истицы до истечения года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, в связи с чем члены его семьи имеют право на выплату им единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 24.06.2014 по делу N 33-1741/2014
Требование: О взыскании единовременного денежного пособия.
Обстоятельства: По мнению истицы, она имеет право на получение пособия в связи со смертью отца, умершего от болезни, полученной в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждается факт смерти отца истицы до истечения года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, в связи с чем члены его семьи имеют право на выплату им единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2014 г. по делу N 33-1741/2014
Судья Рыбалова С.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Шарыповой Н.В.,
при секретаре К.Е.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 июня 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Ш., Л. к Главному управлению МЧС России по Курганской области о взыскании единовременного денежного пособия
по апелляционным жалобам Ш., Л. апелляционному представлению прокурора города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 24 марта 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ш., Л. к Главному Управлению МЧС России по Курганской области о взыскании единовременного денежного пособия - отказать.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Ш.К., Л. по доверенности К.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя Главного управления МЧС России по Курганской области по доверенности И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области по доверенности Д., возражавших против доводов апелляционных жалоб и представления прокурора, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия
установила:
Ш.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Главному Управлению МЧС России по Курганской области о взыскании единовременного денежного пособия.
В обоснование заявления указала, что ее отец проходил службу в должности начальника ОПЧ ГУ "ОГПС ГУ ГО ЧС Курганской области" в звании майора внутренней службы. 30 июня 2005 года он был уволен по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, на основании
пункта "з" статьи 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел. До истечения года после увольнения, умер, причиной смерти явилось заболевание, полученное в период прохождения службы. 12 сентября 2013 года истец обратилась с заявлением в Главное управление МЧС России по Курганской области о выплате ей единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания отца, но ответ на заявление не получила. Ссылаясь на положения
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции",
статью 39 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности",
Инструкцию о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) при причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденную приказом МВД России от 15 октября 1999 года N 805, истец полагала, что имеет право на получение указанного пособия, просила взыскать с ответчика единовременное пособие с учетом индексации в размере
Впоследствии истец исковые требования изменила, указала, что ее брат и сын - Л. имеет равное с ней право на получение единовременного пособия, в связи с чем просила взыскать сумму пособия с индексацией в размере с ответчика в свою пользу и в пользу брата Л. в равных долях.
Л. вступил в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, указав в обоснование доводы, аналогичные доводам иска Щ. Привел расчет взыскиваемой суммы пособия с учетом индексации, из которого следует, что на дату смерти его оклад по должности составлял <***>, оклад по званию - <***> руб. Таким образом, подлежащая выплате сумма пособия, составляет Поскольку данная сумма подлежала выплате в 2006 году, она подлежит индексации за период с 2006 года по 2013 год с учетом индекса инфляции 193,9%, что составляет <***>. Просил взыскать данную сумму с Главного управления МЧС России по Курганской области в его пользу и в пользу Ш.К. в равных долях по в пользу каждого.
В судебном заседании представитель истца Ш.К. и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Л. по доверенностям К.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Курганской области по доверенности И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что спорные правоотношения сторон не регулируются
частью 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", поскольку выплата членам семьи умершего сотрудника противопожарной службы единовременного пособия могла осуществляться только в соответствии с
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" при условии доказанности наличия причинной связи заболевания с исполнением служебных обязанностей с формулировкой заключения военно-врачебной комиссии "военная травма". Пояснила, что должность начальника ОПЧ ГУ "ОГПС ГУ ГО ЧС Курганской области", которую занимал, содержалась за счет средств бюджета Курганской области на основании пункта 1.13 Положения ГУ "ОГПС ГУ ГОЧС Курганской области", учредителем отряда являлось Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (п. 1.2 Положения), правопреемником которого является Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области, в связи с чем полагала, что оснований для выплаты единовременного пособия членам семьи за счет средств федерального бюджета нет. Оспорила расчет размера единовременного пособия, указав, что размер такой выплаты составил бы исходя из оклада по штатной должности в сумме., оклада по специальному званию в сумме Применяя индекс потребительских цен (инфляции), который за период с 2006 году по 2013 год составил 193,9%, сумма пособия с учетом индексации составит
Истец Щ., третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления реабилитации территории и защиты населения по Курганской области и ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах истец Ш.К. и третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Л. просят решение суда отменить. Полагают, что суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям
часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", поскольку
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" от 9 ноября 2001 года N 1309 установлено, что государственная противопожарная служба МЧС России является правопреемником государственной противопожарной службы МВД России. Лица рядового и начальствующего состава государственной противопожарной службы МВД России с 1 января 2002 года считаются проходящими службу в МЧС России в занимаемых должностях без проведения переаттестации и переназначения, за ними сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Положениям данного
Указа корреспондирует Федеральный
закон от 25 июля 2002 года N 116 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", согласно
статье 39 которого действие
статей 20,
22,
27,
28 и
29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полагают, что поскольку был принят на службу в 1992 году, когда противопожарная служба входила в состав органов внутренних дел, на него и на членов его семьи распространяются требования законодательных актов, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел после переподчинения противопожарной службы, в том числе положения
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", которая предусматривает в случае смерти сотрудника милиции до истечения одного года после увольнения со службы от заболевания, полученного в период прохождения службы, выплату членам его семьи единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания умершего. Считают, что суд необоснованно указал на специальный характер
части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности" по отношению к
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", не принял во внимание ряд законодательных актов, направленных на совершенствование государственного управления в области пожарной безопасности, не учел, что данные правовые нормы имеют схожее содержание, регулируют одни и те же отношения, однако имеют различную природу механизма их применения.
Прокурор города Кургана в апелляционном представлении просит судебное решение отменить, принять по делу новое решение, ввиду неправильного применения судом норм материального права. Полагает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на применение к спорным правоотношениям положений
статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которой предусмотрена возможность выплаты единовременной выплаты членам семьи сотрудника, умершего до истечения одного года после увольнения со службы, при условии доказанности наличия причинно-следственной связи между смертью сотрудника и выполнением служебных обязанностей. По мнению прокурора, данный вывод ошибочен, поскольку материалами дела подтверждается, что смерть наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между осуществлением им служебной деятельности, приобретением заболевания и впоследствии его смертью.
В возражениях на апелляционные жалобы ответчик Главное управление МЧС России по Курганской области и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление реабилитации территорий и защиты населения Курганской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Ш.К., Л. по доверенности К.А. доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представитель Главного управления МЧС России по Курганской области по доверенности И., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления реабилитации территорий и защиты населения Курганской области по доверенности Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционных жалоб и представления прокурора.
Иные участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (
пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что, года рождения, проходил службу в Государственной противопожарной службе с сентября года, с ноября года занимал должность начальника пожарной части ОПЧ-ГУ "ОГПС ГУ ГО ЧС Курганской области". Заключением военно-врачебной комиссии УВД Курганской области от 30 марта 2005 года в связи с заболеваниями, полученными в период военной службы, признан ограниченно годным к военной службе Заболевания получены в период военной службы <***>).
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от 30 июня 2005 года майор внутренней службы, начальник ОПЧ- ГУ "ОГПС ГУ ГО ЧС Курганской области" уволен по
статье 58 пункт "з" (по ограниченному состоянию здоровья).
18 октября 2005 года установлена инвалидность второй группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы на срок до ноября 2006 года (справка серия от <***>).
умер в возрасте лет (свидетельство о смерти от <***>).
Заключением Главного бюро медико-социальной экспертизы по Курганской области от 3 августа 2006 года по результатам рассмотрения документов установлена причинная связь смерти с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы.
Ш. (Л.), Л. являются членами семьи (детьми) (свидетельство о рождении от <***>, свидетельство о рождении от <***>).
13 сентября 2013 года в Главное управление МЧС России по Курганской области от истца поступило заявление о выплате единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания в связи со смертью отца, наступившей до истечения года после увольнения со службы от заболевания, полученного в период прохождения службы, в соответствии с
частью 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции".
Комиссией по социальным выплатам по личному составу Главного управления МЧС России по Курганской области в выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника отказано (протокол от <***>).
Отказывая Ш.К., Л. в удовлетворении иска о взыскании с Главного управления МЧС России по Курганской области единовременного пособия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положения
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" не подлежат применению, поскольку они вступают в противоречие с
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), принятого позднее Федерального
закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" и носящего специальный характер.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции основанным на неправильном применении норм материального права и не может согласиться с ним.
К спорным правоотношениям сторон по делу, возникшим между членами семьи сотрудника Государственной противопожарной службы, умершего, подлежат применению нормы права, действующие на дату смерти сотрудника, с которой законодатель связывает возможность получения членами его семьи единовременного пособия.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" постановлено преобразовать до 1 января 2002 года Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом. Этим же
Указом установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения; до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", Федеральным
законом "О пожарной безопасности",
Законом Российской Федерации "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", утратившего силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального
закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
В соответствии с
Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805, утратившей силу 25 августа 2012 года, (далее Инструкция) основанием для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия является смерть сотрудника до истечения одного года после увольнения со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья (
пункты "ж" и
"з" статьи 58 Положения). Выплата производится после установления соответствующей ВВК причинной связи смерти с телесным повреждением, иным повреждением здоровья, заболеванием, послужившим основанием для увольнения сотрудника по болезни или ограниченному состоянию здоровья и вынесения специального постановления ВВК по форме согласно приложению к настоящей
Инструкции. Основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия являются материалы, указанные в
пункте 14 настоящей Инструкции. При этом семье умершего и его иждивенцам в равных долях выплачивается единовременное пособие из расчета десятилетнего денежного содержания (за вычетом ранее полученного пособия по случаю получения телесных повреждений и их последствий в окладах месячного денежного содержания) (
пункты 16 -
18).
В силу
пункта 2.2 Инструкции заболеванием признается нарушение физиологических норм состояния организма, вызванное болезнью сотрудника, полученной в период прохождения службы.
Отдельно в
пункте 2.4 Инструкции содержится понятие гибели (смерти) сотрудника в связи с осуществлением служебной деятельности (исполнением служебных обязанностей).
В
пунктах 2.5,
2.6,
2.7 Инструкции определены лица, являющиеся членами семьи, иждивенцами и близкими сотрудника.
Согласно
пункту 10 Инструкции исковая давность на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба не распространяется.
Таким образом, указанное нормативно-правовое регулирование предусматривало выплату семье сотрудника и его иждивенцам в случае смерти до истечения одного года после увольнения от заболевания, полученного в период прохождения службы, единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания умершего.
Статьей 39 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", введенного в действие с 30 июля 2002 года, законодатель распространил действие
статей 20,
22,
27,
28 и
29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанная
статья закона утратила силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального
закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Ответчик не оспаривал в суде то обстоятельство, что Ш.К. и Л. относятся к членам семьи умершего сотрудника Государственной противопожарной службы и имеют право на обращение с заявлением, при этом не соглашался по существу с наличием правовых оснований для ее выплаты по
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", полагая, что единовременное пособие может выплачиваться членам семьи сотрудника, умершего до истечения года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, по основаниям, предусмотренным
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", когда смерть сотрудника наступила от заболевания, полученного им при исполнении служебных обязанностей (военная травма).
Согласно
части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей до внесения изменений Федеральным
законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) в случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Признание судом правовой нормы, предусмотренной
частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), принятого позднее Федерального
закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", имеющей специальный характер по отношению к
части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", основано на неправильном толковании закона, поскольку указанные правовые нормы не являются общими либо специальными по отношению друг к другу, каждая из них имеет отдельный предмет регулирования.
Ссылка суда на то, что
часть 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) принята позднее Федерального
закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", несостоятельна, поскольку прежняя редакция
части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ до внесения в нее изменений также предусматривала указанную социальную выплату.
Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства, в котором охраняются труд и здоровье людей, направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем государственной поддержки семьи и государственных гарантий социальной защиты
(статья 7), социальные пособия устанавливаются законом (
пункт 2 статьи 39).
По смыслу
статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее
статьями 32 (часть 4),
72 (пункты "б",
"з" части 1) и
114 (пункты "д",
"е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации также как в Государственной противопожарной службе Российской Федерации, посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением исполнения возложенных государством функций, направленных на защиту прав и свобод граждан, их безопасность и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним, поскольку необходимость выполнения такими сотрудниками поставленных задач в условиях, сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, - в силу
статей 1 (часть 1),
2,
7,
37 (части 1 и
3),
39 (части 1 и
2),
41 (часть 1),
45 (часть 1),
59 и
71 (пункты "в",
"м") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им, а в случае их гибели (смерти) членам их семей материальное обеспечение и компенсации (выплат, пособий) в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Поскольку
статьей 39 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности", введенного в действие с 30 июля 2002 года, федеральный законодатель распространил действие
статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, к которым относился, письменными доказательствами подтверждается факт его смерти до истечения года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, члены его семьи Ш.К. и Л. (дети умершего) имеют право на выплату им единовременного пособия в размере десятилетнего денежного содержания отца.
Согласно представленному ответчиком расчету размер единовременного пособия исходя из оклада по штатной должности в сумме <***>, оклада по специальному званию в сумме указанный расчет не оспаривался представителем истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Таким образом, с Главного управления МЧС России по Курганской области в пользу Ш.К., Л. подлежит взысканию единовременное пособие по каждому.
Требование истцов о взыскании суммы единовременного пособия с учетом индексации с применением индекса потребительских цен (инфляции), который согласно справке Курганстата от 23 октября 2013 года за период с июня 2006 года по сентябрь 2013 года составляет 193,9%, основано на положениях
статьи 15,
318,
1091 Гражданского кодекса Российской Федерации и является обоснованным.
Между тем судебная коллегия полагает, что при определении размера ответственности ответчика по данному спору подлежат применению положения
статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Из материалов дела следует, что истцы обратились с заявлением о выплате единовременного пособия через 7 лет после смерти, что несомненно содействовало увеличению размера убытков.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым определить размер единовременного пособия с учетом индексации, подлежащего взысканию с ответчика в пользу Ш.К. и Л., по руб. каждому, из которых - пособие и - индексация денежной суммы.
Ссылка Главного управления МЧС России по Курганской области о том, что занимаемая должность начальника ОПЧ- ГУ "ОГПС ГУ ГО ЧС Курганской области" финансировалась за счет средств областного бюджета, в связи с чем выплата единовременного пособия не может быть осуществлена ответчиком, является несостоятельной и не может быть принята во внимание.
Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области был создан с 1 января 2005 года Приказом от 30 декабря 2004 года N 631 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации".
Приказом начальника ГУ ГО ЧС Курганской области от 31 декабря 2004 года N 811, утверждено Положение о Государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам ГО ЧС Курганской области".
Согласно письму Управления федерального казначейства по Курганской области от мая 2014 года Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы Главного управления по делам ГО ЧС Курганской области" <***> имело лицевые счета получателя средств федерального бюджета (счет закрыт), а также областного бюджета (счет закрыт).
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от 30 мая 2007 года "О создании государственных учреждений" утверждено Положение о Государственном учреждении "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <***>".
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 августа 2008 года N 507 "О подразделениях федеральной противопожарной службы" с 1 января 2009 года Государственное учреждение "Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" переименован в государственное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" <***>.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от 5 декабря 2008 года утверждено Положение о государственном учреждении "Отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области".
Принимая во внимание, что в настоящее время не существует подразделения Государственной противопожарной службы, в котором проходил службу, являясь аттестованным сотрудником, имеющим звание майора внутренней службы, приказ о его увольнении со службы издан начальником Главного управления МЧС России по Курганской области, выплата единовременного пособия членам его семьи, предусмотренного нормами федерального законодательства, должна быть произведена ответчиком, что не оспаривалось его представителем в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24 марта 2014 года отменить.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Курганской области в пользу Ш., Л. единовременное пособие с учетом индексации в размере по руб. каждому.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Ш., Л. к Главному управлению МЧС России по Курганской области отказать.
Судья - председательствующий
С.В.ТИМОФЕЕВА
Судьи
Е.С.ГОЛУБЬ
Н.В.ШАРЫПОВА