Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 N 88-10666/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 14.03.2023 N 33-2242/2023 по делу N 2-3870/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор указал, что была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований законодательства РФ на территории исправительного учреждения не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 14.03.2023 N 33-2242/2023 по делу N 2-3870/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор указал, что была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности. В нарушение требований законодательства РФ на территории исправительного учреждения не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения.
Решение: Удовлетворено.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2023 г. N 33-2242/2023
УИД 42 RS0005-01-2022-006756-49
Судья: Маковкина О.Г.
Дело N 2-3870/2022
Докладчик: Проценко Е.П.,
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Хомутовой И.В.,
судей: Проценко Е.П., Лемза А.А.,
при секретаре Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Проценко Е.П., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России - ФИО4 А.В. на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2022 года,
по делу по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного наказания.
установила:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в октябре 2022 года была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, в том числе гарантированные статьей 7 Конституции Российской Федерации и статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В нарушение требований части 2 статьи 1, статей 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 8.8, 8.9 СП 8.13130.2020
Свода правил "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории исправительного учреждения - ФКУ ИК-5 не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения - противопожарный водопровод с установленными на нем 2 пожарными гидрантами в промышленной зоне учреждения.
Выявленные нарушения закона администрацией ФКУ ИК-5 не оспариваются и подтверждаются материалами прокурорской проверки.
Администрацией ФКУ ИК-5 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат, а также, в связи с тем, что финансирование ФКУ ИК-5 осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу и ФСИН России поэтому для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанных вышестоящих организаций, в связи с чем данные вышестоящие организации привлечены в качестве ответчиков.
Согласно подпунктов 1, 2 пункта 15 раздела 3 "Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области", утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 N 518 - в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит: "обеспечение законности в подведомственных учреждениях и безопасности лиц, находящихся на территориях; обеспечение безопасности объектов подведомственных учреждений; разработка и реализация мер по обеспечению противопожарного режима на подведомственных учреждениях; эксплуатация и техническое обслуживание имущества подведомственных ему учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений".
В соответствии с пунктами 3, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, основными задачами и полномочиями ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; осуществление материально-технического обеспечения деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы; осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям уголовно-исполнительной системы; осуществление контроля за обеспечением прав осужденных; осуществление разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению пожаров на объектах учреждений, органов уголовно-исполнительной системы; осуществление технического обслуживания имущества уголовно-исполнительной системы; осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы".
Просит суд обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5: для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне, по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с 2 пожарными гидрантами; обязать ФСИН России в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 20.12.2022 постановлено: исковые требования Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства, удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с <данные изъяты> пожарными гидрантами.
Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне, по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с <данные изъяты> пожарными гидрантами.
Обязать ФСИН России в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения мероприятий на территории исправительного учреждения в промышленной зоне по оборудованию источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с <данные изъяты> пожарными гидрантами.
В апелляционной жалобе представитель ответчиков ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России <данные изъяты> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований истца. Указывает, что на выполнение вышеуказанных работ требуется выделение денежных средств в размере <данные изъяты> рублей. Выделение денежных средств на проведение указанных мероприятий планово не заложены в бюджет, не были включены в федеральную целевую программу.
Исправительная колония не вправе самостоятельно решать вопрос об оборудовании и финансировании мероприятий источника наружного противопожарного водоснабжения - противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, поскольку все имущество находится в оперативном управлении и финансирование осуществляется за счет бюджета, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по делу, возложение обязанностей не нее нарушает права и законные интересы учреждения.
Также, указывает, что понуждение ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно - исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. (Аналогичные выводы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2020 по делу N-КГ20-1).
Сроки проведения мероприятий, указанных в исковом заявлении, являются не разумными, учитывая длящийся характер оформления необходимых документов, финансовые затраты.
Относительно доводов апелляционной жалобы Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях принесены возражения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчиков ФИО4 А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, прокурора ФИО8, просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в октябре 2022 года в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу проведена проверка нарушений уголовно-исполнительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение требований части 2 статьи 1, статей 10, 82 УИК РФ, статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 8.8, 8.9 СП 8.13130.2020 Свода правил "Системы противопожарной защиты". Наружное противопожарное водоснабжение", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N, на территории исправительного учреждения - ФКУ ИК-5 не функционирует источник наружного противопожарного водоснабжения - противопожарный водопровод с установленными на нем <данные изъяты> пожарными гидрантами в промышленной зоне учреждения.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой по проверке соблюдения требований законов в Федеральном казенном учреждении "ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу" от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (л.д. 7-8), которые устранены не были, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
Ответчиком представлен запрос в ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о выделении денежных средств из Федерального бюджета по целевой статье <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей на проведение ремонтных работ с целью приведения в соответствии с требованиями правил и норм пожарной безопасности наружного противопожарного водоотвода (л.д. 30-31).
Поскольку судом достоверно установлен факт нарушения требований пожарной безопасности, исковые требования прокурора удовлетворены правомерно. Коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В силу положений статьи 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
При разрешении спора, что не оспаривалось ответчиками, установлен факт нарушения требований противопожарной безопасности, что создаете угрозу жизни и здоровью граждан.
Вопреки утверждению апеллянта суд не вмешивался в финансовую деятельность органа исполнительной власти, не определял размер финансирования, а указал на необходимость принятия мер к соблюдению требований противопожарной безопасности. Поскольку обратное приведет к нарушению прав лиц, которым государство обязалось обеспечить условия отбытия наказания, отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья.
На ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области возложена обязанность установить противопожарный водопровод, данная обязанность возложена на администрацию учреждения в силу закона и вопреки доводам апеллянта не нарушает права учреждения, поскольку финансирование данного мероприятия возложено на других ответчиков.
ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета и в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системе и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу.
При определении сроков исполнения решения суда, коллегия учитывает, что ранее ДД.ММ.ГГГГ вносилось прокурорское представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности в адрес исправительного учреждения. На момент вынесения обжалуемого решения ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения нарушения пожарной безопасности не устранены. Безопасность граждан (в том числе осужденных) не может ставиться в зависимость от межбюджетных отношений и сроков выделения денежных средств. При наличии объективных причин, не позволяющих исполнить решение в установленный судом срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Иные доводы апелляционной жалобы никак не влияют на существо и правильность вынесенного решения.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2022 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2023.