Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.10.2014 по делу N 11-11422/2014
Требование: О возложении обязанностей обеспечить населенный пункт источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец ссылается на несоблюдение ответчиком требований пожарной безопасности.
Решение: Исковое требование удовлетворено, так как пожарный пирс не соответствует требованиям пожарной безопасности.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.10.2014 по делу N 11-11422/2014
Требование: О возложении обязанностей обеспечить населенный пункт источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: Истец ссылается на несоблюдение ответчиком требований пожарной безопасности.
Решение: Исковое требование удовлетворено, так как пожарный пирс не соответствует требованиям пожарной безопасности.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2014 г. по делу N 11-11422/2014
Судья: Путилов А.А.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Шигаповой С.В.,
судей: Смолина А.А., Малковой С.В.,
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кособродское сельское поселение" на решение Троицкого районного суда Челябинской области от 12 августа 2014 года по заявлению прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию муниципального образования "Кособродское сельское поселение" Троицкого района Челябинской области обязанностей,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав прокурора Минкину Л.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Троицкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, о возложении на администрацию муниципального образования "Кособродское сельское поселение" (далее - администрация МО "Кособродское сельское поселение") обязанности в срок до 15.04.2015 года обеспечить населенный пункт Каменная Санарка Троицкого района источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими требованиям действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения прокуратурой проверки соблюдения органом местного самоуправления требований пожарной безопасности установлено, что п. Каменная Санарка не обеспечен источниками противопожарного водоснабжения, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Считает, что несоблюдение администрации требований пожарной безопасности, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие запасов воды для целей пожаротушения делает невозможным тушение возникающих пожаров и приводит к их распространению на другие здания и сооружения.
В судебном заседании прокурор Квитовская Ю.И. заявленные требования поддержала.
Глава администрации МО "Кособродское сельское поселение" Ш., представитель администрации МО "Кособродское сельское поселение" адвокат Чиганова Т.И. в судебном заседании заявленные требования не признали.
Судом постановлено решение об удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, администрация МО "Кособродское сельское поселение" обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указано, что в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" администрацией выполнены и выполняются мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе и по источникам наружного противопожарного водоснабжения. Судом не дана оценка доводам администрации о том, что п. 1.1 "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Представитель прокуратуры Челябинской области - Минкина Л.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.
Представитель заинтересованного лица администрации МО "Кособродское сельское поселение", Чиганова Т.И. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (утв. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 указанного Закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Согласно положениям ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 68 указанного Закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В силу п. 4.1 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009), утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 года N 178 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы) населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек.
Таким образом, системное толкование вышеназванных норм предусматривает возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем обеспечения соответствующими источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, Кособродское сельское поселение, входящее в состав Троицкого муниципального района Челябинской области, является муниципальным образованием, на территории которого находятся населенные пункты: поселки Целинный, Каменка, Каменная Санарка, Репино, Дачный, а также село Кособродка, село Подгорное (л.д. 82).
Судом установлено, и по существу не оспаривается сторонами, что в п. Каменная Санарка имеется один пожарный водоем, объемом 50 кубических метров, расположенный на территории школы, вместе с тем расстояние от водоема до домов по нечетной стороне с N **** по ****, с четной стороны с N **** по ****, а также с N **** по **** на ул. ****, дома с нечетной стороны с N **** по **** и по четной с N **** по **** на ул. ****, до здания клуба, а также до всех домов расположенные по улицам ****, ****, ****, переулок **** превышает 200 метров.
Пожарный пирс на реке Санарка, расположен в районе домов ****,**** по ул. ****, в радиусе 200 метров от данного пирса расположены только дома по ул. **** с **** по **** на четной стороне и с **** по **** по нечетной.
Дома расположенные на ул. **** и ул. **** находятся на южном берегу реки Санарка. В данном районе отсутствуют какие-либо источники противопожарного водоснабжения (л.д. 108).
Также судом установлено отсутствие в поселке внутреннего и наружного водопроводов (в том числе питьевых, хозяйственно-питьевых, хозяйственных и противопожарных).
Разрешая заявленные прокурором требования, исходя из того, что на территории поселка расположено 139 домовладений, в которых проживает 357 человек, расстояние между пожарным водоемом и пирсом на реке Санарка превышает нормативно установленное законодательством расстояние, пожарный пирс не соответствует требованиям пожарной безопасности, учитывая отсутствие пожарных резервуаров, искусственных водоемов, пожарного пирса на ул. **** и ул. ****, расположенных на южной стороне реки, суд пришел к выводу об удовлетворении требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, и оснований для иной оценки представленных доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Так, в нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также п. 4.1 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009), утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года N 178, п. Каменная Санарка не обеспечен иными, кроме существующих пожарного водоема и пирса, соответствующими источниками противопожарного водоснабжения - естественными и искусственными водоемами, либо внутренним и наружным водопроводом (в том числе питьевыми, хозяйственно-питьевыми, хозяйственными и противопожарными).
Подъездная дорога и покрытие площадки пожарного пирса на реке Санарка, имеющие гравийное покрытие, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, между тем необходимость обустройства пирса предусмотрена п. 9.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009) - водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
При этом, фактическая доступность берега реки для забора воды не исключает обустройство площадок с твердым покрытием.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что администрация муниципального образования должным образом не выполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, ввиду чего суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора о возложении на администрацию МО "Кособродское сельское поселение" обязанности устранить указанные нарушения.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей до 01.06.2015 года, суд первой инстанции учел сезонные условия и объем выполнения работ, а также отсутствие предусмотренных бюджетом сумм по статьям расходов на эти цели на финансовый год 2014 года.
Сроки проведения указанных мероприятий установлены судом в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ. Решение суда в этой части отвечает требованиям разумности и выполнимости.
Указание в жалобе на выполнение администрацией, в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе и по источникам наружного противопожарного водоснабжения, правильные выводы суда не опровергает.
В силу ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Учитывая, что выполнение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности входит в компетенцию органов местного самоуправления, что естественный источник водоснабжения - река Санарка, не обеспечивает круглогодичного забора воды, ввиду промерзания, что лишает возможности использования пожарного пирса в целях источника противопожарного водоснабжения в зимнее время, суд первой инстанции верно указал, что мероприятия, направленные для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в п. Каменная Санарка, в частности заключение договоров о предоставлении воды и подвозу воды автотранспортом в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в п. Каменная Санарка (л.д. 60-61), договоры на отсыпку щебнем подъездных путей к пирсам на реке Санарка в п. Каменная Санарка для забора воды пожарными автомобилями (л.д. 62-64), являются недостаточными для обеспечения поселка источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Администрация как муниципальный орган является собственником муниципального имущества и обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего округа, однако должным образом свою обязанность по полному обеспечению первичных мер безопасности не выполнила, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, может повлечь причинение вреда здоровью, а также причинение материального ущерба неопределенному кругу лиц.
Принимая во внимание изложенное выше, исходя из того, что требования прокурора направлены на пресечение возможности возникновения указанных последствий, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Утверждение в жалобе о том, что в силу п. 1.1 Свода правил. "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" утвержденный Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года N 178 является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций, не может быть принято во внимание судебной коллегии, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не должен исполнять свои обязанности, возложенные на него действующим законодательством и принятию всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления и возложении на сельское поселение обязанности по обеспечению населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Троицкого районного суда Челябинской области от 12 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кособродское сельское поселение" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.