Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 22.03.2016 по делу N 11-4075/2016
Требование: Об обязании предприятия устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне и пожарной безопасности.
Обстоятельства: По мнению прокурора, защитное сооружение гражданской обороны и противорадиационное укрытие, находящиеся на учете предприятия, не готовы к приему укрываемых и не поддерживаются предприятием в состоянии постоянной готовности к использованию.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлен факт несоблюдения предприятием требований законодательства о гражданской обороне и пожарной безопасности в отношении защитного сооружения гражданской обороны и противорадиационного укрытия, выявленные нарушения предприятием до настоящего времени не устранены.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 22.03.2016 по делу N 11-4075/2016
Требование: Об обязании предприятия устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне и пожарной безопасности.
Обстоятельства: По мнению прокурора, защитное сооружение гражданской обороны и противорадиационное укрытие, находящиеся на учете предприятия, не готовы к приему укрываемых и не поддерживаются предприятием в состоянии постоянной готовности к использованию.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлен факт несоблюдения предприятием требований законодательства о гражданской обороне и пожарной безопасности в отношении защитного сооружения гражданской обороны и противорадиационного укрытия, выявленные нарушения предприятием до настоящего времени не устранены.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. по делу N 11-4075/2016
судья Карипова Ю.Ш.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шалиевой И.П.,
судей Родиной А.К., Чертовиковой Н.Я.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 марта 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 22 октября 2015 года по иску прокурора Кунашакского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, Федеральному агентству по государственным резервам об устранении требований законодательства в области гражданской обороны и пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу на основании устава директора комбината Д., по доверенностям Х.Д., Х.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Авдеевой В.Н., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кунашакского района обратился в суд с иском к ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва и Федеральному агентству по государственным резервам об обязании ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва, а в случае недостаточности средств - Федерального агентства по государственным резервам устранить нарушения требований законодательства:
- о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны инвентарный N 031200010901261 и противорадиационного укрытия инвентарный N 031200010901505 в соответствии с актом проверки от 25 февраля 2015 года N 5/3 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области;
- о пожарной безопасности при эксплуатации объектов и территории ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва в соответствии с актом проверки от 27 апреля 2015 года N 15 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области, в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Кунашакского района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны и противодействии терроризму в Федеральном государственном казенном учреждении комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу. В ходе проверки установлено, что в ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва защитное сооружение гражданской обороны инв. N 031200010901261 и противорадиационное укрытие инв. N 031200010901505 не готовы к приему укрываемых и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию. Нарушения в области гражданской обороны в ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва выявляются специалистами Главного управления МЧС России по Челябинской области с 2011 года и до настоящего времени не устранены. В связи с чем, прокурор обратился об устранении нарушений законодательства в порядке
ст. 45 ГПК РФ.
Прокурор Фаукануров Д.Н. в суде первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ФГКУ комбинат "Родина" Х.Д. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на отсутствие средств, необходимых для восстановления защитного сооружения гражданской обороны (ЗСГО), находящегося в подвале жилого дома N 27 пос. Лесной, и противорадиационного укрытия (ПРУ), расположенного в подвале общественного центра.
Представитель ответчика Федерального агентства по государственным резервам РФ в суде первой инстанции при надлежащем извещении участие не принимал.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Челябинской области С. в суде первой инстанции исковые требования прокурора поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель третьего лица Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу в суд первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФГКУ Комбинат "Родина" Росрезерва просит решение суда отменить, принять новое, ссылаясь на то, что ФГКУ Комбинат "Родина" Росрезерва является ненадлежащим ответчиком по делу, защитные сооружения, техническая территория находящиеся на балансе ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва находятся в собственности Российской Федерации и составляют государственную казну, учредителем комбината является Правительство РФ. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам. Устранение нарушений требует выделения денежных средств из федерального бюджета, ФГКУ Комбинат "Родина" Росрезерва не располагает данными денежными средствами, не является распорядителем денежных средств. МО "Кунашакский муниципальный район" неправомерно не принимает в свою собственность защитное сооружение гражданской обороны, поскольку обязанность по защите населения от чрезвычайных ситуаций возложена на органы местного самоуправления. Для реализации
ФЗ "О гражданской обороне" необходима финансовая поддержка со стороны Правительства РФ, которая отсутствует на протяжении пяти лет. Комбинат отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. Доходы комбината, полученные от приносящей доход деятельности, зачисляются в доход федерального бюджета. Прокуратурой Кунашакского района Челябинской области не представлены доказательства нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, а также причинения какого-либо ущерба и наступления негативных последствий (л.д. 39-41).
Представитель ответчика Управления Федерального агентства по государственным резервам, представители третьих лиц Гласного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, на основании
статей 167,
327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 64, 65, 66).
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителей ответчика, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению.
В силу
п. 4 ст. 27,
п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в иных обстоятельствах, если нарушение приобрело особое общественное значение.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со
ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" основными задачами в области гражданской обороны, в том числе, являются: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно
ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Федеральным
законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно
п. 6 ст. 3 Закона N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В силу
п. 3.1 ст. 5 Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с
п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно
п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 (Правила), требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Согласно
ст. 37 Федерального закона РФ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
В соответствии со
статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на балансе ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва находятся объекты: противорадиационное укрытие с регистрационным номером: ****, инвентарный номер: 031200010901505 по адресу - ****, и защитное сооружение ГО и ЧС с инвентарным N 031200010901261, расположенное по адресу - **** (подвал жилого дома), что подтверждается выписками из реестра федерального имущества от 12.08.2015, инвентарными карточками основных средств, паспортом убежища и учетной карточкой (л.д. 132, 133, 161, 162, 265-266, 279-282).
Согласно справкам ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва указанные объекты требуют капитального ремонта (т. 1, л.д. 70).
Из акта проверки N 5/3 от 25.02.2015 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области следует, что в защитном сооружении гражданской обороны инв. N 031200010901261, противорадиационном укрытии инв N 03120001091505:
не обеспечены сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Часть защитно-герметических дверей и все инженерно-техническое оборудование демонтировано в нарушение
п. 3.2.1 Правил;
не разработана для ремонта обслуживания помещений и оборудования проектно-сметная документация в нарушение
п. 1.3 Правил;
инженерно-техническое оборудование (система водоснабжения и канализации) демонтированы в нарушение
п. 3.2.11 Правил;
не закрыты и не опечатаны санузлы, смонтированное оборудование (унитазы, смывные бачки, раковины) демонтировано в нарушение
п. 3.2.24 Правил;
в противорадиационном укрытии инв. N 03120001091505 фильтры-поглотители с просроченными сроками хранения. Не проведен осмотр и проверка качественного состояния фильтров-поглотителей в нарушение раздела 4.4 Правил;
в защитном сооружении гражданской обороны инв. N 031200010901261: резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованиями завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического, оборудования отсутствуют в нарушение
п. 3.2.10 Правил; состояние системы фильтровентиляции и герметичности защитного сооружения содержится в неисправном состоянии, система фильтровентиляции демонтирована в нарушение раздела 4.3 Правил; не окрашены стены и потолки помещений фильтровентиляционной камеры поливинилацетатными красками в нарушение
п. 3.2.10 Правил; элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны окрашены не в соответствующие цвета в нарушение
п. 3.2.10 Правил; не проведено испытание защитного сооружения гражданской обороны и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха в нарушение раздела 4.3, п. 4.3.11 Правил; не проверено защитное сооружение гражданской обороны на герметичность по величине подпора воздуха в нарушение раздела 4.3, п. 4.3.10 Правил; в защитном сооружении гражданской обороны не нанесены на защитно-герметические двери, ставни и двери порядковые номера белой краской в нарушение раздела 6.2, п. 6.2.2 Правил.
Из акта проверки N 15 от 27.04.2015 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области следует, что не обеспечена очистка объекта (склады Росрезерва) и прилегающей к ним территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (сухостой, валежник, кустарниковая растительность) (
п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее Правил N 390); не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности (
п. 63 Правил N 390).
Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области внесло ФГКУ комбинат "Родина" Предписание N 8/3/1-18 от 25 февраля 2015 года, Отдел надзорной деятельности N 8 Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области вынес ФГКУ комбинат "Родина" Предписание N 15/1/1 от 27 апреля 2015 года по устранению указанных нарушений требований в области гражданской обороны и пожарной безопасности (т. 1, л.д. 17-20, 25-26).
ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва имеет важное государственное и оборонное значение для национальной безопасности страны.
Одна из основных задач ФГКУ комбината "Родина", согласно п. 2.3 Устава, содержание в технически исправном состоянии основных фондов, рациональное их использование и обновление. Согласно п. 2.4 Устава комбинат обеспечивает общую и пожарную охрану, пропускной, внутриобъектовый противопожарный режимы, а также поддерживает готовность работы в чрезвычайных ситуациях; выполняет планы мобилизационной подготовки и гражданской обороны в целях обеспечения устойчивой работы комбината в особый период. Согласно п. 1.12 Устава комбинат отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам комбината несет Росрезерв.
Оценив с соответствии с требованиями
ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, правильно применив положения Федерального
закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального
закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального
закона РФ N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности", и установив, что в деятельности ФГКУ комбинат "Родина" выявлены нарушения в области гражданской обороны и пожарной безопасности, указанные в предписании N 8/3/1-18 от 25 февраля 2015 года, Предписании N 15/1/1 от 27 апреля 2015 года, а также установив, что данные нарушения не были устранены ответчиком несмотря на выданные ему предписания, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и их удовлетворении.
Суд первой инстанции, учитывая положения
ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принцип разумности, установил срок для исполнения решения суда - в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основе установленных обстоятельств по делу, правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения, и правильной оценке доказательств, представленных в материалы дела, в связи с чем, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ Комбинат "Родина" Росрезерва является ненадлежащим ответчиком по делу, защитные сооружения, техническая территория находящиеся на балансе ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва находятся в собственности Российской Федерации и составляют государственную казну, учредителем комбината является Правительство РФ, полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам, являются несостоятельными.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно
статье 6 Закона N 28-ФЗ правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
"
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, в силу
пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.
"
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (
пункты 3 и
10).
"
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу
пунктов 1.2,
2.1 и
2.2 Правил N 583 статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны. Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.
В данном случае судом установлено и из материалов дела следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны (подвальное помещение здания, расположенного по адресу: Кунашакский район, пос. лесной, д. 27) и противорадиационное укрытие подтвержден паспортом убежища и учетной карточкой, которые соответствует требованиям, установленным
Правилами N 583. В инвентаризационных карточках защитного сооружения гражданской обороны и противорадиационного укрытия эксплуатирующей организацией указан ФГКУ комбинат "Родина".
Ввиду изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ комбинат Родина" является организацией, на учете которой находится спорное защитное сооружение гражданской обороны и укрытие, и на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по назначению.
Нахождение защитных сооружений в федеральной собственности не освобождает учреждение от соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны и пожарной безопасности.
Согласно
ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу положений
ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
ФГКУ комбинат "Родина", как юридическое лицо, имеющее организационно-правовую форму федерального государственного казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Суд первой инстанции правомерно возложил на ФКУ комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу, а в случае недостаточности средств на Федеральное агентство по государственным резервам обязательства по устранению нарушения требований законодательства.
В этой связи подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что устранение нарушений требует выделения денежных средств из федерального бюджета, ФГКУ Комбинат "Родина" Росрезерва не располагает данными денежными средствами, не является распорядителем денежных средств, для реализации ФЗ "О гражданской обороне" необходима финансовая поддержка со стороны Правительства РФ, которая отсутствует на протяжении пяти лет, комбинат отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, доходы комбината, полученные от приносящей доход деятельности, зачисляются в доход федерального бюджета.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что МО "Кунашакский муниципальный район" неправомерно не принимает в свою собственность защитное сооружение гражданской обороны, поскольку обязанность по защите населения от чрезвычайных ситуаций возложена на органы местного самоуправления, не влекут отмены решения суда, так как не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокуратурой Кунашакского района Челябинской области не представлены доказательства нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, а также причинения какого-либо ущерба и наступления негативных последствий, являются несостоятельными, отсутствие надлежащего контроля за надлежащим состоянием защитного сооружения ГО и ЧС, противорадиационного укрытия создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в
Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (
статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Решение суда должно быть ясным и исполнимым, то есть исключающим возможные затруднения при его исполнении, однако в резолютивной части решения суда не указано, какие конкретно нарушения по несоблюдению требований законодательства в области гражданской обороны должен устранить ответчик, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции, дополнив его указанием на действия, которые должен совершить ответчик по устранению нарушений требований законодательства согласно предписаниям.
Руководствуясь
статьями 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 22 октября 2015 года изменить.
Обязать Федеральное казенное учреждение комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, а в случае недостаточности средств - Федеральное агентство по государственным резервам устранить нарушения требований законодательства:
о гражданской обороне при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны инвентарный N 031200010901261 и противорадиационного укрытия инвентарный N 031200010901505 в соответствии с актом проверки от 25 февраля 2015 года N 5/3 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области, а именно:
- привести защитное сооружение гражданской обороны инв. N 031200010901261 в состояние готовности к приему укрываемых и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию;
привести противорадиационное укрытие (ПРУ) инв. N 031200010901505 в состояние готовности к приему укрываемых и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию;
В Защитном сооружении гражданской обороны инвентарный N 031200010901261:
- обеспечить сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайных ситуаций;
- разработать для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны проектно-сметную документацию;
- смонтировать, подготовить к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование (система водоснабжения канализации) защитного сооружения гражданской обороны и содержать в исправном состоянии;
- заменить резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки;
- смонтировать систему фильтровентиляции, содержать систему фильтровентиляции в исправном состоянии;
- окрасить стены и потолки помещений фильтровентиляционной камеры поливинилацетатными красками;
- смонтировать оборудование (унитазы, смывные бачки, раковины), закрыть и опечатать санузлы;
- произвести покраску инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета: белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; коричневый - трубы системы отопления; серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы;
- произвести испытание защитного сооружения гражданской обороны и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;
- проверить защитное сооружение гражданской обороны на герметичность по величине подпора воздуха;
- нанести в защитном сооружении на защитно-герметические двери, ставни и двери порядковые номера белой краской;
В противорадиационном укрытии инвентарный номер N 031200010901505:
обеспечить сохранность защитных свойств, как противорадиационного укрытия в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов герметизации и гидроизоляции всего противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
- разработать для ремонта и обслуживания помещений и оборудования противорадиационного укрытия гражданской обороны проектно-сметную документацию;
- смонтировать, подготовить к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование (система водоснабжения и канализации) защитного сооружения гражданской обороны и содержать в исправном состоянии;
- заменить фильтра-поглотители, провести осмотр и проверить качественное состояние фильтров-поглотителей;
- смонтировать, закрыть и опечатать санузлы (унитазы, смывные бачки, раковины);
о пожарной безопасности при эксплуатации объектов и территории ФГКУ комбинат "Родина" Росрезерва в соответствии с актом проверки от 27 апреля 2015 года N 15 отдела надзорной деятельности N 8 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Челябинской области, а именно:
- обеспечить очистку объекта (склады Росрезерва) и прилегающей к ним территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов (сухостой, валежник, кустарниковая растительность);
- провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности, в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу оставить без удовлетворения.