Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.05.2015 по делу N 11-5704/2015
Требование: О восстановлении на учете нуждающихся в служебном помещении, признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности произвести социальную выплату.
Обстоятельства: Истец полагает, что относится к гражданам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Решение: В удовлетворении требований отказано, так как доказательств того, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, заявителем не представлено, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.05.2015 по делу N 11-5704/2015
Требование: О восстановлении на учете нуждающихся в служебном помещении, признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности произвести социальную выплату.
Обстоятельства: Истец полагает, что относится к гражданам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Решение: В удовлетворении требований отказано, так как доказательств того, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, заявителем не представлено, в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N 11-5704/2015
Судья: Хабарова Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Жукова А.А., Зариповой Ю.С.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К.С. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 января 2015 года по иску К.С. к Уральскому филиалу ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения", Главному Управлению МЧС России по Челябинской области о восстановлении на учет нуждающихся в служебном помещении, признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности произвести социальную выплату для приобретения жилья, возложении обязанности подготовить документы на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья,
заслушав доклад судьи Смолина А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
К.С. обратился в суд к Уральскому филиалу ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения", Главному Управлению МЧС России по Челябинской области о восстановлении на учет нуждающихся в служебном помещении, признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности произвести социальную выплату для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности подготовить документы на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В обоснование заявленных требований указано, что до 08 февраля 2013 года истец проходил службу в Федеральной противопожарной службе ГПС МЧС России, уволен по п. "ж" ч. 1 ст. 58 (по болезни), выслуга составляет в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 13 дней, является ****, своего жилья не имеет, нуждается в жилом помещении, за период службы субсидии на приобретения жилья не выделялись, жильем не обеспечивался. Решением комиссии ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Уральский филиал от 01 октября 2013 года исключен из списков, состоящих на учете для предоставления служебного жилого помещения с составом семьи 2 человека. Ссылаясь на положения
ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" полагает, что относится к гражданам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ.
Истец К.С., его представитель С., представители ответчиков Главного управления МЧС России по Челябинской области, Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе К.С. просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что был уволен со службы не по собственному желанию, а в связи с получением производственной травмы и получением ****, однако при вынесении решения суд не учел обстоятельства его увольнения. Обращает внимание, что при составлении заявления о предоставлении жилья, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, его обязали указать жилье, в котором он нуждается, как "служебное". В дополнении к апелляционной жалобе указывает, что поскольку его суммарный стаж на момент подачи рапорта о включении его в список участников подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" 19 лет и 9 месяцев, то он имел право на участие в данной подпрограмме. Обращает внимание на то, что в материалах дела имеется заявление о включении его в состав участников подпрограммы, об отказе во включении в состав участников подпрограммы истец уведомлен не был.
Представитель К.С. - К.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Представитель ГУ МЧС России по Челябинской области Р. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
К.С., его представитель С., представитель ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Уральский филиал в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании
ч. 1 ст. 327,
ст. 167 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.С. по приказу ГУ МЧС России по Челябинской области от 08 февраля 2013 года N **** уволен с 08 февраля 2013 года со службы в ФГКУ "****" по п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе (по болезни) (л.д. 19).
Выслуга лет по состоянию на 08 февраля 2013 года составляет в календарном исчислении 20 лет 06 месяцев 13 дней, на федеральном бюджете 07 лет 06 месяцев (л.д. 18). К.С.., его сын К.А.С, <...> года рождения, зарегистрированы по адресу: К. с 10 августа 2011 года (л.д. 5, 6).
15 мая 2012 года К.С. обратился к начальнику Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением, поступившем 08 июня 2012 года, о признании его нуждающимся в служебном жилом помещении в соответствии со
ст. 51 Жилищного кодекса РФ и принятии на учет для обеспечения служебным жилым помещением в составе семьи 2-х человек (л.д. 61 - 62).
Согласно протоколу заседания комиссии Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 20 июня 2012 года К.С. признан нуждающимся в получении служебной жилой площади в г. Магнитогорске и принят на учет составом семьи 2 человека с 08 июня 2012 года (л.д. 59 - 60).
Решением Советского районного суда г. Челябинска, вступившим в законную силу 07 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску К.С. к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Уральскому филиалу ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства чрезвычайным ситуациям России" о признании незаконным решения, выдаче государственного жилищного сертификата установлено, что 12 марта 2013 года К.С.. обратился к начальнику Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище на 2011 - 2015 годы", на основании
пп. "а" п. 5 Постановления правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
По решению комиссии Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 17 мая 2013 года ему было отказано во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы со ссылкой на
пп. "а" п. 22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153; при этом установлено, что он не признан в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 01 марта 2005 года (л.д. 129 - 132).
Согласно протоколу заседания комиссии Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 01 октября 2013 года К.С.. исключен из списка лиц, стоящих на учете для предоставления служебного жилого помещения с составом семьи 2 человека в связи с увольнением (л.д. 55 - 56).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходя из того, что К.С. уволен по
п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты и на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01 марта 2005 года не состоял, установив, что положения п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы к К.С. не применимы, пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда.
ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (на момент сложившихся правоотношений) занимается учетом в системе МЧС России сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений, предоставлением им указанных жилых помещений, а также учетом сотрудников, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет социальных выплат по государственным жилищным сертификатам.
В соответствии со
статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.С. 08 февраля 2013 года уволен по
п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.
В силу требований
раздела IV Жилищного кодекса РФ прекращение трудовых отношений (службы) влечет прекращение права граждан на предоставление служебных жилых помещений, а также и на их постановку на учет с целью предоставления служебных жилых помещений.
В соответствии с
ч. 1 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде (т.е. принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении) осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным
кодексом Российской федерации.
Так, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма закреплен в гл. 7 - 8 ЖК РФ.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены
ст. 51 ЖК РФ.
В силу положений
ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан.
При этом перечень категорий граждан, подлежащих обеспечению жильем по договору социального найма, ограничен положениями
ст. 49 ЖК РФ.
В частности, к ним относятся малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан.
Сотрудники государственной противопожарной службы (ГПС) к данным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством не относятся с 01 января 2005 года (в связи с внесением с 01.01.2005 г. изменений в
ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, обеспечению жилым помещением по договору социального найма подлежат только те сотрудники ГПС, которые до введения в действие
ЖК РФ (до 11.03.2005 г.) встали на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку
ЖК РСФСР и действующая до 01.01.2005 г. редакция
ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривала право данной категории граждан на обеспечение жильем по договору социального найма.
Именно на данных граждан распространяется
ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со
статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии со
статьей 6 указанного Федерального закона, гражданам, уволенным со службы, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей настоящего
закона.
Указом Президента РФ от 28.06.1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России являются выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (п. 5). При этом уволенный и сотрудник Государственной противопожарной службы должны быть признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и состоять после увольнения со службы на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 разделом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 24.04.2013 г. N 369, сотрудник лично представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат необходимый пакет документов.
Как указывалось выше, продолжительность службы К.С. на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета составляет 07 лет 03 мес. 06 дней, т.е. менее 10 лет, истец нуждающимся в жилых помещениях не признан, не состоял и не состоит после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в адрес ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не обращался, как и не обращался с заявлениями по вопросам получения единовременной социальной выплаты. При этом, как верно отмечено судом, имело место лишь обращение К.С. о признании его нуждающимся в служебном помещении. Отказ К.С. в признании нуждающимся в жилом помещении отсутствует.
Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на его получение предоставляется гражданину - участнику подпрограммы. Сведений о том, что К.С. является участником указанной подпрограммы заявителем материалы дела не содержат, заявителем не представлено.
Исходя из изложенного выше, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения требований К.С. о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в служебном помещении, для признания истца нуждающимся в жилом помещении и включении в список нуждающихся в жилом помещении кроме того, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для возложения обязанности по выплате ему единовременной социальной выплаты, а также по подготовке документов на ее выплату.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены обстоятельства увольнения истца, в частности факт увольнения в связи с получением производственной травмы, правильные выводы суда не опровергает. Заявителем не представлено доказательств обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении. Как указывалось выше, заявитель обратился с заявлением о признании его нуждающимся в служебном помещении, согласно протоколу N 9 К.С. признан нуждающимся в предоставлении служебной жилой площади в г. Магнитогорске и исключен из списков лиц, состоящих на учете для предоставления служебного жилого помещения в связи с увольнением из ГПС МЧС России по п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе.
Доказательств того, что К.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, заявителем не представлено.
Таким образом, в данном случае, основания увольнения правового значения не имеют, поскольку одним из необходимых условий для предоставления бывшему военнослужащему жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является факт его постановки в муниципальном образовании на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, а также факт нахождения на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в федеральном органе исполнительной власти.
Доводы жалобы о том, что при составлении заявления о предоставлении жилья, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий, истца обязали указать жилье, в котором он нуждается, как "служебное", не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку доказательств опровергающих факт добровольного указания истцом в заявлении о предоставлении жилого помещения именно как "служебного" К.С. не представлено.
Доводы жалобы, изложенные в дополнении к ней, о том, что поскольку его суммарный стаж на момент подачи рапорта о включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" 19 лет и 9 месяцев, то истец имел право на участие в данной подпрограмме, являются несостоятельными, поскольку как следует из п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов общая продолжительность службы состоит из суммарной продолжительности военной службы по контракту и призыву, а также службы в органах и учреждениях в ГПС МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, а как следует из материалов дела, стаж службы К.С.. на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета составляет 07 лет 03 мес. 06 дней.
Не информированность истца о принятом комиссией Уральского филиала ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" 17 мая 2013 года решения об отказе во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не является основанием для отмены решения суда, поскольку истец не был лишен возможности о получении информации о принятом комиссией решения самостоятельно.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного решения, не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
определила:
Решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.С. - без удовлетворения.