Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 N 88-11067/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 17.01.2023 по делу N 33-604/2023 (УИД 22RS0032-01-2022-000607-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, просил внести в лицевой счет период работы в пожарно-спасательном отряде по охране как льготный.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 17.01.2023 по делу N 33-604/2023 (УИД 22RS0032-01-2022-000607-08)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, просил внести в лицевой счет период работы в пожарно-спасательном отряде по охране как льготный.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2023 г. по делу N 33-604-23(2-489/2022)
Судья Марфутенко В.Г. | УИД 22RS0032-01-2022-000607-08 |
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Шипунова И.В., Медведева А.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Т.К.
на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 10 октября 2022 года по делу по иску
Т.К. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
установила:
05.04.2022 Т.К., ДД.ММ.ГГ года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, а именно внести в лицевой счет как льготные периоды работы с 18.07.2005 г. по 25.06.2007 в Локтевском ПСО ГПС Управления ГО ЧС и ПБ в Алтайском крае.
Решением Отделения ПФР по Алтайскому краю от 23 июня 2022 N 191776/22 отказано у удовлетворении указанного заявления.
Полагая неправомерным отказ ответчика во включении указанного периода в льготном исчислении, истец обратился с иском в суд, в котором просил признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении оспариваемых периодов работы в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, обратился Т.А.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 10 октября 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что должностные обязанности, условия работы его после реорганизации Государственной противопожарной службы не менялись.
Считает, что суд не дал правильной правовой оценки тому обстоятельству, что в спорный период времени осуществлял трудовую деятельность в тех же условиях, что и сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами
части 3 статьи 167 и
части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной
статье, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со
статьями 4 и
5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована с 01.01.2002 в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный
закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в силу
ч. ч. 2,
4 и
5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма -
подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 1376-р "Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации" и
постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" на базе ГУ МЧС России Алтайского края создано с 01.05.2005 краевое государственное учреждение Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, учредителем которого является Администрация Алтайского края. На Управление возложены функции по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Т.К. осуществлял трудовую деятельность в спорный период с 18 июля 2005 года по 25 июня 2007 года в Локтевском ПСО ГПС Управления ГО ЧС и ПБ в Алтайском крае.
В соответствии со
ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерация и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и
постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" с 01.05.2005 года было создано краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае"
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Локтевский ПСО ГПС Управления ГО ЧС и ПБ в Алтайском крае в спорный период находилась в ведении Краевого государственного учреждения Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, и выполняла функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствующим установленным при рассмотрении дела фактическим обстоятельствам.
Ссылка в жалобе о том, что в этот период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, не может повлечь отмену решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в
пункте 2 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается-трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим
постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в
Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичная правовая позиция изложена в
Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г., от 4 марта 2009 г.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, в выписке из лицевого счета застрахованного лица за указанный период отсутствуют сведения об особых условиях труда.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не содержат, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта в апелляционном порядке.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Локтевского районного суда Алтайского края от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Т.К. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 18 января 2023 года