Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-17876/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.05.2023 по делу N 33-3812/2023 (УИД 22RS0067-01-2022-004108-66)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходит службу в органах внутренних дел, обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец был поставлен на очередь для получения единовременной социальной выплаты. По мнению истца, решение жилищной комиссии нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.05.2023 по делу N 33-3812/2023 (УИД 22RS0067-01-2022-004108-66)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходит службу в органах внутренних дел, обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец был поставлен на очередь для получения единовременной социальной выплаты. По мнению истца, решение жилищной комиссии нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления.
Решение: Отказано.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 г. по делу N 33-3812/2023
Дело N 2-142/2023
22RS0067-01-2022-004108-66
Судья: Бабаскина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Сухаревой С.А., Диденко О.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Н.А.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности поставить на учет с даты подачи заявления, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Н.А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения представителя истца Б.М.В., представителя ответчика С.А.В., судебная коллегия
установила:
Н.А.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также ГУ МВД России по Алтайскому краю) о возложении обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - с 6 ноября 2012 г.
В обоснование требований указал, что дата постановки на учет определена ответчиком неверно, нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления - 6 ноября 2012 г.
Стаж службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации составляет более 26 лет.
6 ноября 2012 г. им было подано заявление с просьбой принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
17 декабря 2012 г. на заседании Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим проблемам заявление истца было рассмотрено и принято решение о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи 3-х человек. Решение данной комиссии утверждено распоряжением ГУ МВД России по Алтайскому краю 10 января 2013 г. и с этой даты истец был поставлен на учет, т.е. не в соответствии с датой подачи заявления, а в соответствии с датой издания распоряжения ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на положения пунктов 15, 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее также - Правила), указывал на то, что датой принятия сотрудника на учет является дата утверждения правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердившего решение о принятии на учет по месту службы сотрудника. Заявление истца рассмотрено комиссией в установленный двухмесячный срок с даты подачи заявления. Данное решение комиссии утверждено распоряжением ГУ МВД России по Алтайскому краю от 10 января 2013 г. N 1. Н.А.А. состоит на учете для предоставления ЕСВ с 10 января 2013 г., присвоен уникальный номер ***, номер очереди, с учетом получивших ЕСВ, вставших на учет до 10 января 2013 г. - 57. Поскольку постановка истца на учет произведена с указанием даты подачи заявления и стажа службы на момент обращения с заявлением, а также даты вынесения распоряжения ГУ МВД России по Алтайскому краю о постановке на учет, соответственно, очередность сформирована с соблюдением критериев, определенных пунктами 15, 20 Правил. Более того, изменение даты принятия на учет (даты правого акта, утвердившего решение о принятии на учет) на дату подачи заявления повлечет нарушение прав иных сотрудников, подавших заявление на получение выплаты ранее истца, и чьи заявления рассмотрены и утверждены одним распоряжением.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 года исковые требования Н.А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Выражает несогласие с выводами суда, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утвердившего решение о принятии на учет. Ответчик, определив всем сотрудникам, вошедшим в один и тот же протокол заседания комиссии от 17 декабря 2012 г., и соответствующее распоряжение от 10 января 2013 г., одинаковую дату принятия на учет - 10 января 2013 г., внося данные о сотрудниках в Книгу учета N 37, установил очередность исходя из стажа службы от большего к меньшему, без учета даты подачи каждым сотрудником заявления. Истец считает, что в одном распоряжении очередность подлежала определению по дате подачи заявления, а среди одной даты подачи заявления по стажу службы. Путем сопоставления данных Книги учета N 37 с данными Регистрационного журнала N 697 в Книге учета есть лица, обратившиеся позже истца, но имеющие более ранний номер очередности. Например, очередь N 282 присвоена Д.П.И., обратившемуся с заявлением 8 ноября 2012 г., очередь N 284 присвоена Э.А.А., обратившемуся с заявлением 13 ноября 2012 г., в то время как истец обратился с заявлением 6 ноября 2012 г., но был поставлен на учет под номером N 286.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Б.М.В. доводы жалобы поддержала. Представитель ответчика С.А.В. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об уважительных причинах неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Н.А.А. проходит службу в органах внутренних дел с 1996 года.
6 ноября 2012 г. Н.А.А. обратился в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее-ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, приложив предусмотренные нормативными правовыми актами необходимые документы. Стаж службы на момент подачи заявления составлял - 18 лет 3 месяца 1 день.
Согласно выписке из протокола N 24 от 17 декабря 2012 г. заседания Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим проблемам Н.А.А. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом членов семьи 3 человека.
Из справки ГУ МВД РФ по Алтайскому краю от 5 октября 2022 г. следует, что Н.А.А. состоит на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10 января 2013 г. (номер ***), номер очереди, с учетом получивших ЕСВ, вставших на учет до 10 января 2013 г. - 57.
Разрешая спор и руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, суд пришел к выводу об отсутствии оснований удовлетворения исковых требований. При этом исходил из того, что в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет; требуемое истцом изменение даты принятия его на учет не соответствует пунктам 15, 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты; право истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет не нарушено; оснований для возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет с даты подачи им заявления не имеется.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Пунктом 14 Правил установлено, что комиссия выполняет, в том числе, следующие функции: ведет книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению N, включающую как сведения о сотруднике, стаже службы в органах внутренних дел, так и дате принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Согласно пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с пунктом 21 Правил книга учета ведется комиссией и является документом строгой отчетности. Изменения, вносимые в книгу учета, заверяются печатью и подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за ведение книги учета.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил).
Уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета (далее - база данных), на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 25 Правил).
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, утвержденный приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года N 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что при определении порядка очередности учитывается совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления. При этом дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет истца.
Как следует из материалов дела, сведения о Н.А.А. занесены в книгу учета в соответствии с пунктом 20 Правил в порядке очередности с учетом стажа его службы и даты подачи заявления (л.д. 73), а единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, сформирована в соответствии с пунктом 25 Правил по дате подачи заявления и принятия на учет (даты принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет) (л.д. 68-98).
В единой очереди на получение единовременной социальной выплаты Н.А.А. учтен по дате подачи заявления - 6 ноября 2012 г. и году принятия на учет, соответствующему году принятия уполномоченным органом правового акта об утверждении решения комиссии - 2013 год. Вопреки доводам жалобы действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты полностью соответствуют порядку, установленному вышеуказанными Правилами.
Приходя к выводу об отсутствии нарушений прав истца, судом обоснованно учтено, что в книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты одним протоколом и распоряжением внесены сведения об истце с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления. В очереди после истца (номер очереди 286) с указанием стажа 28 лет 3 месяца 1 день находятся лица, обратившиеся с заявлением хоть и ранее Н.А.А., но имеющие меньший, чем у Н.А.А. стаж. Номер очереди 288 присвоен Ж.М.А., обратившемуся с заявлением 19.10.2012 и имеющему стаж 28 лет 0 месяцев 16 дней; номер очереди 291 присвоен К.С.А., обратившемуся 23.10.2012 и имеющему стаж 23 года 3 месяца 21 день. В очереди до Н.А.А. находятся лица, у которых стаж больше чем у него, при этом они обращались с заявлением как ранее него (очередь N 285 присвоена Г.А.И., обратившемуся 31.10.2012 и имеющему стаж 29 лет 0 месяцев 15 дней), так и после (очередь N 284 присвоена Э.А.А., обратившемуся с заявлением 13.11.2012, и имеющему стаж 29 лет 1 месяц 12 дней). Не нарушена очередность и с учетом даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, последовавшей после даты принятии истца на учет - 17 января 2013 г. (Е.С.В. имеет стаж 31 год 10 месяцев, дата подачи заявления 16 ноября 2012 г., дата постановки на учет 17 января 2013 г., очередь N 309).
Таким образом, вывод суда о том, что права истца на получение единовременной социальной выплаты согласно установленной очередности не нарушены, так как действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты не противоречили порядку, установленному Законом N 247-ФЗ и Правилам предоставления единовременной социальной выплаты, полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела, из которых следует, что истец был включен в очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а в книге учета УМВД России по Алтайскому краю были внесены сведения, предусмотренные этими Правилами.
Оснований для иного применения и толкования приведенных норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 2 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н.А.А. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 мая 2023 года.