Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2023 N 88-11637/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.03.2023 по делу N 33-1947/2023 (УИД 22RS0045-01-2022-000552-66)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал на то, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа; истец с этим решением не согласился.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 01.03.2023 по делу N 33-1947/2023 (УИД 22RS0045-01-2022-000552-66)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, в т.ч. досрочно; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал на то, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа; истец с этим решением не согласился.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.


Содержание

Удовлетворяя уточненные требования и включая в специальный страховой стаж истца спорные периоды, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся доказательства подтверждают факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом отсутствие кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для Ж.В.М. неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных законом на работодателя

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 марта 2023 г. по делу N 33-1947/2023
Судья Седойкина А.В.
22RS0045-01-2022-000552-66
Дело N 2-492/2022
22RS0045-01-2022-000552-66
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Белодеденко И.Г.,
судей Ильиной Ю.В., Амана А.Я.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 9 декабря 2022 года по делу
по иску Ж.В.М. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о включении в специальный стаж периодов работы, обязании произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, признании незаконным решения пенсионного органа, признании права на досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, с учетом уточнения просил суд включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Ж.В.М. периоды работы: с 19.03.1997 по 31.12.1997 в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части по охране Смоленского района; с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае); с 01.08.2007 по 31.12.2008 в должности водителя пожарного автомобиля, водителя 2 класса в Отряде Государственной противопожарной службы N 38 МЧС России по Алтайскому краю (Смоленский район); с 24.03.2009 по 31.12.2009 в должности водителя автомобиля (пожарного) первого класса 48 пожарной части ФПС государственного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю"; признать незаконным решение ГУ-Отделения ПФР по Алтайскому краю N 204157/22 от 15.04.2022 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием на дату обращения необходимого специального стажа; признать за Ж.В.М. (СНИЛС ***) право на досрочную страховую пенсию по старости с 11 апреля 2022 года.
В обоснование иска указывал, что 11.04.2022 обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, полагая, что на дату обращения стаж его работы на должностях Государственной противопожарной службы составил 25 лет. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30. Должности предусмотренны Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (утв. постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437). Переходным положением, предусмотренным ч. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013, с 01.01.2022 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 23,4.
15.04.2022 решением N 204157/22 ГУ - Отделения ПФР по Алтайскому краю (г. Бийск) истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Не включены в специальный стаж работы периоды с 19.03.1997 по 31.12.1997, с 15.05.2005 по 31.12.2008, с 24.03.2009 по 31.12.2009, так как сведения за данный период представлены страхователем в Пенсионный фонд как работа на общих основаниях. Согласно сведениям ответчика специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400 от 28.12.2013 г., составляет 19 лет 7 месяцев 7 дней, величина ИПК свыше 23,4.
Ж.В.М. полагал, что все указанные им периоды относятся к работе на должностях государственной противопожарной службы, так как при поступлении на работу в пожарную часть, так и в последующий период, истец работал в государственной противопожарной службе, характер работы, должностные обязанности и условия работы не менялись, его должность предусмотрена Списком N 437, считает, что периоды работы подлежат включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Полагал, что отсутствие в системе индивидуального персонифицированного учета сведений об особом характере его работы безусловным обстоятельством, исключающим возможность включения таких периодов в специальный стаж, не является, поскольку обязанность по представлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах, характере их трудовой деятельности законом возложена на работодателя, не может ограничивать пенсионные права граждан, истец обратился в суд.
В мае 2022 года истец обращался в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю с заявлением о корректировке сведений индивидуального лицевого счета, получив ответ, что Главное управление МЧС России по Алтайскому краю не располагает сведениями, переданными предыдущим работодателем (страхователем) в пенсионный фонд РФ, может произвести корректировку сведений за периоды работы с 01.08.2007 по 31.12.2008 и с 24.03.2009 по 31.12.2009 только в рамках исполнения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, направленного территориальным органом Пенсионного фонда РФ в адрес Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, установленным порядком. Таким образом, сведения его ИЛС за периоды работы с 01.08.2007 по 31.12.2008 и с 24.03.2009 по 31.12.2009 по настоящее время не откорректированы, не представлены работодателем сведения о льготном характере его работы за период с 01.01.2022 по 10.04.2022, чем нарушены права истца на пенсионное обеспечение.
Приказом МЧС России от 26.09.2019 N 523 "О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Сибирском федеральном округе" с 01.01.2020 г. ликвидировано Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю", являющееся правопреемником Отряда Государственной противопожарной службы N 38 МЧС России по Алтайскому краю (Смоленский район). В связи с ликвидацией организации решить вопрос о корректировке сведений ИЛС во внесудебном порядке невозможно.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 9 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
Включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости Ж.В.М. периоды работы:
- с 19.03.1997 по 31.12.1997 в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части по охране Смоленского района;
- с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае);
- 01.08.2007 по 31.12.2008 в должности водителя пожарного автомобиля, водителя 2 класса в Отряде Государственной противопожарной службы N 38 МЧС России по Алтайскому краю (Смоленский район);
- 24.03.2009 по 31.12.2009 в должности водителя автомобиля (пожарного) первого класса 48 пожарной части ФПС государственного учреждения "6 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю".
Признать незаконным решение ГУ-Отделения ПФР по Алтайскому краю N 204157/22 от 15.04.2022 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием на дату обращения необходимого специального стажа.
Признать за Ж.В.М. (СНИЛС ***) право на досрочную страховую пенсию по старости с 11.04.2022.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Алтайском крае ИНН <...>, ОГРН <...> в пользу Ж.В.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, СНИЛС *** судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 900,00 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю оспаривает решение в части включения в специальный стаж Ж.В.М. периода работы с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае), т.к. право на льготное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ принадлежит только работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, которым в этот период Ж.В.М. не являлся.
В связи с включением данного периода суд незаконно возложил на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в отсутствие необходимого специального стажа, ответчик просил решение отменить.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу сторона истца просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд установил, что 11.04.2022 Ж.В.М. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
15.04.2022 пенсионным фондом принято решение об отказе Ж.В.М. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 19 лет 7 месяцев 7 дней, при требуемом - 25 лет).
Не засчитан в стаж на соответствующих видах работ с 19.03.1997 по 31.12.1997, с 15.05.2005 по 31.12.2008, с 24.03.2009, с 24.03.2009 по 31.12.2009 т.к. данный период в ИЛС отражен общими условиями труда; учреждение относилось к субъекту РФ и не входило в структуру МЧС, следовательно, работа в указанный период не проходила в Государственной противопожарной службе федерального государственного органа.
Кроме того, периоды с 19.03.1997 по 31.12.1997, с 15.05.2005 по 31.12.2008, с 24.03.2009, с 24.03.2009 по 31.12.2009 отражены как работа с общими условиями труда.
Удовлетворяя уточненные требования и включая в специальный страховой стаж истца спорные периоды, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся доказательства подтверждают факт работы истца на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом отсутствие кодов особых условий труда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, подаваемых работодателем, неуплата страховых взносов не должны повлечь для Ж.В.М. неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечения, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных законом на работодателя.
Предметом апелляционного обжалования со стороны ответчика является период работы Ж.В.М. с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае).
Иные периоды, включенные судом, ответчик не оспаривает, следовательно, предметом апелляционной проверки решение в указанной части не является.
Оценивая законность включения в специальный стаж Ж.В.М., дающий право на льготное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периода работы с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае), судебная коллегия исходит из следующего.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России преобразована с 01.01.2002 в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 1376-р "Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации" и постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" на базе ГУ МЧС России Алтайского края создано с 01.05.2005 краевое государственное учреждение Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, учредителем которого является Администрация Алтайского края. На Управление возложены функции по осуществлению на территории Алтайского края деятельности в области гражданской обороны, а также деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, пожарной безопасности, в том числе по организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях), по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Ж.В.М.осуществлял трудовую деятельность в спорный период с 15.05.2005 по 31.07.2007 в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае).
В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерация и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлением Администрации Алтайского края от 03.03.2005 N 116 "О создании краевого государственного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" с 01.05.2005 года было создано краевое государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае".
ГУ МЧС по Алтайскому краю в письменном отзыве на иск сообщило суду информацию о реорганизации в структуре органов пожарной охраны, в том числе, что 15.05.2005 отряд государственной противопожарной службы по охране Смоленского района реорганизован в Пожарно-спасательный отряд ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае).
01.08.2007 Пожарно-спасательный отряд ГПС по охране Смоленского района УГОЧС и ПБ в Алтайском крае реорганизован в отряд ГПС N 38 МЧС России по Алтайскому краю (Смоленский район).
Таким образом, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что Смоленский ПСО ГПС Управления ГО ЧС и ПБ в Алтайском крае в спорный период находился в ведении Краевого государственного учреждения Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае, и выполнял функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Ссылка истца и суда о том, что в этот период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N 437, не основана на законе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 2 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается-трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2009 г., от 4 марта 2009 г.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, в выписке из лицевого счета застрахованного лица за указанный период отсутствуют сведения об особых условиях труда, что является обоснованным, поскольку действующим на тот момент законодательством включение периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не было предусмотрено.
По информации ОПФР по Алтайскому краю, согласно выписке из индивидуального лицевого счета Ж.В.М. в период с 15.05.2005 по 31.07.2007, сведения подавались отрядом Управления противопожарной службы.
Таким образом, поскольку при обращении Ж.В.М. 11.04.2022, с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости его специальный стаж составил менее требуемых 25 лет, то в силу пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на назначение пенсии у истца с момента обращения в пенсионный орган не возникло.
Остальные периоды, включенные судом в специальный стаж, ответчиком в жалобе не оспариваются.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в части включения в специальный стаж Ж.В.М., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 15.05.2005 по 31.07.2007 в должности водителя автомобиля (пожарного) в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае), а также в части признании за Ж.В.М. права на страховую пенсию досрочно с 11.04.2022, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 9 декабря 2022 года в части включения в специальный стаж Ж.В.М. периода работы с 15.05.2005 по 31.07.2007 в Пожарно-спасательном отряде ГПС по охране Смоленского района Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае (УГОЧС и ПБ в Алтайском крае) и признании за Ж.В.М. права на страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ с 11 апреля 2022 года отменить, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовление 02.03.2023.