Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.10.2018 по делу N 33-16716/2018
Требование: О признании незаконным бездействия владельца объектов железнодорожного транспорта, выразившегося в непринятии мер к надлежащему содержанию полосы отвода железной дороги.
Обстоятельства: Прокурор указал на отсутствие в полосе отвода противопожарной опашки, что создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью, имуществу людей.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.10.2018 по делу N 33-16716/2018
Требование: О признании незаконным бездействия владельца объектов железнодорожного транспорта, выразившегося в непринятии мер к надлежащему содержанию полосы отвода железной дороги.
Обстоятельства: Прокурор указал на отсутствие в полосе отвода противопожарной опашки, что создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью, имуществу людей.
Решение: Требование удовлетворено.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2018 г. по делу N 33-16716/2018
Судья Бровина Ю.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Деменевой Л.С.,
Коренева А.С.
при секретаре судебного заседания Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным
по апелляционной жалобе ответчика Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Серовского районного суда Свердловской области от 21.05.2018.
Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., объяснения старшего помощника прокурора Никитина А.С., судебная коллегия
установила:
Серовский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, первоначально обратился в Мещанский районный суд г. Москва к ОАО "РЖД" о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по непринятию мер, в части содержания полосы отвода на 9 и 10 пикетах 159 км перегона Свердловской железной дороги станция Алябьево - станция Мансийской с правой и левой сторон, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры, в соответствии с требованиями законодательства, обязании ОАО "РЖД" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие в полосе отвода железной дороги противопожарной опашки шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосы на откосах железнодорожного пути на 6 пикете 153 км станции Коптяки Свердловской железной дороги с правой стороны, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры.
В обоснование исковых требований указал, что 05.07.2017 Серовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требования экологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, а также при эксплуатации линейных и транспортных объектов, примыкающих к лесам. При обследовании участка железнодорожного пути на 9 и 10 пикетах 159 км перегона Свердловской железной дороги станция Алябьево - станция Мансийской с правой и левой сторон, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры, находящегося в ведении Верхнекондинской дистанции пути - структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" выявлено нарушение в виде отсутствия противопожарной опашки, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей, установленных ФЗ РФ N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утв. Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц, Постановления Правительства РФ N 417 от 30.06.2007 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", создает угрозу возникновения пожаров в лесах, в полосе отвода железной дороги, причинения вреда жизни и здоровью людей и имуществу третьих лиц.
Определением Мещанского районного суда г. Москва от 24.11.2017 гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора к ОАО "РЖД" об обязании совершить определенные действия направлено по подсудности в Серовский районный суд Свердловской области на основании п. 2 ч. 2 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Серовского районного суда Свердловской области от 22.03.2018 производство по данному гражданскому делу прекращено в части требовании об обязании ОАО "РЖД" в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие в полосе отвода железной дороги противопожарной опашки шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосы на откосах железнодорожного пути на 6 пикете 153 км станции Коптяки Свердловской железной дороги с правой стороны, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры, в связи с тем, что на дату судебного заседания, ранее выявленные прокурором нарушения законодательства устранены.
Решением Серовского городского суда Свердловской области от 21.05.2018 исковые требования Серовского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "РЖД" о признании бездействия незаконным удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ОАО "РЖД" по непринятию мер, в части содержания полосы отвода на 9 и 10 пикетах 159 км перегона Свердловской железной дороги станция Алябьево - станция Мансийской с правой и левой сторон, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры.
С ОАО "РЖД" в доход местного бюджета муниципального образования Серовский городской округ взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С таким решением суда не согласился ответчик, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что такое средство защиты и восстановления нарушенных прав как признание бездействия незаконным, действующим законодательством не предусмотрено. Полагает, что предъявление такого иска может быть расценено как избрание истцом ненадлежащего способа защиты права, что является основанием для отказа в иске. Считает, что постановленное решение является неисполнимым. Обязанность относительно устройства противопожарной минерализованной полосы ответчиком исполнена добровольно, в связи с чем вывод суда о бездействии ОАО "РЖД" в вопросе содержания полосы отвода железной дороги является безосновательным.
В материалы дела представлены возражения на апелляционную жалобу от старшего помощника Серовского транспортного прокурора, в которых содержится просьба оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии старший помощник прокурора с доводами апелляционной жалобы не согласился, указал на законность, обоснованность обжалуемого решения суда и отсутствие оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
От представителя ответчика ОАО "РЖД" 20.09.2018 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения старшего помощника прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" следует, что полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абзац 2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абзац 4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абзац 5); меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности (абзац 7).
На основании статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу требований пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В соответствии с подпунктом "г, д" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
В силу пункта 8 Приказа МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" в полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности; в полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; от опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Разрешая заявленные исковые требования Серовского транспортного прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установил, что ответчик является лицом, обязанным произвести работы по очистке полосы отвода, что данные работы по существу своевременно не производились, что не отрицалось ответчиком, и пришел к обоснованному выводу о том, что указанные бездействия ОАО "РЖД" являются незаконными.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, поскольку они не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел, сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Как следует из материалов дела, на момент проверки Серовским транспортным прокурором ОАО "РЖД" не были приняты меры в части содержания полосы отвода на 9 и 10 пикетах 159 км перегона Свердловской железной дороги станция Алябьево - станция Мансийской с правой и левой сторон, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры в соответствии с требованиями законодательства, то есть отсутствует противопожарная опашка шириной от 3 до 5 метров или противопожарная минерализованная полоса.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки от 05.07.2017, подписанным уполномоченными лицами со стороны Серовского транспортного прокурора и ОАО "РЖД", фотоматериалами.
Согласно представленного в материалы дела истцом акту от 20.10.2017 ОАО "РЖД" выполнены работы относительно устройства минерализованной полосы.
Довод апелляционной жалобы ответчика о неправильном применении судом норм материального права является несостоятельным.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, проанализировав положения статей 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктов 278, 280 Правил о противопожарном режиме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункта 8 Приказа МПС Российской Федерации от 15.09.1999 N 26Ц "Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", пришел к правильному выводу о том, что установленные указанным нормативно-правовым актом требования пожарной безопасности должны были выполняться ОАО "РЖД" постоянно.
Материальный закон, подлежащий применению, судом первой инстанции истолкован и применен правильно. Нарушений норм материального права не допущено.
Доводы жалобы о том, что выводы суда, изложенные в мотивировочной части решения, не соответствуют обстоятельства по делу, являются несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что выводы суда, касающиеся допущенного ОАО "РЖД" бездействия по выполнению норм пожарной безопасности на территории полосы отвода на 9 и 10 пикетах 159 км перегона Свердловской железной дороги станция Алябьево - станция Мансийской с правой и левой сторон, расположенного в Советском районе ХМАО-Югры, относительно надлежащей очистки указанной территории, соответствуют обстоятельствам по делу и основаны на имеющихся в деле доказательствах, подробная оценка, которым судом дана в мотивировочной части решения.
Оценка представленных по делу доказательств судом выполнена с соблюдением положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и у судебной коллегии не имеется правовых оснований для их иной оценки.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении положений норм процессуального права, а именно избрание истцом прямо не предусмотренного статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способа защиты нарушенного права в виде признания незаконным бездействия, судебная коллегия также признает несостоятельными.
Судом первой инстанции верно указано, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, при этом закон не ограничивает прокурора в рассматриваемой сфере правоотношений в использовании тех или иных способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Избранный прокурором способ защиты нарушенного права не противоречит закону и согласуется со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации абзац 14 статьи 12 отсутствует, имеется в виду абзац 14 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перечень статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим, поскольку допускает защиту права иными способами, предусмотренными законом (абзац 14).
Кроме того, абзацем 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность защиты права путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, а также пресечения в судебном порядке действий, не только нарушающих право, но и создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Обращаясь с иском, прокурор указал, что при проведении проверки выявлены факты нарушения ОАО "РЖД" требований законодательства о пожарной безопасности, а как следствие нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья.
Таким образом, неисполнение ОАО "РЖД" требований законодательства о противопожарной безопасности, создающее угрозу возникновения пожара в лесах, в полосе отвода железной дороги, а также причинения вреда жизни и здоровью людей, свидетельствуют о возникновении у истца правового интереса в пресечении таких бездействий путем признания их незаконными в судебном порядке.
Утверждения ответчика о том, что решение суда не исполнимо, противоречит материалам дела, поскольку выявленные нарушения были устранены ответчиком, что подтверждается актом от 20.10.2017. Однако добровольное устранение нарушений требований законодательства, не устраняет факта правонарушения ответчика в форме незаконного бездействия, поскольку обязанности ОАО "РЖД" по содержанию полосы отвода в надлежащем состоянии подлежат систематическому, постоянному исполнению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 21.05.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
А.С.КОРЕНЕВ