Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.11.2019 по делу N 33-19378/2019
Требование: О признании незаконным решения комиссии уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотруднику учреждения уголовно-исполнительной системы отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на непредставление установленных документов, истец полагал, что все необходимые документы для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты им были представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.11.2019 по делу N 33-19378/2019
Требование: О признании незаконным решения комиссии уполномоченного органа об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотруднику учреждения уголовно-исполнительной системы отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на непредставление установленных документов, истец полагал, что все необходимые документы для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты им были представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2019 г. по делу N 33-19378/2019
Судья Морозова М.М. | Дело N 2-4760/2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой Т.С.,
судей Кокшарова Е.В.
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по Т.П. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 08 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика С. (доверенность от 25 декабря 2018 года N/ТО/40), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.П. обратился с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее по тексту - ГУ ФСИН России по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
В обоснование иска истец указал, что в целях реализации права на обеспечение жилым помещением 12 февраля 2019 года обратился в ГУ ФСИН России по Свердловской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов.
Решением комиссии ГУФСИН России по Свердловской области от 27 марта 2019 года истцу в удовлетворении данного рапорта отказано со ссылкой на непредставление документов, предусмотренных
п. 5 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369).
Истец полагал данное решение незаконным, поскольку все необходимые документы для постановки учет в целях получения единовременной социальной выплаты им были представлены.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Свердловской области от 26 февраля 2019 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать ответчика поставить истца с составом семьи три человека на учет с даты подачи заявления - 12 февраля 2019 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, ссылаясь на законность и обоснованность решения комиссии ГУФСИН России по Свердловской области от 26 февраля 2019 года
Третье лицо (Т.О.) в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 08 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований Т.П. отказано.
С данным решением не согласился истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. Ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Третье лицо (Т.О.) в заседание судебной коллегии не явилось. Извещено письмом от 15 октября 2019 года (с простым уведомлением), которое возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
В заседании судебной коллегии истец (супруг Т.О.) подтвердил, что третье лицо о дате, месте и времени слушания дела извещено.
На основании
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией вынесено определение о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив судебное решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, ссылаясь на положения
ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
п. п. 5,
6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", действовавшим на период возникновения спорных правоотношений, пришел к выводу, что решение комиссии ФСИН России об отказе Т.П. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты является обоснованным и соответствующим положениям нормативных актов, регламентирующих спорные отношения.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (
пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (
пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в общежитии (
пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (
пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой
норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно
пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (
определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 416-О).
Судом первой инстанции применены приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 12 сентября 2002 года истец проходил службу в органах в уголовно-исполнительной системе. Выслуга истца составляет более 10 лет (на момент принятия оспариваемого решения).
Истец имеет состав семьи 3 человека: заявитель, супруга Т.О., дочь <...>6, <...>.
12 февраля 2019 года истец обратился с рапортом на имя руководителя ответчика о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании решения ГУФСИН России по Свердловской области от 26 февраля 2019 года в постановке на учет для получения спорной выплаты отказано.
Ответчик указал, что с 15 октября 2013 года по 14 мая 2014 года Т.П. был зарегистрирован по адресу: <...>, 13. Документы, предусмотренные
п. 5 вышеуказанных Правил (выписка из финансового лицевого счета, копия домовой книги) не предоставлялись, в связи с чем невозможно установить основания для вселения в указанное помещение, его общую площадь.
Одновременно ответчик установил, что отсутствуют сведения о месте жительства заявителя в период с 14 мая 2014 года по 03 февраля 2015 года; супруга истца с 09 июля 2007 года по 15 ноября 2016 года была постоянно зарегистрирована по адресу: <...>. В отношении указанного адреса не представлены выписка из поквартирной карточки, сведения о количестве проживающих, документы, послужившие основанием для вселения в жилое помещение.
Делая вывод о том, что такой отказ соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в
пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Суд обоснованно исходил из того, что истцом в полной мере не были соблюдены установленные названными правилами требования при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Так, истцом не были предоставлены сведения о месте жительства в период с 14 мая 2014 года по 03 февраля 2015 года, что препятствовало определению его нуждаемости в жилом помещении.
Как правильно указал суд, факт проживания истица в <...> нашел свое подтверждение в судебном заседании, вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении истцом вышеуказанного Порядка
(п. 5).
Указанное обстоятельство уже являлось достаточным для отказа в удовлетворении рапорта истца о постановке на учет.
Оценивая представленные доказательства по правилам
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод и о том, что истцом не была предоставлена домовая книга на вышеуказанное домовладение для оценки его права на предоставление меры социальной поддержки (период с 15 октября 2013 года по 14 мая 2014 года).
Справка Азанковской сельской администрации Тавдинского городского округа от 14 декабря 2017 года, содержащая сведения о лицах, зарегистрированных в жилом доме, его площадь (в обоснование выдачи положена домовая книга) не может подменять собой документ, требуемый для предоставления в комиссию, каковым является непосредственно домовая книга.
Доводы о невозможности предоставления домовой книги судебная коллегия отклоняет, поскольку они противоречат доводам апелляционной жалобы, где указывается о том, что истцу в архиве администрации Тавдинского городского округа удалось найти домовую книгу на вышеуказанного домовладение. Таким образом, постановления Администрации Тавдинского городского округа от 12 декабря 2017 года N 2122 "О разрешении списания муниципального имущества", постановление от 02 августа 2018 года N 1150 "Об исключении из реестра муниципальной собственности Тавдинского городского округа жилых помещений", которыми жилой дом по адресу <...>, списан и исключен из реестра муниципальной собственности, не препятствовали истцу в получении необходимых документов.
Одновременно суд правильно исходил из того, что истцом не была представлена копия домовой книги и сведения о количестве проживающих лиц в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <...>, где была ранее зарегистрирована супруга истца.
Справка ГБУ СО "МФЦ" в <...> от 25 января 2019 года в отношении указанного домовладения, выданная на основании домовой книги также не может подменять собой необходимый документ - домовую книгу, наличие которой в настоящее время подтверждено истцом в апелляционной жалобе.
Таким образом, решение ответчика об отказе в постановке истца на учет в целях получения меры социальной поддержки является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 320,
327.1,
п. 1 ст. 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 13 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ИВАНОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
Т.Л.РЕДОЗУБОВА