Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.01.2017 по делу N 33-214/2017(33-22957/2016)
Требование: О признании права на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, взыскании надбавки за предыдущий период.
Обстоятельства: Сотрудник противопожарной службы сослался на то, что ему неправомерно отказано в установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.01.2017 по делу N 33-214/2017(33-22957/2016)
Требование: О признании права на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, взыскании надбавки за предыдущий период.
Обстоятельства: Сотрудник противопожарной службы сослался на то, что ему неправомерно отказано в установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 января 2017 г. по делу N 33-214/2017(33-22957/2016)
Судья Басанова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Волковой Я.Ю.
судей Кокшарова Е.В.
Лузянина В.Н.
при секретаре Ц.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч. к Федеральному государственной казенному учреждению "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным отказа в выплате ежемесячной надбавки, признании права на получение ежемесячной надбавки и взыскании надбавки,
по апелляционным жалобам истца Ч., представителя ответчика - К. на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 19.09.2016.
Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения истца Ч., представителя ответчика - С. (доверенность от <...> N сроком действия до <...>), судебная коллегия
установила:
Ч. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указывал на то, что с <...> проходит службу в Государственной противопожарной службе, с <...> в ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России", дислоцированным на территории ЗАТО г. Новоуральск Свердловской области с <...> по <...> состоял в должности "заместителя начальника Специального управления ФПС N 5 МЧС России" - начальник отдела кадровой и воспитательной работы". С <...> освобожден от данной должности и назначен на должность "заместитель начальника Специализированного управления ФПС N 5 МСЧ России".
30.05.2016 подал рапорт об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России.
<...> решением начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" N отказано в установлении данной ежемесячной надбавки.
Полагая, что отказ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" противоречит закону, просил: признать за ним право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада; взыскать с ответчика надбавку за период с <...> по <...> в размере 198000 руб.
Решением Новоуральского городского суда Свердловской области от 19.09.2016 исковые требования Ч. удовлетворены частично. Судом постановлено: признать решение начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" от <...> N незаконным; признать за истцом право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России в период с <...> по <...>; взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу истца ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России за период с <...> по <...> в размере 13500 руб. с удержанием обязательных платежей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
С таким решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, удовлетворить иск в полном объеме. Полагает решение суда незаконным в связи с неправильным применением судом норм материального права, а именно п. п. 2, 11 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 (далее по тексту - Порядок), из которых следует, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Поскольку в период с 30.09.2009 по настоящее время Ч. проходит службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России, то имеет право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России с 01.01.2013 и на весь период прохождения службы на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России.
На основании изложенного просит изменить решение суда в части признания за истцом права на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России и взыскания с ответчика указанной надбавки с 01.01.2013 за весь период службы.
Не согласился с решением и представитель ответчика подав апелляционную жалобу, в которой просит решения суда отменить в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на неверное применение судом положений ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ), поскольку термины, раскрытые в данной статье, применяются только в настоящем законе и применению при толковании норм других законодательных актов не подлежат. Полагает, что судом в нарушение данной нормы, понятие "руководитель (начальник)" использовано применительно при толковании норм другого специального нормативного акта, регулирующего порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием.
Из буквального толкования пп. "п" п. 30 Порядка, следует, что основным условием для выплаты данной надбавки является условие занятие сотрудником штатной должности начальника учреждения МЧС России, тогда как истец занимает должность заместитель начальника Специального управления ФПС N 5 МЧС России. Начальником Специального управления ФПС N 5 МЧС России с 22.05.2012 по н/вр. является полковник вн. службы К.И.В. (приказ МЧС России от <...> N).
Кроме того решением суда ежемесячная надбавка за период с <...> по <...> взыскана с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, то есть с лица не привлеченного к участию в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 30.09.2009 Ч. Приказом Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России N назначен заместителем начальника Специального управления ФПС N 5 МЧС России - начальником отдела кадровой и воспитательной работы.
На основании Приказа Управления специальной пожарной охраны МСЧ России от 04.04.2016 N Ч. назначен на должность заместителя начальника Специализированного управления ФПС N 5 МСЧ России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), при этом освобожден от должности заместителя начальника Специального управления ФПС N 5 МЧС России - начальника отдела кадровой и воспитательной работы, с 01.04.2016.
Решением начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" от <...> N истцу было отказано в установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15% должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России, в связи с отсутствием в перечне должности руководителя учреждения.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд с учетом должностных обязанностей истца, пришел к выводу о том, что занимаемая им должность в полной мере соответствует понятию руководитель (начальник), раскрытому в ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, что применительно к пп. "п" п. 30 Порядка дает право на получение истцом надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15%.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" служба в Государственной противопожарной службе является видом государственной службы.
С 23.05.2016 вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ, согласно ч. 1 ст. 2 которого регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Как верно указано автором жалобы ст. 3 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ приводит перечень терминов и раскрывает их понятие для целей настоящего Закона. Принимая во внимание последнее, приведенное в ст. 3 указанного федерального закона определение термина - "руководитель (начальник)", применимо лишь к правоотношениям, связанным с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, урегулированным Федеральным законом от 23.05.2016 N 141-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники), военнослужащих федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники). Из объяснений представителя ответчика, начальник и заместителя начальника Специализированного управления ФПС N 5 МСЧ России являются самостоятельными штатными должностями.
Обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы регулируется Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "п" п. 30 Порядка установлено, что сотрудникам, замещающим в соответствии с утвержденными штатными расписаниями должности, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в следующих размерах - 15% должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России.
Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что законодатель в подп. "п" п. 30 Порядка установил конкретный перечень сотрудников, которым полагается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы, а именно руководители (начальники) учреждений МЧС России.
Занимаемые истцом должности в спорный период, не относятся к штатным должностям руководителей (начальников) учреждений МЧС России, в связи с чем у Ч. отсутствует право выплату 15% ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" от <...> N, и взыскании ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы.
Сам по себе факт взыскания судом суммы ежемесячной надбавки с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, с лица не привлеченного к участию в деле, не влечет переход к рассмотрению иска по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку действие подп. "п" п. 30 Порядка не распространяется на истца, что исключает разрешения вопроса о надлежащем ответчике.
По этим же основаниям подлежат отклонению доводы, изложенные апелляционной жалобе истца о неверном определении судом периода просрочки выплаты 15% ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, при отсутствии права на таковую выплату.
При таких обстоятельствах в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330, п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права), решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 19.09.2016 отменить. Принять по делу новое решение: в удовлетворении исковых требований Ч. к Федеральному государственной казенному учреждению "Специальное Управление Федеральной противопожарной службы N 5 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
о признании незаконным решения начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N 5 МЧС России" от <...> N,
признании за Ч. права на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России в период с <...> по <...>,
взыскании ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 15 процентов должностного оклада - за службу на штатных должностях руководителей (начальников) учреждений МЧС России за период с <...> по <...> в размере 198000 руб. - отказать, апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Ю.ВОЛКОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
В.Н.ЛУЗЯНИН