Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.05.2018 по делу N 33-8584/2018
Требование: О выплате единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации по потере трудоспособности, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, был уволен по болезни, согласно медицинским документам заболевание получено в период военной службы, дано заключение о частичной потере истцом трудоспособности, но в выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации истцу отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.05.2018 по делу N 33-8584/2018
Требование: О выплате единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации по потере трудоспособности, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, был уволен по болезни, согласно медицинским документам заболевание получено в период военной службы, дано заключение о частичной потере истцом трудоспособности, но в выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации истцу отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2018 г. по делу N 33-8584/2018
Судья Орлова Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Свердловской областной прокуратуры Волковой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Федеральному казенному учреждению Лечебное исправительное учреждение N 51 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области и Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о выплате единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Г. на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20.02.2018.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения представителя ответчика О. (доверенность N 68/51/-10 от 10.01.2018 сроком до 31.12.2018), возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просит обязать ответчика на основании ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выплатить ему единовременное пособие в размере 2 000 000 руб.; на основании справки МСЭК от 25.05.2017 N 0549576 обязать выплачивать с 25.05.2017 ежемесячную денежную компенсацию 10% по потере трудоспособности; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 800 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что с 2001 проходил службу в Федеральном казенном учреждении ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области. 11.11.2010 был уволен по п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по болезни). До увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, истец был направлен на ВВК, по результатам которой истцу установлен диагноз: <...>. Причинная связь указанных заболеваний установлена в формулировке - Заболевание получено в период военной службы; категория годности к военной службе - "Д" не годен к военной службе.
25.05.2017 МСЭК г. Н. Тагил, рассмотрев его историю болезни, дала заключение о потери трудоспособности 10% бессрочно. После этого истцом была собрана необходимая документация и сдана в ЛИУ-51, также направлено обращение в ГУФСИН по Свердловской области" о выплате единовременного пособия в размере 2 000 000 руб.; а также ежемесячной денежной компенсации в размере 10% по потере трудоспособности. 24.07.2017 решением комиссии по выплате единовременного пособия Г. было отказано в соответствующей выплате. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения в суд.
Определением суда от 26.12.2017 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20.02.2018 в удовлетворении исковых требований Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение и требования удовлетворить в полном объеме.
Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Г. проходил службу в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области в должности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными.
Согласно выданного военно-врачебной комиссией ФКУ ГУФСИН России по Свердловской области свидетельства о болезни N 1334 от 08.10.2010, истцу установлен диагноз: <...> и Г. признан не годным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
Приказом ГУФСИН России по Свердловской области от 10.11.2010 истец уволен по п. "ж" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (по болезни), с выплатой единовременного пособия.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2006 N 0549576 выданной 07.06.2017 истцу установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 10% в связи с профессиональным заболеванием, акт о профессиональном заболевании от 05.08.2009. Срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности с 25.05.2017 бессрочно.
27.06.2017 истец обратился с заявлением, в адрес ответчика, о выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с получением профессионального заболевания в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Решением комиссии ГУФСИН России по Свердловской области от 24.07.2017 истцу отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации.
12.09.2017 истец Г. обратился с заявлением о выплате ему единовременного пособия в размере 2000000 руб. в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По результатам рассмотрения обращения Г. письмом N ОГ-68/ТО/32-1334 от 10.10.2017 истцу указано на отсутствие необходимых документов, предусмотренных п. 17 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, а именно заключения служебной проверки по факту получения сотрудником военной травмы, а также заключения ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 283-ФЗ), которым регулируются вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам, уволенным со службы из органов УИС.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона N 283-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением в отдел пенсионного обеспечения ФЭУ Управления) в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 10 Закона N 283-ФЗ).
Во исполнение ст. 12 Закона N 283-ФЗ приказом ФСИН России от 05.08.2013 N 439 утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее по тексту Правила N 439).
В соответствии с подп. "б" п. 1 Правил в Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах ФСИН России, образовательных учреждениях ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии (далее - комиссия) по вопросам выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах УИС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах УИС (далее - ежемесячная денежная компенсация)
Сбор, оформление и представление в комиссию необходимых документов осуществляются кадровым подразделением органа (учреждения), в котором сотрудник проходил службу (п. 6 Правил N 439).
Комиссия рассматривает представленные документы в течение 20 календарных дней с даты их поступления (п. 8 Правил N 439).
По результатам рассмотрения поступивших документов комиссией принимается мотивированное решение о производстве выплат, или об отказе в их производстве, либо о необходимости представления дополнительных документов (п. 9 Правил N 439).
Согласно п. 20 Правил N 439 для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в комиссию представляются:
а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в УИС вследствие военной травмы, о выплате ежемесячной денежной компенсации;
б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником военной травмы;
в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении по болезни либо по ограниченному состоянию здоровья;
г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма";
д) выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы с приложением справок о стойкой утрате трудоспособности в процентах и группе инвалидности вследствие военной травмы;
е) справка пенсионного отдела о дате назначения пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и ее размере.
В случае отказа в производстве выплаты или принятия решения о предоставлении дополнительных документов заинтересованные лица уведомляются письменно в течение 10 календарных дней с момента вынесения решения комиссией.
При обращении в постоянно действующую комиссию с заявлением о выплате единовременного пособия, а также ежемесячной денежной компенсации, истцом не была представлена справка ВВК, подтверждающая факт получения военной травмы, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы. Действия ВВК по отказу выдаче такой справки не были оспорены истцом в установленном порядке, таким образом, судебная коллегия считает, что ответчиком при отсутствии всех необходимых для принятия решения документов обоснованно было отказано в выплате единовременного пособия, а также ежемесячной денежной компенсации, что обоснованно было отклонено судом первой инстанции при разрешении дела по существу.
К тому же, в целях определения причинной связи полученных гражданами, в том числе сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой в период получения истцом заболевания в 2009 году, была регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе 2003 г.), утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" и "военная травма". Данный перечень является исчерпывающим. Такие же положения содержатся в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
По смыслу подпункта "б" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., (аналогичные положения содержатся в подпункте "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565), формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Таким образом, заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" не свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах, в том числе в органах исполнения наказания.
Утверждение истца в апелляционной жалобе о том, что законом предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного ответчиками в связи с потерей здоровья и последующей нетрудоспособностью, не может явиться основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку факт совершения ответчиками неправомерных действий в отношении истца, не подтвержден.
Доказательств того, что в результате действий ответчиков были нарушены неимущественные права истца (имело место повреждение здоровья и т.д.), не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Г. о компенсации морального вреда у суда не имелось.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 20.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
К.А.ФЕДИН