Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.09.2016 по делу N 33а-17099/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписано привести автоматическую установку пожарной сигнализации в исправное состояние, организовать проверку работоспособности установки в здании. Учреждение указало, что здание находится на праве оперативного управления у другого учреждения.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.09.2016 по делу N 33а-17099/2016
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписано привести автоматическую установку пожарной сигнализации в исправное состояние, организовать проверку работоспособности установки в здании. Учреждение указало, что здание находится на праве оперативного управления у другого учреждения.
Решение: Требование удовлетворено.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу N 33а-17099/2016
Судья Шильцев Ю.Г.
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.,
судей Захаровой О.А.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система" к отделению надзорной деятельности Нижнетуринского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области о признании предписания незаконным
по апелляционной жалобе представителя административного истца Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система"
на решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 30 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя административного истца Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная Библиотечная Система" М., судебная коллегия
установила:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная Библиотечная Система" (далее - МБУК "ЦБС") обратилось в суд с административным исковым заявлением к отделению надзорной деятельности Нижнетуринского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области) о признании предписания N 12/1/1 от 17 марта 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным.
Заявленные требования мотивированы тем, что 17 марта 2016 года ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Нижняя Тура, <...>. По результатам проверки административным ответчиком вынесено предписание N 12/1/1 от 17 марта 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности с возложением на МБУК "ЦБС" обязанности привести автоматическую установку пожарной сигнализации в исправное состояние, организовать проверку работоспособности установки в здании по адресу: г. Нижняя Тура, <...>, находящемся в оперативном управлении Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная сельская клубная система".
Местом нахождения МБУК "ЦБС" является адрес: <...>, здание по адресу: г. Нижняя Тура, <...>, находится на праве оперативного управления Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная сельская клубная система", а не МБУК "ЦБС", поэтому считает, что административным ответчиком на МБУК "ЦБС" незаконно возложена обязанность по исполнению предписания.
Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 30 июня 2016 года в удовлетворении административных исковых требований МБУК "ЦБС" к ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области о признании предписания N 12/1/1 от 17 марта 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным, отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца МБУК "ЦБС" подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указал, что по адресу, указанному в предписании: г. Нижняя Тура, <...> МБУК "ЦБС" не находится. По данному адресу находится филиал N 4 Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная сельская клубная система". Здание передано комитетом по управлению муниципальным имуществом Нижнетуринского городского округа на основании договора N 05 с Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная сельская клубная система" о закреплении имущества на праве оперативного управления от 15 февраля 2010 года. В нарушение требований закона, ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области незаконно возложило исполнение требований пожарной безопасности на административного истца, не являющегося законным владельцем или пользователем помещения, в результате чего были нарушены права и законные интересы административного истца.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца М. апелляционную жалобу поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Представитель административного ответчика ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области, представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 17 марта 2016 года ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Нижняя Тура, <...>.
По результатам проверки вынесено предписание N 12/1/1 от 17 марта 2016 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности с возложением на МБУК "ЦБС" обязанности привести автоматическую установку пожарной сигнализации в исправное состояние, организовать проверку работоспособности установки в здании по адресу: г. Нижняя Тура, <...>.
Согласно п. 1.4. Устава МБУК "ЦБС", утвержденного постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 30 мая 2011 года N 494, местом нахождения учреждения и его юридическим адресом является: <...> (л. д. 14 - 19).
Из п. 1.6. и 1.6.4. Устава Муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная сельская клубная система" (далее - МБУК "ЦСКС"), утвержденного постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 25 апреля 2011 года N 369, следует, что в структуру учреждения входят клубы-филиалы: в том числе филиал N 4 - Клуб <...> (л. д. 20 - 27).
Пунктом 3.2 Устава МБУК "ЦСКС" закреплено, что собственником имущества данного учреждения является Нижнетуринский городской округ. МБУК "ЦСКС" владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и договором о передаче имущества в оперативное управление (п. 3.3 Устава).
В соответствии с договором N 05 от 15 февраля 2010 года, заключенным между комитетом по управлению муниципальным имуществом Нижнетуринского городского округа и МБУК "ЦСКС", по акту приема-передачи имущества от 15 февраля 2010 года учреждению передано нежилое помещение клуб (л. д. 32).
В соответствии с графиком заключения договоров на осуществление работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людьми при пожаре на объектах МБУК "ЦСКС" в здании по адресу г. Нижняя Тура дер. Большая Именная запланированы работы: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и эвакуации людей при пожаре с 06 августа 2016 года - 30 августа 2016 года.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, считая предписание N 12/1/1 от 17 марта 2016 года незаконным, поскольку не является владельцем здания, в котором необходимо устранить допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах представленных полномочий, в установленном законом порядке, каких-либо доказательств нарушений прав административным истцом представлено не было.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции неправильными.
Положениями абз. 22 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено право должностных лиц органов пожарного надзора давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Таким образом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества.
Согласно материалам дела, собственником здания по адресу: г. Нижняя Тура, <...> является Нижнетуринский городской округ, а филиал N 4 МБУК "ЦСКС" владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним спорным зданием на праве оперативного управления.
Принимая во внимание, что МБУК "ЦБС" находится по адресу: <...>, собственником здания по адресу: г. Нижняя Тура, <...> не является, не владеет и не пользуется данным зданием на праве оперативного управления, следовательно, административный орган не имел оснований для выдачи административному истцу предписания в отношении спорного здания, так как административный истец является ненадлежащим субъектом.
Утверждения административного ответчика о том, что объект по адресу г. Нижняя Тура, <...> является филиалом МБУК "ЦБС" опровергаются п. 1.6. и 1.6.4. Устава МБУК "ЦСКС" и договором N 05 от 15 февраля 2010 года заключенным между комитетом по управлению муниципальным имущество Нижнетуринского городского округа и МБУК "ЦСКС".
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции оставлены без внимания доводы административного истца о принадлежности спорного здания иному учреждению и, соответственно, о неправомерности вынесенного предписания.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании предписания ОНД Нижнетуринского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области 12/1/1 от 17 марта 2016 года незаконным являются обоснованными и подлежали удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое административным истцом решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 30 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным предписание отделения надзорной деятельности Нижнетуринского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области N 12/1/1 от 17 марта 2016 года.
Возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца.
Председательствующий
Д.И.ГЫЛКЭ
Судьи
О.А.ЗАХАРОВА
Е.С.ШУМКОВ