Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.02.2019 по делу N 33-2607/2019
Требование: О возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Обстоятельства: Военный прокурор указал на обязанность учреждения устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить пожарно-химическую станцию средствами пожаротушения.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.02.2019 по делу N 33-2607/2019
Требование: О возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Обстоятельства: Военный прокурор указал на обязанность учреждения устранить нарушения требований пожарной безопасности и обеспечить пожарно-химическую станцию средствами пожаротушения.
Решение: Требование удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2019 г. по делу N 33-2607/2019
Судья Войт А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Подкорытовой Н.П., Хазиевой Е.М. при секретаре Ш.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
по апелляционной жалобе ответчика Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.09.2018.
Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., судебная коллегия
установила:
решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.09.2018 удовлетворен иск военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа") о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров пожарно-химическую станцию 1 типа <...>: армейским автомобилем многоцелевого назначения бортовой грузоподъемностью до 6 тонн в количестве 1 шт., емкостью для воды в количестве 1 шт., радиостанцией стационарной с выносной антенной типа Р-168-100К в количестве 1 шт., радиостанцией носимой типа Р-168-0,5У в количестве 4 шт., стволом пожарным ручным в количестве 4 шт., головкой соединительной напорной в количестве 11 шт., головкой переходной напорной в количестве 11 шт., разветвлением трехходовым в количестве 11 шт., разветвлением двухходовым в количестве 11 шт.; обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров пожарно-химическую станцию 2 типа <...> Пензенского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации: легковым автомобилем повышенной проходимости в количестве 1 шт., армейским автомобилем многоцелевого назначения бортовой грузоподъемностью до 6 тонн в количестве 2 шт., трактором для буксировки техники и вспомогательных работ в количестве 1 шт., неполноприводным грузовым автомобилем автопоездом в количестве 1 шт., радиостанцией стационарной с выносной антенной типа Р-168-100К в количестве 1 шт., радиостанцией носимой типа Р-168-0,5У в количестве 8 шт., стволом пожарным ручным в количестве 1 шт., головкой соединительной напорной в количестве 20 шт., головкой переходной напорной в количестве 20 шт., разветвлением трехходовым в количестве 20 шт., разветвлением двухходовым в количестве 20 шт.
В апелляционной жалобе ответчик ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска. Ссылается на недоказанность, по его мнению, установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права. Указывает, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" является органом военного управления Министерства обороны Российской Федерации, не обладающим полномочиями осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
В поступивших возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.09.2018 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились лица, участвующие в деле. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 21.02.2019 определением от 21.01.2019, неявившиеся лица извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со
статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 22.01.2019 информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившиеся лица об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, судебная коллегия, руководствуясь
статьями 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов жалобы в соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что военной прокуратурой Саратовского гарнизона с целью предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2018 года в пожарно-химической станции 1 типа и пожарно-химической станции 2 типа Пензенского филиала Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Пензенский филиал ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны Российской Федерации) проведена проверка исполнения законодательства по охране лесов, по результатам проверки установлено, что в пожарно-химической станции 1 типа и пожарно-технической станции 2 типа Пензенского филиала Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" отсутствуют необходимые единицы техники и оборудования для тушения лесных пожаров.
Из материалов дела следует, что на землях обороны и безопасности, расположенных на территории Саратовской области, функции по обеспечению охраны, защиты и воспроизводства, использованию лесов осуществляют пожарно-химическая станция 1 типа <...> и 2 типа <...>. Пожарно-химические станции (далее - ПХС) входят в состав Пензенского филиала ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации. Из актов оценки готовности Пензенского филиала ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны России, ПХС-1 и ПХС-2 к пожароопасному сезону 2018 года следует, что ПХС-1 и ПХС-2 не доукомплектованы в соответствии с утвержденными нормами.
Директором Пензенского филиала ФГАУ "Оборонлес" Министерства обороны на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от <...> N в связи с недостаточным укомплектованием средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в довольствующие органы в течение 2018 года направлялись заявки, содержащие просьбу обеспечить необходимой техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров.
Руководствуясь
статьями 51,
53.1 Лесного кодекса Российской Федерации,
Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны", Приказом Министра обороны Российской Федерации N 85 от 24.02.2016 "Об утверждении Нормы обеспечения пожарно-технических станций филиалов ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами", директивой первого заместителя Министра обороны Российской Федерации - начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 06.05.2017 N 205/2/2017, директивой Министра оборона Российской Федерации генерала армии Ш.С. от 22.03.2018 N 205/2/145, направленных, в том числе, командующим войсками военных округов, руководителям центральных военного органов управления, довольствующих органов, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Данный вывод подробно мотивирован, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" утвержден
Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны. Порядком предусмотрено закрепление за Министерством обороны Российской Федерации лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны. Также установлено, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность организации ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, предусмотрено осуществление Министерством обороны Российской Федерации правомочий в отношении лесов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.02.2015 N 60 государственное учреждение "674 Квартирно-эксплуатационный отдел войсковой части 25969" переименовано в Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, которое прямо подчинено Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, одной из задач деятельности Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации является ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство, охрана лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В целях обеспечения осуществления указанных функций на землях, предоставленных Министерству обороны Российской Федерации, расположенных в границах Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей, приказом начальника Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации от 22.09.2015 N 47 создан филиал Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, в состав которого входит пожарно-химическая станция 1 типа <...> и пожарно-химическая станция 2 типа <...>.
На землях обороны и безопасности, расположенных на территории Саратовской области, функции по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства, использованию лесов осуществляют пожарно-химические станции 1 и 2 типов филиала.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность, в том числе непосредственно через органы управления военных округов.
Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций, создало ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа".
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" осуществляет организацию всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского обеспечения подчиненных ему войск и организаций.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 85 от 24.02.2016 "Об утверждении Нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами" обязанность по обеспечению ПХС филиалов техникой, оборудованием, инвентарем и материалами возложена Министерством обороны Российской Федерации на довольствующие органы военного управления, к которым отнесены: Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации, Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление связи Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное управление по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, Главное военно-медицинское управление Министерства обороны Российской Федерации, Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные Центральные органы военного управления осуществляют соответствующее обеспечение в соответствии с утвержденными планами-графиками размещения заказов на текущий год и планами закупок на последующие годы (пункт 2 вышеназванного Приказа).
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 31.07.2017 N 466 "Об утверждении Норм обеспечения техническим имуществом учреждений лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации" учреждения лесного хозяйства Министерства обороны обеспечиваются техническим имуществом централизованно через довольствующие службы военных округов согласно табелям и штату.
В соответствии с требованиями директивы Министра оборона Российской Федерации генерала армии Ш.С. от 22.03.2018 N 205/2/145 в целях обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовки войск (сил) к пожароопасному сезону 2018 года, а также недопущения гибели и травматизма личного состава, уничтожения имущества при пожарах потребовано на всех объектах, расположенных в границах лесничеств Министерства обороны Российской Федерации, филиалов Устава ФГАУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации и филиалов Устава ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, своевременно обеспечить техникой, оборудованием, горючим и смазочными материалами, согласно утвержденному штатному расписанию.
Обязанность по выполнению директивы Министра оборона Российской Федерации генерала армии Ш.С. от 22.03.2018 N 205/2/145 возложена на Главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, Командующих войсками военных округов, Командующего Северным флотом, Командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководителей центральных органов военного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2012 N 3333 утверждена "
Инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом", которая также предписывает заявки на пожарно-техническую продукцию направлять в управление планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" является надлежащим ответчиком по иску военного прокурора Саратовского гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с
частью 5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 6 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 7 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Пункт 15 Инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией устанавливает, что комплектование воинских частей (организаций) пожарно-технической продукцией осуществляется в соответствии с установленными нормами, штатами и сроками службы этой продукции.
Согласно
пункту 10 указанной Инструкции комплектование объектов защиты пожарно-технической продукцией, не указанной в настоящей
Инструкции, осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании
п. 2 Положения о пожарно-химических станциях (далее - Положение о ПХС), утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
В соответствии с
п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный
перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Данный
перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания
п. 1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 85 от 24.02.2016 утверждены нормы обеспечения пожарно-химических станций филиалов Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации техникой, оборудованием, инвентарем и материалами". В Приложении N 1 к данному Приказу содержится перечень и количество техники, оборудования, инвентаря и материалов на пожарно-химическую станцию.
Заявленный прокурором перечень средств предупреждения и тушения лесных пожаров и иной пожарно-технической продукции, которыми он просит обеспечить ПХС-1 и ПХС-2, полностью корреспондирует изложенным выше положениям закона и Приказам Министра обороны Российской Федерации от 24.02.2016 N 85 и от 31.07.2017 N 466.
Инструкцией по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом установлено, что заявки на пожарно-техническую продукцию составляются воинскими частями (организациями) на предстоящий (планируемый) год и направляются в управления планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов. Обобщенные заявки за военный округ представляются в Департамент планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы материалами дела подтверждается, что директором Пензенского филиала ФГАУ "Оборонлес" Минобороны Российской Федерации в связи с недостаточным укомплектованием средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в довольствующие органы военного управления в течение 2018 года направлялись заявки, содержащие просьбу обеспечить необходимой техникой и оборудованием для тушения лесных пожаров (том 1 л. д. 142 - 167). Доказательств, подтверждающих обеспечение ПХС-1 и ПХС-2 пожарно-технической продукцией и другим имуществом по номенклатуре и количеству, не представлено.
Также вопреки доводам жалобы военный прокурор Саратовского гарнизона, действуя в пределах предоставленных ему законом полномочий, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.01.2014 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",
статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" и Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Непринятие мер по обеспечению ПХС-1 и ПХС-2 необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров создают угрозу причинения ущерба государству, уничтожения лесных насаждений, гибели и опасности травмирования людей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой не имеется, поскольку обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений
статей 2,
5,
8,
10,
12,
56,
59,
60,
67,
195,
196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в
пунктах 1 -
6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении".
Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы истца не имеется.
Руководствуясь
статьями 327,
327.1,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.09.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ВОЛОШКОВА
Судьи
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
Е.М.ХАЗИЕВА