Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.10.2017 по делу N 33-18847/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании принять на учет, повторно направить предоставленный пакет документов, о признании незаконными действий в части соблюдения сроков по рассмотрению заявления о постановке на учет, даче ответа на заявление.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на непредставление выписки из реестра, содержащей информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.10.2017 по делу N 33-18847/2017
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании принять на учет, повторно направить предоставленный пакет документов, о признании незаконными действий в части соблюдения сроков по рассмотрению заявления о постановке на учет, даче ответа на заявление.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на непредставление выписки из реестра, содержащей информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. по делу N 33-18847/2017
Судья Мурзагалиева А.З.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Сорокиной С.В. и Редозубовой Т.Л., при секретаре Ц., рассмотрела в открытом судебном заседании 24.10.2017 гражданское дело
по иску Ш. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, обязании повторно направить пакет документов, признании незаконными действий,
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2017.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения истца Ш., его представителя К. представителя ответчиков З. судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что проходит службу в системе ФСИН России с 06.12.1995 по настоящее время, с 01.09.1999 состоит в очереди на улучшение жилищных условий. 27.03.2014 истец в целях в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения обратился в территориальную подкомиссию ГУ ФСИН России по Свердловской области, представил необходимые документы, получил ответ от 24.04.2014 о том, что подкомиссией принято решение подготовить и направить пакет документов для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России, в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты. 29.10.2016 истцом был получен ответ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с непредставлением документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, в том числе выписки из ЕГРП, содержащей информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
С данным решением истец не согласен, поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, представил все необходимые документы.
В связи с вышеизложенным, истец просит признать решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - комиссия ФСИН России), изложенное в протоколе N 69 от 07.09.2016, в части, касающейся отказа Ш. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты - незаконным; обязать комиссию ФСИН России принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по дате первоначального обращения 27.03.2014; обязать ГУ ФСИН России по Свердловской области повторно направить во ФСИН России пакет документов, предоставленный Ш. для получения единовременной социальной выплаты и возвращенный в этот орган после принятия решения об отказе в постановке на учет; признать незаконными действия ГУ ФСИН России по Свердловской области и ФСИН России в части соблюдения сроков по рассмотрению заявления Ш. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также в части соблюдения сроков при даче ответа на заявление.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2017 иск Ш. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку отказ ФСИН России напрямую не связан с отсутствием у него права на получение выплаты, а связан с непредоставлением выписки из ЕГРП на ребенка и выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета по ранее занимаемому жилью. Полагает, что все необходимые документы им были представлены, каких-либо замечаний к ним у территориальной подкомиссии не имелось. Требование о предоставлении выписки из ЕГРП в отношении дочери незаконно, так как на момент подачи рапорта дочь совместно с ним не проживала, в рапорте он не указал ее в качестве члена семьи, претендующего на получение единовременной социальной выплаты. Ни он, ни его дочь не совершали действий, повлекших ухудшение жилищных условий. В отношении жилого помещения по адресу: <...> в котором он был ранее зарегистрирован и не проживает с 2006 года, было представлено решение суда о признании его утратившим право пользования жилым помещением. В связи с чем представление по данному жилому помещению документа, подтверждающего невозможность получения выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета не противоречит требованиям закона. В отношении жилых помещений, в которых он проживал на протяжении пяти лет до подачи рапорта, все необходимые документы были представлены. Обращает внимание на то, что требование о предоставлении выписки из ЕГРП в отношении принадлежащих ранее на праве собственности жилых помещениях, законом не предусмотрено. Полагает, что в силу положений
п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" члены комиссии ФСИН России должны были самостоятельно обратиться в соответствующие органы и запросить выписки из ЕГРП в отношении истца и членов его семьи. В нарушение установленного законом срока комиссия ФСИН России рассмотрела его документы и вынесла по ним решение по истечении более 2 лет со дня их поступления на рассмотрение. Просит принять по делу новое решение о признании решения комиссии ФСИН России незаконным, обязав принять Ш. на учет для получения единовременной социальной выплаты по дате первоначального обращения 27.03.2014, уведомив письменно об этом истца.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ответчиков просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Ш., его представитель К. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчиков З. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истец Ш. с 1995 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет, с 1999 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
27.03.2014 Ш. обратился к директору ФСИН России с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акту Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола от 23 апреля 2014 года заседания Территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы постановлено принять и подготовить документы для направления их в ФСИН России для принятия решения о постановке Ш. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 7 сентября 2016 года (выписка из протокола N 69) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ш. отказано в постановке на учет для получения указанной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, в том числе в связи с отсутствием выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции установил, что решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца Ш. на учет является правомерным, поскольку истцом, на котором лежит обязанность по сбору необходимых документов, правильности их оформления и полноте предоставляемых сведений, не был представлен полный пакет документов, предусмотренный
п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, при правильном применении норм материального права, с соблюдением требований процессуального законодательства.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
пунктам 1,
2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (
пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (
подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что истец с 21.12.1993 по 21.01.2014 был зарегистрирован по месту жительства в <...> Основанием для снятия с регистрационного учета по указанному адресу послужило решение Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил от 05.12.2013.
В нарушение
пп. "з" п. 5 Правил Ш. в комиссию не была представлена выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета по указанному адресу либо документы, подтверждающие невозможность их получения.
Приложенная к рапорту Ш. копия решения Дзержинского районного суда г. Нижний Тагил от 05.12.2013, вопреки доводам апелляционной жалобы, не подменяет собой документы, которые должны быть представлены в силу прямого указания закона.
В соответствии с
п. 5 Правил, представляя в комиссию заявление, сотрудник должен указать сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых он является.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец имеет несовершеннолетнюю дочь, которая в силу
ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ является членом семьи истца, однако не была указана в рапорте.
Из пояснений истца, данных в заседании суда апелляционной инстанции следует, что ребенок проживает с его бывшей супругой в квартире по адресу: <...>, принадлежащей на праве собственности в равных долях бывшей супруге, ее матери и брату. Зарегистрирована дочь по адресу: <...>, в квартире, принадлежащей родителям истца. Кроме того, Ш. пояснил, что, несмотря на то, что брак с супругой расторгнут, фактически они продолжают совместно проживать, в 2016 году у них родился второй ребенок.
Вместе с этим, одним из обязательных условий постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является отсутствие в собственности этого сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
В соответствии с
пп. "и" п. 5 Правил заявителем представлены справки из БТИ и выписки из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества, но не на имевшиеся ранее. Также не представлены соответствующие выписки из ЕГРП на несовершеннолетнюю дочь заявителя, которая, как установлено, также является членом его семьи.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, отказ ответчика в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением предусмотренных
п. 5 Правил документов, а именно выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета либо документов, подтверждающих невозможность их получения по ранее занимаемому жилому помещению, а также выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях у истца и его несовершеннолетней дочери, является правомерным. Без указанных документов комиссия ФСИН России лишена возможности установить факт ухудшения жилищных условий истцом и членами его семьи.
Доводы апелляционной жалобы о проверке документов территориальной подкомиссией и отсутствии замечаний к представленному комплекту документов со стороны территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Свердловской области, а также о возможности получения необходимых сведений ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия, судебная коллегия находит несостоятельными.
Исходя из содержания вышеизложенных норм права, регулирующих спорные правоотношения, именно на заявителе лежит обязанность по сбору необходимых документов, правильности их оформления и полноте предоставляемых сведений.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действий ответчиков в части соблюдения сроков по рассмотрению заявления Ш., судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со
статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в
статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами. Вместе с тем способ защиты права предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения. Избранный способ защиты должен соответствовать характеру нарушенных прав и служить эффективным средством для восстановления нарушенных интересов.
Само по себе признание незаконным действий ФСИН России в части соблюдения сроков рассмотрения заявления Ш. не повлечет для истца какого-либо правового результата, не приведет к восстановлению нарушенных, по его мнению, прав, поскольку не возлагает на ответчика обязанности по совершению тех или иных действий, а потому не может быть признан эффективным.
Доводы апелляционной жалобы истца были предметом исследования суда первой инстанции, в ходе которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судебного решения.
В соответствии с
ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь
ст. ст. 320,
327.1,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 14.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Ю.ВОЛКОВА
Судьи
С.В.СОРОКИНА
Т.Л.РЕДОЗУБОВА