Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.08.2018 по делу N 33-14369/2018
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, отмене решения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании произвести выплату.
Обстоятельства: Истцу, проходящему службу в уголовно-исполнительной системе, отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных к представлению документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.08.2018 по делу N 33-14369/2018
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, отмене решения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании произвести выплату.
Обстоятельства: Истцу, проходящему службу в уголовно-исполнительной системе, отказано в постановке на учет для получения социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных к представлению документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2018 г. по делу N 33-14369/2018
Судья Орлова М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Сорокиной С.В. и Зоновой А.Е., при секретаре Б., рассмотрела в открытом судебном заседании 22.08.2018 гражданское дело
по иску Л. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным решения, его отмене, возложении обязанности поставить на учет, произвести выплату единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.05.2018.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.В., объяснения истца Л., представителя ответчиков З., судебная коллегия
установила:
Л. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что проходит службу в системе ФСИН России, на 01.10.2017 имеет стаж в уголовно-исполнительной системе в календарном исчислении 16 лет 5 месяцев. 06.03.2014 истец обратилась в ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На заседании комиссии ГУФСИН России по Свердловской области было принято решение направить учетное дело Л. в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса предоставления единовременной социальной выплаты. Решением комиссии ФСИН России от 20.09.2016 Л. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку ею предоставлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
С учетом изложенного просила суд признать решение комиссии ФСИН России от 20.09.2016 об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, отменить данное решение, обязать поставить истца с составом семьи 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 06.03.2014, обязать произвести указанную выплату.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.05.2018 иск Л. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку основанием отказа послужило формальное нарушение требований п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Истец поясняла об обстоятельствах регистрации дочери, указывая, что в отсутствие согласия собственников жилого помещения она не могла зарегистрировать дочь до 30.06.2010. Право на получение единовременной социальной выплаты возникает при установлении нуждаемости в жилом помещении. Сведения о регистрации дочери за последние 5 лет не были ею представлены по независящим от нее обстоятельствам. Отсутствие регистрации дочери не должно ущемлять ее права, так как получение единовременный социальной выплаты связано с фактом проживания, а не с регистрацией. Кроме того, полагает, что суд необоснованно возложил на нее обязанность по уплате государственной пошлины, поскольку в силу трудового законодательства от уплаты государственной пошлины она освобождена.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Л. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчиков З. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истец Л. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет.
06.03.2014 Л. обратилась в территориальную подкомиссию ГУ ФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с рапортом о постановке ее с составом семьи из 2 человек (истец и ее несовершеннолетняя дочь Т.А.А.) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола от 28 марта 2014 года заседания территориальной подкомиссии принято решение о направлении пакета документов Л. в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 20 сентября 2016 года (выписка из протокола N 71) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Л. отказано в постановке на учет для получения указанной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, а именно в связи с отсутствием выписок из ЕГРП о правах на ранее имевшиеся жилые помещения, что исключает возможность установления факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи, а также в связи с не предоставлением информации о регистрации несовершеннолетней дочери Т.А.А. по месту жительства за последние 5 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции установил, что истцом Л. выполнены требования подп. "и" п. 5 Правил по представлению в комиссию ФСИН России необходимых документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, в связи с чем отказ в принятии истца на учет по данному основанию является незаконным. Вместе с этим, принятое комиссией ФСИН России решение об отказе в постановке истца Л. на учет является правомерным, поскольку истцом в нарушение подп. "з" п. 5 Правил не представлены сведения о регистрации дочери Т.А.А. за последние 5 лет до подачи заявления (то есть до 30.06.2010).
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, при правильном применении норм материального права, с соблюдением требований процессуального законодательства.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт. "б" п. 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
В нарушение вышеприведенных положений п. 5 Правил Л. в комиссию не были представлены сведения о регистрации ее несовершеннолетней дочери за последние 5 лет, то есть до 30.06.2010.
Отсутствие вышеуказанных документов исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Приведенные истцом доводы об отсутствии регистрации дочери до 30.06.2010 на правильность сделанного судом вывода не влияют, поскольку документы, подтверждающие невозможность получения и как следствие предоставления указанных сведений, истцом к рапорту о постановке на учет также приложены не были.
Ссылка истца на то, что при определении права на получение единовременной социальной выплаты имеет значение факт проживания, а не факт регистрации члена семьи сотрудника, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку при решении вопроса о постановке Л. с членами ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетней дочери Л., а представление ею вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов ее семьи за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта) в комиссию.
Таким образом, отказ ответчика в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с непредставлением предусмотренных п. 5 Правил документов, а именно сведений о регистрации несовершеннолетней дочери истца за последние 5 лет либо документов, подтверждающих невозможность их получения, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы истца были предметом исследования суда первой инстанции, в ходе которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд правомерно возложил на истца обязанность по оплате государственной пошлины, поскольку вопреки доводам Л., рассматриваемый спор не относится к категории индивидуальных трудовых споров, в связи с чем оснований для освобождения истца от уплаты госпошлины, у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Г.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
С.В.СОРОКИНА
А.Е.ЗОНОВА