Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.01.2018 по делу N 33-849/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован совершением заявителем, являющимся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, намеренных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.01.2018 по делу N 33-849/2018
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован совершением заявителем, являющимся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, намеренных действий, повлекших ухудшение его жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2018 г. по делу N 33-849/2018
Судья Орлова М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю.,
судей Редозубовой Т.Л., Федина К.А.,
при секретаре П.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Е. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты, обязании постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 29.09.2017.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков М. (доверенности N 68/ТО/40-10 от 09.06.2014, N 68/ТО/40-74 от 03.10.2016), возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Е. обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы.
28.12.2016 ответчиком ФСИН России принято решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. С данным решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным, поскольку до 2013 года ответчик проживал и был зарегистрирован в жилом помещении специализированного жилищного фонда, что в соответствии с положениями п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являлось основанием для принятия ответчика на соответствующий учет.
С учетом уточнений просил признать незаконным решение УКСНЭР ФСИН России от 28.12.2016 об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать УКСНЭР ФСИН России принять истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец уточнил ранее заявленные исковые требования, просил признать незаконным решение от 28.12.2016 об отказе в постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области принять истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении иска, об отмене которого как незаконного просит истец по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник проживает в общежитии.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 г. N 496, зарегистрированным Минюстом России 25 сентября 2013 г., вступившим в силу 20 октября 2013 г., утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам и пенсионерам уголовно-исполнительной системы и членам их семей единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживанием с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 283 от 30 декабря 2012 года).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Кроме того, согласно пункту 12 вышеуказанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.Е. на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (02.10.2014) являлся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имел продолжительность службы в календарном исчислении более 10 лет.
П.Е., являясь сотрудником ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области и имея выслугу в календарном порядке более 10 лет, обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в качестве основания для предоставления единовременной социальной выплаты то обстоятельство, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м
28.12.2016 комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты принято решение об отказе П.Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты основании п. 12 Правил в связи с ухудшением им жилищных условий в 2013 году (л. д. 12 - 14).
Из материалов дела следует, что в период с 02.11.1999 по 12.04.2013 П.Е. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 22,8 кв. м, находящимся в муниципальной собственности, по адресу: <...>. Иные лица в указанном жилом помещении не зарегистрированы.
С 06.06.2008 П.Е. состоит в браке с <...>, которая с 12.05.1998 по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> общей площадью 38,5 кв. м и находящимся в муниципальной собственности. С 12.04.2013 в этом же жилом помещении был зарегистрирован П.Е.; всего в данном жилом помещении зарегистрировано пять человек: П.Е. (истец), <...> (несовершеннолетняя дочь истца), <...> (супруга истца), <...> (бабушка супруги истца) и несовершеннолетняя дочь супруги истца - <...>
При рассмотрении заявления П.Е. от 02.10.2014 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что П.Е., снявшись 12.04.2013 с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: <...> намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку впоследствии был зарегистрирован вместе с несовершеннолетней дочерью и своей супругой по месту жительства по адресу: <...>, в жилом помещении общей площадью 38,5 кв. м, где зарегистрированы еще два (всего пять) человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет менее 15 кв. м.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия истца по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он был обеспечен общей жилой площадью жилого помещения более 15 кв. м, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрации по месту жительства о жилом помещении, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составила менее 15 кв. м, свидетельствует об ухудшении жилищных условий истца, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Как было указаны выше единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник проживает в общежитии (подп. 6 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Таким образом, при регистрации в общежитии в жилом помещении общей площадью 22,8 кв. м, находящимся в муниципальной собственности, по адресу: <...>, П.Е. имел право на единовременную социальную выплату, а последующая регистрация по адресу: <...> общей площадью 38,5 кв. м на основании договора социального найма не свидетельствует об ухудшении жилищных условий.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым признать незаконным решение комиссии ФСИН России, оформленное протоколом от 28.12.2016 N 115, об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать ФСИН России принять П.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления 02.10.2014.
С учетом изложенного, решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29.09.2017 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований П.Е. к Федеральной службе исполнения наказаний, с принятием в этой части нового решения об удовлетворении требований к ответчику ФСИН России.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29.09.2017 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований П.Е. к Федеральной службе исполнения наказаний, принять в этой части новое решение.
Исковые требования П.Е. к Федеральной службе исполнения наказаний удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний, оформленное протоколом от 28.12.2016 N 115, об отказе в постановке П.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний принять П.Е. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29.09.2017 оставить без изменения.
Председательствующий
Я.Ю.ВОЛКОВА
Судьи
К.А.ФЕДИН
Т.Л.РЕДОЗУБОВА