Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.04.2019 N 33-7104/2019
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории автомобильной заправочной станции.
Обстоятельства: Прокурор указал, что выявленные по результатам внеплановой проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности нарушения не устранены, в связи с чем сохраняется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся вблизи и на территории АЗС.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.04.2019 N 33-7104/2019
Требование: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности на территории автомобильной заправочной станции.
Обстоятельства: Прокурор указал, что выявленные по результатам внеплановой проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности нарушения не устранены, в связи с чем сохраняется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся вблизи и на территории АЗС.
Решение: Требование удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2019 г. N 33-7104/2019
Судья Балакина И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковелина Д.Е., судей Подкорытовой Н.П., Федина К.А.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Беловой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Невьянского городского прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю К. о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя К. на решение Невьянского городского суда Свердловской области от 27.12.2018.
Заслушав доклад судьи Федина К.А., объяснения прокурора Беловой К.С., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, ответчика и его представителя З. (доверенность от 11.03.2019 сроком на 1 год), поддержавшими доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Невьянский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском ИП К. о возложении обязанности в срок до 01.09.2019 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности на территории автомобильной заправочной станции "BNP", расположенной по адресу: <...>:
- оборудовать на въезде и выезде с территории АЗС пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС согласно
п. 9 НПБ 111-98*;
- оборудовать площадку для автоцистерн отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС в соответствии с
п. 35 НПБ 111-98*;
- обеспечить для целей наружного пожаротушения наличие не менее 2-х пожарных гидрантов или противопожарный водоем (водоемы) вместимостью не менее 100 куб. м согласно
п. 94 НПБ 111-98*;
- оборудовать все помещения АЗС (за исключением помещений категорий В4 и Д) механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, установками автоматической пожарной безопасности в соответствии с
п. 96 НПБ 111-98*;
- обеспечить минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до лесного массива хвойного и смешанного леса не менее 30 метров согласно
п. 2 табл. 1 п. 12 НПБ 111-98*.
В обоснование требований указал, что в прокуратуру поступила информация по результатам проведенной специалистами отдела надзорной деятельности Невьянского ГО, ГО В-Нейвинский, Кировградского ГО, ГО В. Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области внеплановой проверки исполнения требований федерального законодательства в сфере пожарной безопасности ответчиком при организации деятельности автомобильной заправочной станции "BNP", расположенной по адресу: <...>.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2018 не устранены. Согласно заключению специалистов отдела надзорной деятельности, а также с учетом специфики деятельности АЗС, выявленные нарушения требований пожарной безопасности свидетельствуют о реальной угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, находящихся вблизи и на территории АЗС.
Решением Невьянского городского суда Свердловской области от 27.12.2018 исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил:
возложить обязанность на ИП К. в срок до 01 сентября 2019 года устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности на территории автомобильной заправочной станции "BNP", расположенной по адресу: <...>:
- выполнить на въезде и выезде с территории АЗС пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС, согласно
п. 9 НПБ 111-98*;
- оборудовать площадку для автоцистерн отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС, согласно
п. 35* НПБ 111-98*;
- обеспечить для целей наружного пожаротушения не менее двух пожарных гидрантов или противопожарный водоем (водоемы) вместимостью не менее 100 куб. м, согласно
п. 94* НПБ 111-98*;
- оборудовать все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, установками автоматической пожарной сигнализации, согласно
п. 96* НПБ 111-98*;
- обеспечить минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до лесного массива хвойного и смешанного леса менее 30 метров согласно
п. 2 табл. 1 п. 12* НПБ 111-98*.
Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и в иске прокурору отказать.
В обоснование жалобы указал, что у прокурора отсутствует право подменять собой надзорные органы в сфере пожарной безопасности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела путем размещения информации на интернет-сайте Свердловского областного суда.
Руководствуясь
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны извещены надлежащим образом, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу
статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу
статьи 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что настоящий Федеральный
закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального
закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты.
Согласно
ст. 5 указанного Закона, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, К. является индивидуальным предпринимателем, а также собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>, а именно: здание операторской общей площадью 24,4 кв. м; навес площадью 84,0 кв. м; заправочный островок (в том числе 2 топливозаправочные колонки по 2 вида топлива каждая) площадью 9 кв. м; здание для хранения нефтепродуктов с тремя емкостями по 10 куб. м, общей площадью 24,5 кв. м; уборная площадью 3,2 кв. м; ограждение протяженностью 45,42 м; замощение площадью 881,0 кв. м; земельный участок площадью 1067 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения иных объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи комплекса зданий и сооружений автозаправочной станции N 360 от 15.04.2016, договора купли-продажи земельного участка N 7 от 15.04.2016. (л. д. 14, 15).
27.11.2017 заместителем главного государственного инспектора Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Б. проведена проверка территории и помещений автомобильной заправочной станции "BNP", расположенной по адресу: <...>, совместно с ИП К., по результатам которой вынесено предписание N 99/1/51 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (пункт 6 предписания, нарушение
п. 9 НПБ 111-98*);
- площадка для автоцистерн не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка (пункт 7 предписания, нарушение
п. 35* НПБ 111-98*);
- для целей наружного пожаротушения не предусмотрено не менее 2-х пожарных гидрантов или противопожарный водоем (водоемы) вместимостью не менее 100 куб. м (пункт 8 предписания, нарушение
п. 94* НПБ 111-98*);
- все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (пункт 9 предписания, нарушение
п. 96* НПБ 111-98*);
- минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до лесного массива хвойного и смешанного леса менее 30 метров (пункт 10 предписания, нарушение
п. 2 табл. 1 п. 12* НПБ 111-98*). Установлен срок для устранения нарушений - 01.11.2018. (л. д. 10 - 11).
Впоследствии, 15.11.2018 заместителем главного государственного инспектора <...> проведена проверка территории и помещений АЗС, вновь установлено, что вышеуказанные нарушения ИП К. не были устранены, в связи с чем вынесено предписание N 67/1/31 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установлен срок их устранения - 01.09.2019. (л. д. 12).
Информация о результатах внеплановой выездной проверки сообщена Невьянской городской прокуратуре в письме от 29.11.2018.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведенными проверками выявлены нарушения требования федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Нормативов пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (НПБ 111-98*) со стороны ИП К.
Факт наличия выявленных нарушений ответчиком не опровергнут. Материалы дела не содержат доказательств принятия мер для обеспечения безопасности граждан, их жизни и здоровья.
Само по себе совершение работ в целях устранения допущенных нарушений и намерение ответчика добровольно выполнить все требуемые работы не влечет за собой отказ в защите прав и отклонение доводов прокурора в соответствие с требованиями законодательства, при том, что стороны не оспаривают тот факт, что нарушение правил пожарной безопасности на спорном объекте, создает непосредственную угрозу жизни и здоровья граждан.
Доводы о том, что прокурор при осуществлении надзора не вправе подменять иные государственные органы, а обращаясь с настоящим иском, прокурор подменяет функции государственного органа, уполномоченного осуществлять пожарный надзор, не могут быть признаны состоятельными.
В настоящем деле прокурор в полном соответствии со
ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
статьями 1,
21,
26,
35 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",
приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" выступил в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в сфере пожарной безопасности.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных
ст. 330 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами
статей 12,
56,
67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
определила:
решение Невьянского городского суда Свердловской области от 27.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Д.Е.КОВЕЛИН
Судьи
Н.П.ПОДКОРЫТОВА
К.А.ФЕДИН