Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.11.2019 по делу N 33-19797/2019
Требование: Об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что помещения в исправительном учреждении не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией, выходы и эвакуационные пути не соответствуют нормам по ширине, здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не имеют ограждающих конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости или противопожарных преград, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций, не установлены двери эвакуационных выходов из лестничных клеток в поэтажные коридоры.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.11.2019 по делу N 33-19797/2019
Требование: Об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что помещения в исправительном учреждении не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией, выходы и эвакуационные пути не соответствуют нормам по ширине, здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности не имеют ограждающих конструкций с нормируемыми пределами огнестойкости или противопожарных преград, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций, не установлены двери эвакуационных выходов из лестничных клеток в поэтажные коридоры.
Решение: Требование удовлетворено.


Содержание


СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2019 г. по делу N 33-19797/2019
Судья Щукина Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волошковой И.А.
судей Кучеровой Р.В.
Подкорытовой Н.П.
при ведении протокола помощником судьи К., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-756/2019 по иску Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
поступившее по апелляционной жалобе ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 24.06.2019.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения представителя истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Жарикова Д.В., судебная коллегия
установила:
Нижнетагильский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее - ФКУ ИК-13), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) и просит обязать ответчиков в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 24.06.2019 исковые требования Нижнетагильского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворены частично. Суд постановил:
Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 13 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" в течение одного года с момента вступления решения в законную силу, устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- выполнить выход шириной не менее 0,8 метров в здании карантинного отделения, а эвакуационный путь по коридору не менее 1 метра;
- в школе, в здании отрядов NN 1/1, 1,2, 3/1, 3/2, 4/1, 4/2, 5/1, 5/2, 6,7, 8/1, 8/2, 9/1, 11/1, 11/2, 13/2 разделить части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- здание столовой оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией;
- разделить в колонии поселения части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, провести огнезащитную обработку деревянных конструкций крыши в здании, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечить дублирование автоматической установкой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта, установить двери эвакуационных выходов из лестничных клеток в поэтажные коридоры;
- обеспечить предел огнестойкости маршей и площадок внутренних лестниц в здании клуба, магазина, банно-прачечного комплекса, технического средства охраны;
- выполнить в клубе ширину маршей лестниц не менее 0,9 метров;
- установить в здании административного штаба на охраняемой территории двери эвакуационных выходов из лестничных клеток в поэтажные коридоры;
- оборудовать здания второго административного штаба (роты охраны) автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией;
- оборудовать здание третьего административного штаба автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией.
В апелляционной жалобе ответчики ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении иска. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2018 года N 420 "О федеральной целевой программе "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)" органы прокуратуры Российской Федерации систематически выявляют в деятельности следственных изоляторов нарушения Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части обеспечения подозреваемых и обвиняемых установленной нормой санитарной площади в камере на 1 человека в размере 4 кв. метров, а также создания бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. На балансе учреждений уголовно-исполнительной системы числятся более 50 тыс. зданий и сооружений, из которых значительное количество построены в середине XX века без соблюдения строительных, санитарных и пожарных правил и норм, многие из них являются деревянными. Поэтому требования в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу являются необоснованными.
В возражениях на жалобу прокурор указал, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения, указав на то, что доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда апелляционной инстанции, в связи с чем требования прокурора были удовлетворены частично и предоставлен разумной срок для исполнения решения суда.
В судебном заседании прокурор Жариков Д.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Ответчики ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, конкурсный управляющий Государственного (унитарного) предприятия Учреждения УЩ-349/13 ГУИН Минюста России по ГУИН Свердловской области Л. в судебное заседание не явились, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 13.11.2019 определением от 11.10.2019, стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда 17.10.2019 (oblsud.svd.sudrf.ru).
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно ч. 1 ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 4 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Частью 1 ст. 6 Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" и иными нормативными актами в данной сфере.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно п. 2.5.1 Устава ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, данная организация правопорядок и законность в Учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории; пожарную безопасность, предупреждение тушение пожаров. В силу п. 4.3. Устава ГУФСИН России по Свердловской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
В п. 5.1. Устава указано, что имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления, Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 07.07.2017 ВРИО начальника ОНД и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области внес в адрес ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области предписание N 159/1/75 об устранении в срок до 01.03.2019 нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно представленной информации часть требований, указанных в предписании N 159/1/75 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, не выполнено.
Выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Судом была дана правильная оценка доводам представителя ответчиков, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, нашел их необоснованными, так как само по себе данное обстоятельство не освобождает ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Как установлено судом, ответчик ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области после привлечения его к административной ответственности не обжаловал постановление, то есть согласился с выявленными нарушениями.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимого финансирования на выполнение противопожарных мероприятий незаконность принятого по делу решения не подтверждают. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, полно исследовал представленные доказательства, постановив законное и обоснованное решение. Нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, п. 2 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 24.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.ВОЛОШКОВА
Судьи
Р.В.КУЧЕРОВА
Н.К.ПОДКОРЫТОВА