Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.04.2018 по делу N 33-6097/2018
Требование: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотрудник уголовно-исполнительной системы указал, что ему и членам его семьи отказано в постановке на учет ввиду того, что супруг истца путем снятия с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей его матери, ухудшил свои жилищные условия, совершив действия, направленные на приобретение права быть поставленным на учет для получения выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.04.2018 по делу N 33-6097/2018
Требование: Об отмене решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Сотрудник уголовно-исполнительной системы указал, что ему и членам его семьи отказано в постановке на учет ввиду того, что супруг истца путем снятия с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей его матери, ухудшил свои жилищные условия, совершив действия, направленные на приобретение права быть поставленным на учет для получения выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2018 г. по делу N 33-6097/2018
Судья Морозова М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Волковой Я.Ю., судей Кокшарова Е.В., Зоновой А.Е.
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Е. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области о признании решения комиссии незаконным и его отмене, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.12.2017.
Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца А.Е., третьих лиц И., А.С., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика В. (доверенность N 68/ТО/40-42 от 08.02.2018), судебная коллегия
установила:
А.Е. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области), в обоснование иска указав, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе. 04.05.2017, имея необходимую продолжительность стажа, обратилась в ГУФСИН России по Свердловской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением необходимых документов. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 31.07.2017 истцу отказано в постановке на учет, в силу того, что супруг истца путем снятия с регистрационного учета в 2015 году из квартиры, принадлежащей его матери, ухудшил свои жилищные условия, совершив действия, направленные на приобретение права быть поставленным на учет для получения выплаты. С решением комиссии истец не согласен, так как оно не основано на нормах действующего законодательства.
Просила признать незаконным и отменить решение комиссии ГУФСИН России по СО от 31.07.2017 протокол N 6 об отказе в постановке истца, и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязать ответчика поставить истца и членов ее семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, взыскать с ответчика судебные расходы
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.12.2017 иск А.Е. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Выводы ответчика и суда об ухудшении жилищных условий супругом истца путем изменения его регистрационного учета не соответствуют закону, поскольку супруг фактически своего места жительства не менял, регистрация по месту жительства не является свидетельством изменения его права в отношении жилого помещения. Вселение супруга в жилое помещение не является в соответствии с правилами действиями по ухудшению жилищных условий, тем более что из материалов дела следует, что супруг истца проживал по адресу его настоящей регистрации вместе с истцом и детьми всегда, членом семьи своей матери он не являлся, недобросовестное поведение в его действиях отсутствует.
В суд апелляционной инстанции явились истец А.Е., третьи лица И., А.С., настаивавшие на доводах апелляционной жалобы, представитель ответчика по доверенности N 68/То/40-42 от 08.02.2018 В., указавшая на законность и обоснованность решения суда, вынесенного с правильным применением норм материального права, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.12.2012 N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный
закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила от 24.04.2013 N 369).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
п. 2 Правил от 24.04.2013 N 369,
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Во исполнение требований
Правил от 24.04.2013 N 369 ФСИН России издан приказ от 16.10.2014 N 550 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
В соответствии с
п. 3 приказа ФСИН России от 16.10.2014 N 550 в ГУФСИН России по Свердловской области создана соответствующая комиссия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04.05.2017 А.Е. обратилась в комиссию ГУФСИН России по Свердловской области с рапортом о принятии ее в составе семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, имеющий выслугу более 10 лет, состоящий на жилищном учете, являющийся собственником жилого помещения при обеспеченности общей жилой площадью на одного члена семьи менее 15 кв. м.
При этом из материалов дела следует и сторонами не оспорено, что истцу и ее супругу А.С. на основании договора купли-продажи квартиры от 22.07.2009 принадлежит на праве общей долевой собственности квартира по адресу <...>.
Согласно справке из Центра регистрации с учетом площади помещения 47,80 кв. м, в данной квартире на момент подачи рапорта зарегистрированы истец и члены ее семьи в составе трех человек, в том числе супруг А.С., имеющий регистрацию с 08.12.2015.
В период с 05.02.2010 до 08.12.2015 А.С. был зарегистрирован по адресу <...>, в квартире площадью 47 кв. м, принадлежащей его матери А.О. на праве собственности по договору купли-продажи, в которой также были зарегистрированы А.О. и А.А. До 05.02.2010 А.С. был зарегистрирован по адресу <...>, в квартире, также принадлежавшей его матери, что следует из материалов дела и его пояснений в судебном заседании.
Комиссией ГУФСИН России по Свердловской области 31.07.2017 А.Е. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с совершением супругом истца действий, повлекших ухудшение жилищных условий на основании
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ,
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, пришел к правильному выводу о том, что А.Е. не имеет право включение ее в списки на получение единовременной социальной выплаты, поскольку супруг истца добровольно отказался от своего права пользования иным жилым помещением, где норма обеспечения площадью превышала 15 кв. м, что свидетельствует о намеренном создании условий для нуждаемости семьи истца в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной
нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Между тем при рассмотрении настоящего дела судом не были учтены положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилым помещением, находящимся в собственности граждан.
Так, в силу
части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (
статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что для признания соответствующих лиц, названных в
статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (
статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что мать истца является собственником квартиры по адресу <...>, площадью 47 кв. м, где до 08.12.2015 были зарегистрированы три человека, включая супруга истца по настоящему делу, следовательно, обеспеченность жилым помещением составляла 15,6 кв. м на человека с учетом положений
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истцом и третьим лицом А.С. не оспорено, что регистрация А.С. его матерью в жилом помещении была произведена именно как члена ее семьи, без заключения дополнительного соглашения о непредставлении ему самостоятельного права пользования данным жилым помещением, снятие с регистрационного учета по данному адресу супруга истца не было произведено в силу наличия конфликтных отношений между сторонами. Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что изменение супругом истца места регистрации при указанных обстоятельствах свидетельствует о его действиях, повлекших ухудшение жилищных условий истца и иных членов ее семьи, поскольку после изменения регистрации обеспеченность жилым помещением по адресу <...> составила менее 15 кв. м, а именно 11,95 кв. м (47,8 кв. м / 4).
Доводы жалобы о неправомерности вывода суда о том, что супруг истца не является членом семьи его матери, а также несовершении им действий по намеренному ухудшению жилищных условий основаны на неверном толковании норм материального права с учетом вышеприведенных положений и установленных по делу обстоятельств, учитывая добровольность как постановки его на регистрационный учет по адресу <...>, так и снятие с регистрационного учета при отсутствии доказательств препятствия в реализации права пользования данным жилым помещением в порядке
ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не могут свидетельствовать также об ошибочности выводов суда первой инстанции доводы жалобы истца о невозможности квалификации как действий по ухудшению жилищных условий по вселению в занимаемое жилое помещение истцом своего супруга, поскольку в рассматриваемом споре основанием отказа явилось невселение истцом в жилое помещение своего супруга, а действия самого супруга по фактическому отказу от предоставленного им законом права пользования иным жилым помещением.
Иных доводов, опровергающих выводы суда при разрешении спора по существу, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 18.12.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Я.Ю.ВОЛКОВА
Судьи
Е.В.КОКШАРОВ
А.Е.ЗОНОВА