Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.11.2016 по делу N 33-20948/2016
Требование: Об обязании: 1) Учреждения, исполняющего наказания, устранить нарушения требований пожарной безопасности; 2) Территориального органа службы, исполняющей наказания, выделить учреждению денежные средства, необходимые для устранения указанных нарушений.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности в помещениях промышленной зоны, гаража и административного здания учреждения.
Решение: 1) Требование удовлетворено; 2) В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 25.11.2016 по делу N 33-20948/2016
Требование: Об обязании: 1) Учреждения, исполняющего наказания, устранить нарушения требований пожарной безопасности; 2) Территориального органа службы, исполняющей наказания, выделить учреждению денежные средства, необходимые для устранения указанных нарушений.
Обстоятельства: Прокурор указал на выявление нарушений требований пожарной безопасности в помещениях промышленной зоны, гаража и административного здания учреждения.
Решение: 1) Требование удовлетворено; 2) В удовлетворении требования отказано.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. по делу N 33-20948/2016
Судья Подыниногина Н.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Седых Е.Г.,
Фефеловой З.С.
при секретаре В. рассмотрела в открытом судебном заседании 25.11.2016 гражданское дело по иску Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах государства и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанностей,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика ГУФСИН России по Свердловской области на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.08.2016.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения прокурора Волковой М.Н., представителя ответчика ГУФСИН России по Свердловской области У., судебная коллегия
установила:
Тавдинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в интересах государства и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 19 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанностей.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией ФКУ ИК-19 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-19) требований Федеральных законов от 21.12.1994
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 06.03.2006
N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выявлено нарушение требований пожарной безопасности в помещениях промышленной зоны, гаража и административного здания по <...>. Система автоматической пожарной сигнализации с дымовыми извещателями не смонтирована, в учреждении не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений - договор на обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации отсутствует, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) чердачных помещений зданий общежитий отрядов и школы, на двух этажах общежитий отрядов, в зданиях IV и V степени огнестойкости, допускается одновременное пребывание (проживание) более 50 осужденных.
Указанное также противоречит основным принципам противодействия терроризму, изложенным в
ст. 2 Федерального закона 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" - обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация последствий проявления терроризма. Кроме того установлено, что предписание N начальника ОНД Тавдинского городского округа, Таборинского муниципального района УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области с требованием об устранении указанных выше нарушений закона до сентября 2015 года администрацией ФКУ ИК-19 не исполнено.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.08.2016 исковые требования удовлетворены. На ГУФСИН России по <...> возложена обязанность довести до ФКУ ИК-19 лимиты бюджетных обязательств, достаточных для исполнения требований норм и правил пожарной безопасности, до 01.023.2017. На ФКУ ИК-19 возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления лимитов бюджетных обязательств, достаточных для исполнения требований норм и правил пожарной безопасности: - смонтировать в помещениях промышленной зоны, автогаража и административного здания по <...>, систему автоматической пожарной сигнализации с дымовыми извещателями, для чего заключить договор с организацией имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности; - обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, для чего заключить договор на обслуживание автоматической установки пожарной сигнализации; - провести проверку состояния чердачных помещений зданий общежитий отрядов и школы, а также их огнезащитную обработку (пропитку) в соответствии с Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". На ФКУ ИК-19 возложена обязанность с момента вступления в законную силу решения суда, - исключить одновременное пребывание (проживание) более 50 осужденных на 2 этажах общежитий отрядов, в зданиях IV и V степени огнестойкости.
С таким решением не согласился ответчик ГУФСИН России по Свердловской области, в апелляционной жалобе просит решение суда изменить.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУФСИН России по Свердловской области У. доводы апелляционной жалобы дополнил, просил отменить судебное постановление в части возложения обязанности по финансированию названным ответчиком указанных работ, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Прокурор Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просила решение суда оставить без изменения.
Ответчик ФКУ ИК-19 в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило. Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации,
ст. ст. 20,
37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных на территории учреждения нарушений норм законодательства пожарной безопасности.
Правильность выводов суда в указанной части также соответствует
Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а также
Правилам пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 30.03.2005 года N 214.
Выводы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ФКУ ИК-19 указанной обязанности суд сделал с учетом фактических обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права. По доводам апелляционной жалобы ответчика эти выводы ошибочными признаны быть не могут.
Возражения ответчика ГУФСИН России по Свердловской области относительно отсутствия достаточного финансирования на цели пожарной безопасности, подлежащего осуществлению в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), не свидетельствуют о незаконности решения суда в этой части и не могут являться основанием для освобождения учреждения от обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности. Ответчик не лишен права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений указанного Федерального
закона и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.
Доводы ответчиков, ссылающихся на отсутствие правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-19 обязанности по устранению выявленных нарушений, не являются обоснованными.
Наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности установлено в ходе проверки, проведенной Свердловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. К моменту разрешения настоящего дела и вынесения решения судом, данные нарушения не устранены. Установив, что ответчиком допущено не соответствующее закону бездействие, суд правомерно возложил обязанность выполнить перечисленные в решении суда мероприятия в определенный срок.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии реальных мер по обеспечению финансирования работ по устранению нарушений, ответчиком ГУФСИН России по Свердловской области не представлено. Вопреки положениям
ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено ответчиком и доказательств того, в какой срок требуется осуществление процедур, предусмотренных названным Федеральным
законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по устранению нарушений норм пожарной безопасности не входит в компетенцию ответчика, не основаны на вышеприведенных нормативных правовых документах.
В силу
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" все без исключения организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Кроме того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Таким образом, бремя содержания имущества, находящегося на территории учреждения в части реализации мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности возложено законом на ответчика ФКУ ИК-19.
Вместе с тем, судебная коллегия с решением суда в части возложения на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по выделению ФКУ ИК-19 необходимых денежных средств для устранения выявленных нарушений согласиться не может, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно
п. 4 Положения о Главном Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11.06.2015 N 518, ГУФСИН России по Свердловской области является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. В силу
п. 15 указанного Положения ответчик обеспечивает, в том числе разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Главного управления и подведомственных учреждений.
Согласно Уставу ФКУ ИК-19 является учреждением уголовно-исполнительной системы. Учредителем этого учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), осуществляющей полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФКУ ИК-19 на праве оперативного управления (п. п. 1.2, 1.3 Устава). Кроме того, контроль за деятельностью данного учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества в силу п. 4.2 Устава осуществляет ФСИН России, а согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим
Кодексом.
Согласно
п. 2 указанной статьи финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Возлагая на ответчика ГУФСИН России по Свердловской области обязанность предоставить необходимые денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-19, суд положения указанных нормативных правовых документов не учел.
В компетенцию названного ответчика, являющегося распорядителем (получателем) бюджетных средств, не входят полномочия главного распорядителя, предусмотренные
п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом в нарушение вышеприведенных положений не принято во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Свердловской области не является и полномочиями собственника в отношении имущества учреждения не обладает, в связи чем на указанного ответчика обязанность по предоставлению денежных средств учреждению не могла быть возложена.
В части возложения такой обязанности на ГУФСИН России по Свердловской области решение подлежит отмене в силу
п. 4 ч. 1,
п. 1 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как не соответствующее нормам материального права.
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 15.08.2016 отменить в части возложения на ГУФСИН России по Свердловской области обязанности по выделению ФКУ ИК-19 необходимых денежных средств для оборудования помещения столярного цеха, электроцеха, вещевого склада сотрудников системой автоматической пожарной сигнализации; проведения огнезащитной обработки горючих конструкций чердачных помещений учреждения; проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений, апелляционную жалобу ответчика ГУФСИН России по Свердловской области - удовлетворить.
Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Свердловской области о возложении обязанности по выделению денежных средств ФКУ ИК-19 для устранения вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.ИГНАТЬЕВ
Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
З.С.ФЕФЕЛОВА