Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу N 33-15318/2016
Требование: Об устранении нарушения прав и свобод истца, обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован предоставлением копий незаверенных документов, невозможностью установления родственных связей с собственником жилого помещения, в котором заявитель поставлен на регистрационный учет.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу N 33-15318/2016
Требование: Об устранении нарушения прав и свобод истца, обязании поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован предоставлением копий незаверенных документов, невозможностью установления родственных связей с собственником жилого помещения, в котором заявитель поставлен на регистрационный учет.
Решение: Требование удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. по делу N 33-15318/2016
Судья Илюшкина Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.П.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.,
при секретаре М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению Р.Р. Р.М.Р. оглы, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Р.Т.Р., Р.М.Р., к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Свердловской области об обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20.05.2016,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., пояснения истца и его представителя М.Р., действующего по ордеру от <...>, представителя ответчика С. по доверенности от <...>, судебная коллегия,
установила:
Р.Р. обратился с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что 11.07.2015 он обратился в комиссию ГУ ФСИН России по Свердловской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, по результатам рассмотрения которого принято решение об отказе в постановке истца и членов его семьи на учет. Основанием для отказа послужило предоставление копий незаверенных документов, невозможность установления родственных связей с лицом, которому принадлежит жилое помещение в котором истец поставлен на регистрационный учет. С указанным решением истец не согласен, полагает, что все необходимые документы, предусмотренные
Правилами предоставления единовременной социальной выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты им были предоставлены, о невозможности получения домовой книги и копии финансового лицевого счета ответчик уведомлен.
В соответствии с последним уточнением исковых требований истец просил обязать ГУ ФСИН России по Свердловской области устранить нарушения его прав и свобод, поставив его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 25.11.2015.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20.05.2016 исковые требования удовлетворен, на ГУ ФСИН России по Свердловской области возложена обязанность поставить Р.Р. и членов его семьи - супруги К.А., дочь Р.Т.Р., сына Р.М.Р. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи четыре человека с <...>. с ГУ ФСИН России по Свердловской области в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <...>.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на незаконность и не обоснованность принятого решения, поскольку судом не были приняты во внимание обязательные положения, изложенные в
Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369-ФЗ. В
Правилах указан определенный перечень документов, которые подлежат обязательному предоставлению при постановке на учет, при этом истцом были предоставлены не все документы, согласно данному перечню.
Правилами также установлено, что в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, то предоставляются документы, подтверждающие невозможность их получения, однако истцом не было предоставлено документов, подтверждающих невозможность получения выписки из домовой книги и финансовых лицевых счетов. Кроме этого, ответчик полагает, что с ГУ ФСИН России по Свердловской области не подлежит взысканию государственная пошлина в пользу истца на основании
п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса, так как согласно
п. 1 Положения о ГУ ФСИН России по Свердловской области, утвержденного приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, ГУ ФСИН является территориальным органом ФСИН России, являющегося в свою очередь федеральным органом исполнительной власти, на основании
п. п. 1,
5 Положения "О Федеральной службе исполнения наказаний", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме.
Истец и его представитель указали на законность и обоснованность принятого решения, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 08.09.2016 определением от 29.07.2016, извещения о дате и времени рассмотрения направлены лицам, участвующим в дела, путем почтового уведомления 29.07.2016 по всем адресам, имеющимся в материалах дела, кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
п. 2 ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
В соответствии с
частью 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 7 вышеназванного Постановления Правительства РФ на основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Перечень документов, подлежащих предоставлению сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты указан в
пункте 5 Правил.
В соответствии с указанным выше
пунктом наряду с заявлением сотрудник должен предоставить копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Р.Р. является сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имеет стаж работы в данной системе более 24 лет. Ни истец, ни члены семьи истца: К.А. (супруга), Р.Т.Р. <...> г.р. (дочь), Р.М.Р. <...> г.р. (сын) жилых помещений в собственности либо по договору социального найма на территории Российской Федерации не имеют.
11.07.2015 истец обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, однако решением от 25.11.2015 комиссии ГУ ФСИН России по Свердловской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ему было отказано в постановке на учет, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
В частности в решении указано, что представленные Р.Р. копии документов, удовлетворяющие личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака), страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника, иных документов, не заверены надлежащим образом. Отсутствуют выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительств совместно проживающих с ним членов семьи за последние 5 лет до подачи заявления и отсутствует документ, подтверждающий невозможность получения копии финансового лицевого счета по адресу: <...>.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами, на основе тщательного исследования и оценки представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что на момент принятия решения комиссия ГУ ФСИН России по Свердловской области располагала всеми документами, необходимыми для постановки истца и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения. При этом судом учтено, что копии всех представленных Р.Р. документов были заверены инспектором ОК и РЛС Х.Т.В. с указанием даты заверения, а из справки о регистрации К.А., Р.Т.Р., Р.М.Р. следует, что с <...> они зарегистрированы по месту пребывания в общежитии по адресу: <...> по 17.06.2019, домовая книга по адресу Р., 4 не ведется, финансово-лицевые счета также не ведутся. До момента регистрации по указанному адресу члены семьи истца на регистрационном учете по месту жительства либо по месту пребывания не состояли.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, принимая во внимание, что по смыслу
подп. "з" п. 5 Правил предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям
ч. 3 ст. 4 Федерального закона 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления, в то же время как установлено судом, сведений о наличии в собственности либо на условиях договора социального найма каких-либо жилых помещений у истца либо членов семьи не имеется, а само по себе отсутствие регистрации членов семьи по месту жительства либо пребывания ранее 2014 года не может свидетельствовать об обратном, поскольку в соответствии с
Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства имеет уведомительный характер и отражает факт прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства
(статья 2).
Домовая книга в силу
п. 6 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713,
п. 82 и
85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, принятого Приказом ФМС России от 11.09.2012 г. N 288, оформляет регистрацию граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Истец же и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания в общежитии по адресу: <...>, следовательно, выписка из домовой (поквартирной) книги по месту регистрации истца не могла быть представлена, более того, в справке о регистрации об этом явно указано, финансово-лицевой счет не представлен, так как жилая площадь за Р.Р. не числится.
При таком положении выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам, требованиям законодательства, регулирующего правоотношения сторон, и оснований признавать их неправильными по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку доводы жалобы о нарушении истцом
п. 5 правил, по сути, направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Не находит судебная коллегия и оснований для отмены постановленного решения суда и в части взыскания судебных расходов в пользу истца, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины за подачу искового заявления.
В силу
п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно
п. п. 1 и
5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России является органом исполнительной власти и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. ГУ ФСИН России по Свердловской области является территориальным орган федерального органа исполнительной власти.
Таким образом, указанные ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины в связи с рассмотрением гражданских дел в доход соответствующего бюджета.
В данном случае же судом в соответствии с
ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, данных в
п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принято решение о возмещении истцу понесенных в связи с рассмотрением данного гражданского дела судебных расходов.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба, которая не содержит предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 327.1,
328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 20.05.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий
Ю.П.МОСКАЛЕНКО
Судьи
Г.Г.БУРМАТОВА
Е.В.КАЙГОРОДОВА