Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.04.2019 по делу N 33-4832/2019
Требование: Об обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании школы, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в здании школы не проведено переоснащение установок автоматической пожарной сигнализации, шлейфы системы автоматической пожарной сигнализации не выполнены огнестойкими проводами, в спортзале, в кабинетах администрации школы уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, не выше допустимого уровня шума, требуется дополнительная установка речевых оповещателей.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.04.2019 по делу N 33-4832/2019
Требование: Об обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании школы, обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Прокурор указал, что в здании школы не проведено переоснащение установок автоматической пожарной сигнализации, шлейфы системы автоматической пожарной сигнализации не выполнены огнестойкими проводами, в спортзале, в кабинетах администрации школы уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, не выше допустимого уровня шума, требуется дополнительная установка речевых оповещателей.
Решение: Требование удовлетворено.
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2019 г. по делу N 33-4832/2019
Судья Охотина С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Петровской О.В., судей Беляевой М.Н., Звягинцевой Л.М.,
при ведении протокола помощником судьи Б.М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа N 35, Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе Администрации города Нижний Тагил на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05.12.2018.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения прокурора Смольникова Е.В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
прокурор Дзержинского района города Нижний Тагил, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ответчикам, просил суд:
- обязать Администрацию города Нижний Тагил в срок до 01 декабря 2018 года выделить денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании МБОУ СОШ N 35, расположенном по адресу: ул. Патона, 7 в г. Нижний Тагил Свердловской области;
- обязать МБОУ СОШ N 35 в срок до 31 декабря 2018 года за счет выделенных Администрацией г. Нижний Тагил средств в здании МБОУ СОШ N 35, расположенном по адресу: ул. Патона, 7 в г. Нижний Тагил Свердловской области, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
в здании школы провести переоснащение автоматической пожарной сигнализации, шлейфы системы автоматической пожарной сигнализации выполнить огнестойкими проводами, в соответствии с
п. 4.8,
п. 4.9 СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности";
в спортзале, в кабинетах администрации школы на первом этаже здания, где требуется оповещение людей о пожаре, привести уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, выше допустимого уровня шума, путем установки дополнительных речевых оповещателей, в соответствие с
ч. 4 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В обоснование требований указано, что прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила, на основании распоряжения прокуратуры Свердловской области N 80/21р от 11 августа 2017 года проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства при подготовке школ к 2018 - 2019 учебному году, в том числе законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ N 35. Так, в ходе проведенного обследования 28 августа 2018 года совместно со специалистом ОНД и ПР г. Нижний Тагил и ГГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области выявлены нарушения требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ,
Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, а также
Свода правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности",
СП 6.13130 и требованиям
ГОСТ Р 53315, а именно: не проведено переоснащение установок автоматической пожарной сигнализации, (срок годности которой истек), шлейфы системы автоматической пожарной сигнализации не выполнены огнестойкими проводами, в нарушение
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.8,
4.9 Свод правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности",
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; а также в спортзале, в кабинетах администрации школы на первом этаже здания, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, не выше допустимого уровня шума, требуется дополнительная установка речевых оповещателей, в соответствии со
ст. 84 п. 4 Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном объекте, являющимся местом с массовым и постоянным пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Таким образом, при условии надлежащего финансирования образовательная организация, в частности МБОУ СОШ N 35, обязана устранить указанные выше нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском связано с обеспечением защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав несовершеннолетних детей, посещающих указанную школу, так как в случае не устранения выявленных нарушений закона может быть создана угроза жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушен образовательный процесс.
Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05.12.2018 исковые требования прокурора удовлетворены, суд решил: обязать Администрацию города нижний Тагил в срок до 11 февраля 2019 года обеспечить финансирование проведения в здании МБОУ СОШ N 35, расположенного по адресу: <...>, мероприятий для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: по переоснащению автоматической пожарной сигнализации с выполнением работ по замене шлейфов системы автоматической пожарной сигнализации кабелями и проводами соответствующего вида исполнения, отвечающего требованиям
п. 4.8. и
4.9. СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты, электрооборудование. Требования пожарной безопасности", и указанным в них ГОСТам; и по установке дополнительных речевых оповещателей на первом этаже здания школы (в спортзале и кабинетах администрации школы) с целью соблюдения положений
ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об уровне громкости, формируемого установленными оповещателями выше допустимого уровня шума.
Также суд обязал муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа N 35 с углубленным изучением отдельных предметов, - в срок до 11 мая 2019 года за счет выделенных Администрацией города Нижний Тагил средств в здании МБОУ СОШ N 35, расположенном по адресу: <...>, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: произвести работы по переоснащению автоматической пожарной сигнализации с выполнением замены шлейфов системы автоматической пожарной сигнализации кабелями и проводами соответствующего вида исполнения, отвечающего требованиям п.
п. 4.8. и
4.9. СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты, электрооборудование. Требования пожарной безопасности", и указанным в них ГОСТам; и произвести работы по установке дополнительных речевых оповещателей на первом этаже здания школы (в спортзале и кабинетах администрации школы) с целью соблюдения положений
ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" об уровне громкости, формируемого установленными оповещателями выше допустимого уровня шума.
С таким решением не согласилась Администрация города Нижний Тагил.
Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает на то, что полномочия распорядителя средств местного бюджета в данном случае осуществляет Управление образования Администрации города Нижний Тагил. Именно оно должно обеспечить своевременное финансирование подведомственного учреждения для проведения вышеуказанных мероприятий. Поэтому Администрация просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в материалах дела имеются сведения о заблаговременном их извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы: информация 21.02.2019 размещена на сайте областного суда www.oblsud.svd.sudrf.ru (раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения"). С учетом изложенного, руководствуясь
ч. 2.1. ст. 113,
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор, суд правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Дзержинского района г. Нижнего Тагила на основании распоряжения прокуратуры Свердловской области N 80/21р от 11 августа 2017 года проведены надзорные мероприятия по соблюдению законодательства при подготовке школ к 2018 - 2019 учебному году, в том числе законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ N 35.
В ходе проведенного обследования 28 августа 2018 года совместно со специалистом ОНД и ПР г. Нижний Тагил и ГГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области выявлены нарушения требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ,
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, а также
Свода правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", а именно:
- не проведено переоснащение установок автоматической пожарной сигнализации, (срок годности которой истек), шлейфы системы автоматической пожарной сигнализации не выполнены огнестойкими проводами, в нарушение
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.8,
п. 4.9 Свод правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности",
п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- в спортзале, в кабинетах администрации школы на первом этаже здания, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, не выше допустимого уровня шума, требуется дополнительная установка речевых оповещателей, в соответствии со
ст. 84 п. 4 Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
По результатам проверки составлен акт N 1285-2-29-10 от 30 августа 2018 года, подписанный заместителем начальника ОНД и ПР города нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области А.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре в здании МБОУ СОШ N 35 по ул. Патона, 7 в г. Нижний Тагил были смонтированы в 2005 году.
Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1028-ст "Об утверждении национального стандарта" был утвержден
ГОСТ Р 53325-2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний". В данном
ГОСТе указан минимальный срок службы оборудования 10 лет.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве специалиста - заместитель начальника ОНД и ПР города нижний Тагил и Горноуральского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области А. пояснил, что система установки автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре МАОУ СОШ N 35 требует замены в силу прямого указания закона, поскольку истек предельный срок (срок службы) указанной системы; ее состояние не отвечает действующим требованиям нормативных документов.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями вышеприведенных нормативных актов, установив, что срок эксплуатации системы установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МБОУ СОШ N 35 закончился еще в 2015 году; доказательств осуществления ремонта и приведения всей системы АПС в здании школы в соответствии с вышеприведенными требованиями, в том числе в части выявленных нарушений, фактически установленной в 2005 году, ответчиком не представлено; с учетом того, что здание школы является зданием с массовым скоплением людей, социально значимым объектом, а также с учетом влияния выявленных нарушений на безопасность неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара, в том числе, с преобладанием детей, пришел к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со
ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что бездействие ответчика создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в образовательном учреждении, с учетом пояснений специалиста в области пожарного контроля, а также отсутствия фактических действий со стороны ответчика, суд посчитал возможным установить следующие сроки для устранения нарушений требований пожарной безопасности: для администрации города - 11.02.2019 и для МБОУ СОШ N 35 - 11.05.2019, полагая их разумными и достаточными, а именно - месяц с момента вступления в законную силу решения суда с учетом праздничных дней для утверждения осуществления финансирования и три месяца для составления проекта и проведения работ.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в указанной части, судебная коллегия признает несостоятельными, так как они являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Указание автора жалобы на то, что Администрация города Каменска-Уральского является по данному делу ненадлежащим ответчиком, не может повлечь отмену решения, так как основано на ошибочном толковании норм права.
В силу
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ N 35 с углубленным изучением отдельных предметов является некоммерческой организацией и создано для оказания муниципальной услуги в сфере образования. Собственником имущества и учредителем Учреждения является муниципальное образование город Нижний Тагил, а Управление образование Администрации города выполняет функции учредителя от имени Администрации города Нижний Тагил.
Согласно
п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с
п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Исходя из положений ст. 53 Устава города Нижний Тагил, утвержденного на основании решения Нижнетагильской городской думы N 80 от 24 ноября 2005 года, муниципальное образование может создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация города осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений, если иное не установлено федеральными законами. При этом, согласно положениям ст. ст. 28, 29 Устава Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 5 Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответственность в сфере соблюдения норм пожарного законодательства несут собственник имущества и руководитель школы. Именно на Администрацию города Нижний Тагил должна быть возложена обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании МБОУ СОШ N 35 как на собственника имущества, несмотря на то, что свои функции Учредителя Администрация осуществляет через Управление образования.
Доводы представителя Администрации города о необходимости привлечения Управления образования обоснованно отклонены судом, поскольку непосредственно у собственника возникает обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности в здании школы, а осуществление любых действий, в том числе и в сфере финансирования данных мероприятий, собственник может осуществлять через назначенные им органы - через Управление образования Администрации города, которые самостоятельной отдельной ответственностью не обладают, действуют согласно п. 1.3 Устава от имени Администрации города.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также исходя из фактических обстоятельств дела, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с
ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
определила:
решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
М.Н.БЕЛЯЕВА
Л.М.ЗВЯГИНЦЕВА