Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2018 по делу N 33а-5444/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Обстоятельства: Истец считает предписание незаконным ввиду отсутствия оснований и нарушения процедуры его выдачи - вне рамок проведения проверки, предписание выдано по истечении пожароопасного сезона, что также свидетельствует об отсутствии оснований для его выдачи.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2018 по делу N 33а-5444/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Обстоятельства: Истец считает предписание незаконным ввиду отсутствия оснований и нарушения процедуры его выдачи - вне рамок проведения проверки, предписание выдано по истечении пожароопасного сезона, что также свидетельствует об отсутствии оснований для его выдачи.
Решение: Требование удовлетворено.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. по делу N 33а-5444/2018
Судья: Ефремова И.Б.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Волкова А.Е.
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры на решение Нефтеюганского районного суда ХМАО - Югры от 12 апреля 2018 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры о признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, которым суд постановил:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" удовлетворить.
Признать незаконными и отменить предписание Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры N 09-1481/2017 от 22 декабря 2017 года.
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" в возмещение понесенных судебных расходов денежные средства в сумме 2 000 (Две тысячи) рублей",
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы и полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО РН-ЮНГ") обратилось в суд с требованиями признать незаконным и отменить предписание Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (далее - Природнадзора Югры) N 09-1481/2017 от 22 декабря 2017 года, которым Общество обязано в срок до 01 июня 2018 года освободить от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов) участок лесного фонда, расположенный в выделе 51, 52 квартала 179 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество (в районе кустовой площадки N 96, Мамонтовского месторождения нефти, географические координаты: WGS-84 60°39'47,3" с.ш. 72°56'15,2" в.д.). Полагало предписание незаконным ввиду отсутствия оснований и нарушения процедуры его выдачи - вне рамок проведения проверки, предусмотренной Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Также просило учесть, что предписание выдано по истечении пожароопасного сезона, что также свидетельствует об отсутствии оснований для его выдачи.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, Государственный инспектор Природнадзора Югры П., в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда административный ответчик не согласился, в апелляционной жалобе Природнадзор Югры просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения
статьи 96 Лесного кодекса РФ, пункты 5.6.1, 5.6.3 Положения о Природнадзоре Югры,
пункты 8,
12 Положения об осуществлении федерального государственного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, указывает на наличие у Природнадзора Югры полномочий на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства при проведении федерального государственного лесного надзора в форме патрулирования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Природнадзора Югры не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, просил рассмотреть дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что 12 сентября 2017 в результате патрулирования лесного участка, расположенного в выделах 51,52 квартала 179 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества ТО Нефтеюганского лесничества года выявлено размещение горючих веществ нефти и нефтепродуктов (в районе кустовой площадки N 96 Мамонтовского месторождения нефти), вышеназванное нарушение оформлено актом.
По указанному факту административный истец признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Также 22 декабря 2017 года Природнадзором Югры вынесено предписание N 09-1481/2017, которым Общество обязано в срок до 01 июня 2018 года освободить от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов) участок лесного фонда, расположенный в выделе 51, 52 квартала 179 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества ТО-Нефтеюганское лесничество (в районе кустовой площадки N 96, Мамонтовского месторождения нефти, географические координаты: WGS-84 60°39'47,3" с.ш. 72° 56' 15,2" в.д.).
Полагая, что предписание Природнадзора Югры вынесено с нарушением закона, ООО "РН-Юганскнефтегаз" обратилось с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, поскольку в нарушение требований Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оно выдано без проведения соответствующей проверки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В силу
статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в соответствии с
ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), то есть в данном случае на административного ответчика.
Полномочия Природнадзора Югры по осуществлению на землях лесного фонда в ХМАО - Югре федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) предусмотрены
п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ,
пунктами 3,
4,
8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, пунктами 1, 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры.
Пунктами 8,
9 приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" предусмотрено, что предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Лесным
кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее - лесное законодательство).
При этом федеральный государственный лесной надзор включает в себя деятельность уполномоченных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства, и деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Формы мероприятий по контролю в лесах установлены
постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, а также
приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)". К ним относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).
Согласно пункту 5.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, Природнадзор Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством РФ порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности.
В силу
пункта 12 постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства РФ об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального
закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со
статьями 9 -
13 и
14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
По смыслу
постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)",
приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Результатом патрулирования является фиксация фактов нарушений установленных норм и правил содержания объектов.
То есть в данном случае, такая форма контроля как патрулирование фактически тождественна формам контроля в виде плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, которые все нормативно объединены в одну группу - "мероприятия по контролю".
При этом обнаруженные в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу
части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются основанием для назначения внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями данного Федерального
закона.
Как усматривается из материалов административного дела, Природнадзором Югры в отношении Общества были проведены мероприятия по контролю в лесах в форме патрулирования, по завершению которых и были выданы оспариваемые предписания.
Полномочия на выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства предоставлено Природнадзору Югры
пп. "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394,
приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233, приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", пунктом 6.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры.
Общий порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля".
Согласно приведенным нормам права, предписание об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства может быть выдано только по результатам проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, непосредственно после ее завершения. В рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, таких как плановые (рейдовые) осмотры (обследования), патрулирование, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, предписания не выдаются и возможность их выдачи без проведения соответствующей проверки, законодательно не закреплена.
Обстоятельств, которые в соответствии с Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля" исключают проведение проверки по общим правилам, в данном случае не имелось.
Оценив доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в нарушение требований
пункта 12 постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" и приказа Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп при выявлении нарушений законодательства в результате проведенных мероприятий по контролю, проверка Общества в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не проводилась.
Подобные нарушения со стороны государственного органа являются грубыми нарушениями требований действующего законодательства, поэтому оспариваемое предписание ввиду существенных нарушений процедуры его выдачи, подлежит признанию незаконным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих данные правоотношения.
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда ХМАО - Югры от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.Е.ВОЛКОВ
Судьи
Т.В.ПОГОРЕЛЬЦЕВА
М.Г.СТЕПАНОВА