Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.01.2019 по делу N 33а-593/2019
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что оспариваемое предписание выдано ответчиком по результатам мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, а не по результатам проверки, как того требует закон.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.01.2019 по делу N 33а-593/2019
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что оспариваемое предписание выдано ответчиком по результатам мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, а не по результатам проверки, как того требует закон.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2019 г. по делу N 33а-593/2019
Судья: Мельников И.В.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "РН - Юганскнефтегаз" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, государственному инспектору ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды К.Е. о признании незаконным предписания (номер) - 5 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды,
по апелляционной жалобе представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры на решение Нефтеюганского районного суда (адрес) - Югры от (дата), которым суд постановил:
"Административный иск ООО "РН - Юганскнефтегаз" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры о признании незаконным предписания (номер) - 5 от (дата) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворить.
Признать незаконным предписание Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от (дата) (номер).
Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры отменить предписание государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры К.Е. об устранении нарушений природоохранного законодательства от (дата) (номер).
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в пользу ООО "РН - Юганскнефтегаз" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей".
Выслушав объяснения представителя ООО "РН - Юганскнефтегаз" Д., представителя Природнадзора Югры Н., заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия
установила:
ООО "РН - Юганскнефтегаз" обратилось в суд с административным иском к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, государственному инспектору ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды К.Е. о признании незаконным и отмене предписания от (дата) (номер) - 5, которым на Общество возложена обязанность в срок до (дата) освободить от горючих материалов (нефти) территорию лесного участка выдела 29, 92, 97 квартал 137 Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище; ликвидировать загрязнение горючими веществами (нефтью); не допускать хранение нефти в открытых емкостях. В обоснование требований указало, что оспариваемое предписание было выдано контрольным органом по результатам мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, а не по результатам проверки, как того требует закон. В период с (дата) по (дата) в отношении Общества проводилась проверка ранее выданных предписаний, по результатам которой был составлен акт проверки (номер) от (дата). Предписания по результатам проверки Обществу не выдавались. Кроме того, ответчик не доказал, что обнаруженная на земельном участке нефтесодержащая жидкость является горючим веществом. Помимо этого, полагает оспариваемое предписание неисполнимым, так как в нем отсутствуют сведения, позволяющие достоверно определить индивидуальные характеристики загрязненного участка: координаты загрязненного участка, площадь загрязнения. Просит признать незаконным и отменить предписание Природнадзора Югры от (дата) (номер) - 5.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе представитель Природнадзора Югры просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии доказательств нахождения на лесном участке горючих веществ в связи с давностью отбора соответствующих проб и изменением климатических, метеорологических и иных условий и факторов объективного характера. Факт загрязнения лесного участка горючими веществами был выявлен административным органом (дата), тогда же были отобраны образцы почв. Анализ образцов показал превышение нефтепродуктов в почве в 58.44 раза. В соответствии с действующими ГОСТами и методическими рекомендациями по контролю загрязнения почв, нефть относится к горючим веществам. С момента обнаружения горючих веществ на лесном участке до настоящего времени участок от горючих веществ истец не освободил.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "РН - Юганскнефтегаз" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Природнадзора Югры, Н. на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "РН - Юганскнефтегаз", Д. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Природнадзора Югры без удовлетворения, полагая ее доводы незаконными и необоснованными.
Административный ответчик государственный инспектор ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды К.Е. извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Югры от 22.03.2018 N 17-нп "Об установлении пожароопасного сезона 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" с (дата) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлен пожароопасный сезон.
На основании распоряжения заместителя руководителя Природнадзора Югры от (дата) (номер) в период с (дата) по (дата) в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения, помимо прочего, ранее выданного предписания (номер) - 4 от (дата), которым на Общество была возложена обязанность в срок до (дата) освободить от горючих материалов (нефти) территорию лесного участка выдела 29, 92, 97 квартал 137 Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище; произвести сбор горючих веществ (нефти).
Из акта проверки (номер) от (дата) следует, что требования ранее выданного предписания (номер) - 4 от (дата) Общество не исполнило, так как территорию земель лесного фонда Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел <данные изъяты> от горючих веществ (нефти) не освободило.
В целях устранения выявленного нарушения Службой выдано предписание от (дата) (номер), в соответствии с которым Обществу надлежит в срок до (дата) освободить от горючих материалов (нефти) территорию лесного участка выдела 29, 92, 97 квартал 137 Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище; ликвидировать загрязнение горючими веществами (нефтью); не допускать хранение нефти в открытых емкостях и котлованах.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая дело по существу, и удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанций пришел к выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания в связи с недоказанностью нарушения Обществом правил пожарной безопасности в лесах.
Выводы суда судебная коллегия считает ошибочными, не основанными на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Полномочия Природнадзора Югры по осуществлению на землях лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) предусмотрены п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, пунктами 1, 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Пунктами 8, 9 приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" предусмотрено, что предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - лесное законодательство).
Согласно п. 5.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подп. "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394, Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24.12.2011 N 7-нп "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", п. 6.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Природнадзор Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством Российской Федерации порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности, выдавать юридическим лицам обязательные для исполнения предписания.
В силу п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В силу п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417) полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 417 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Приходя к выводу о неисполнении Обществом ранее выданного предписания об освобождении территории лесного участка от горючих материалов (нефти) Природнадзор Югры исходил из материалов фиксации факта загрязнения лесного участка нефтью от (дата), согласно которым в указанную дату на лесном участке Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел <данные изъяты>, одновременно являющимся территорией Приразломного месторождения нефти ООО "РН- Юганскнефтегаз", вдоль промысловой дороги, ведущей на кусты <данные изъяты> в 160 метрах от поворота на куст <данные изъяты> должностными лицами Природнадзора Югры на поверхности почвы, между лесными насаждениями обнаружены следы нефти и характерный запах нефтепродуктов; установлено, что границы разлива нефти ограничены обваловкой со стороны леса, со стороны промысловой дороги прокопана траншея, в которой находится нефть; загрязнения зафиксированы на фотоаппарат; специалистом Филиала ФБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО - Югре отобраны пробы почв; составлен соответствующий акт; получено заключение о том, что в образце почв с загрязненного участка визуально отмечается маслянистая жидкость, имеется характерный нефтяной запах, по результатам анализа проб выявлено превышение содержания нефтепродуктов в 58 раз по сравнению с незагрязненным участком; ранее выданных Обществу предписаний об освобождении территории земель лесного фонда Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел <данные изъяты> от горючих веществ (нефти) от (дата), (дата), (дата), (дата) и соответствующих актов проверок; фототаблицы лесного участка, составленной во время его обследования в рамках проводимой проверки в мае 2018 года.
Выводы суда о том, что Природнадзор Югры не доказал факт горючести веществ и материалов, находящихся на лесном участке, так как с момента с момента разлива нефтяной эмульсии по день рассмотрения спора прошло полтора года, на дату отбора проб прошло пять месяцев, и с учетом изменения климатических, метеорологических и иных условий и факторов объективного характера наличие горючих веществ на лесном участке должно быть установлено экспертизой, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Из материалов дела следует, подтверждается актом расследования инцидента и приложениями к нему, что (дата) на нефтесборном трубопроводе "т.вр.18 - т.вр.19" Приразломного месторождения, предназначенного для транспортировки газоводонефтяной эмульсии произошел порыв, в результате которого в окружающую среду излилось 0,794 кв. м данной жидкости с прямыми потерями нефти 0,277 тонн.
Таким образом, административный истец самостоятельно определил вид разлитого на лесной участок вещества как нефть.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", нарушение которого вменяется истцу, прямо относит нефть к горючим веществам.
Следовательно, факт нахождения горючих материалов (нефти) на лесном участке вдоль трубопровода в период пожароопасного сезона является установленным.
Доводы истца о необходимости многократного повторного лабораторного установления нахождения нефти на лесном участке при производстве каждой проверки по исполнению предписания также являются необоснованными, так как факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания об освобождении территории земель лесного фонда Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел 29, 92, 97 квартал 137 от горючих веществ (нефти) подтверждается фототаблицей, составленной должностным лицом Природнадзора Югры непосредственно на месте порыва трубопровода при проведении проверки в мае 2018 года, из которой видно, что и в настоящее время лесной участок покрыт маслянистой жидкостью черного цвета.
Доказательств, опровергающих выводы ответчика, в том числе и подтверждающих самопроизвольное исчезновение нефти с лесного участка с течением времени, или под воздействием природных, климатических, метеорологических и иных факторов, административный истец не представил.
Доводы административного истца о нарушении Службой порядка выдачи оспариваемого предписания в связи с тем, что оно было выдано контрольным органом по результатам мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, а не по результатам проверки, как того требует ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" также являются необоснованными, так как оспариваемое предписание было выдано Обществу на основании акта проверки N 01-67/2018 от 22 мая 2018 года, что подтверждается материалами дела. Ошибочное указание наименования мероприятия по контролю в лесах как "патрулирование" в оспариваемом предписании является опиской, и о нарушении Службой порядка выдачи предписания не свидетельствует.
Доводы административного истца о неисполнимости предписания в связи с отсутствием в нем сведений, позволяющих достоверно определить индивидуальные характеристики загрязненного участка: его координаты и площадь загрязнения, также являются необоснованными, так как наименование лесного участка указано в самом предписании - Нефтеюганский территориальный отдел - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел 29, 92, 97 квартал 137, а место расположения лесного участка идентично месту инцидента, произошедшего 23 декабря 2016 года на нефтесборном трубопроводе Приразломного месторождения. Кроме того, осмотр лесного участка, в отношении которого необходимо произвести работы по ликвидации горючих веществ, производился в присутствии должностного лица Общества Ф., что подтверждается актом проверки от 22 мая 2018 года.
При изложенных обстоятельствах у Общества, эксплуатирующего нефтепромысловый объект на территории Нефтеюганского территориального отдела - лесничества Лемпинское участковое лесничество Лемпинское урочище выдел 29, 92, 97 квартал 137, имеется обязанность по недопущению в период пожароопасного сезона нахождения на территории лесного массива горючих веществ.
Поскольку выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам административного дела и нормам действующего законодательства, решение подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с вынесением нового решения об отказе ООО "РН - Юганскнефтегаз" в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 27 июня 2018 года отменить, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных требований ООО "РН - Юганскнефтегаз" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, государственному инспектору ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды К.Е. о признании незаконным предписания (номер) - 5 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, отказать.
Председательствующий
А.Е.ВОЛКОВ
Судьи коллегии
Т.В.ПОГОРЕЛЬЦЕВА
М.Г.СТЕПАНОВА