Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2018 по делу N 33а-6870/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием учреждению предложено устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2018 по делу N 33а-6870/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием учреждению предложено устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2018 г. по делу N 33а-6870/2018
Судья: Черкашин В.В.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.,
судей Симоновича В.Г. и Погорельцевой Т.В.,
при секретаре К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Автономного учреждения ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" к старшему дознавателю отделения дознания отдела надзорной и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Т., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным в части предписания (номер) от (дата) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе должностного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 июня 2018 года, которым суд постановил:
"Административное исковое заявление Автономного учреждения ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" удовлетворить.
Признать незаконным предписание (номер) от (дата) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в части абзацев 2, 3, 4:
ширина запасного эвакуационного выхода с первого этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 84 см);
ширина запасного эвакуационного выхода со второго этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 80 см);
ширина запасного эвакуационного выхода с третьего этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 77 см).
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отменить предписание (номер) от (дата) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в части абзацев 2, 3, 4:
ширина запасного эвакуационного выхода с первого этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 84 см);
ширина запасного эвакуационного выхода со второго этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 80 см);
ширина запасного эвакуационного выхода с третьего этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 77 см)".
Выслушав объяснения представителей административного истца К.О., Тристана Д.А., административного ответчика Т., заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия
установила:
Автономное учреждение ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" обратилось в суд с административным иском к старшему дознавателю отделения дознания отдела надзорной и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Т., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным в части предписания (номер) от (дата), которым на Учреждение возложена обязанность в срок до (дата) устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в части приведения в соответствие с требованиями
п. 6.1.11 СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты "Эвакуационные пути и выходы", установленных в соответствии со ст. 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ширины запасных эвакуационных выходов из кинотеатра. С указанным предписанием Учреждение не согласно, так как в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования
СП 1.13130.2009 не применяются в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона. В отношении таких объектов защиты применяются ранее действующие требования. Здание АУ ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" было введено в эксплуатацию в (дата) году. Здание состоит из трех этажей с техподпольем и чердаком. На каждом этаже расположен один кинозал: на первом этаже в 25 зрительных мест, на втором этаже 43 зрительных места, на третьем этаже - 42 зрительных места. В соответствии с Заключением (номер) государственного пожарного надзора проектная документация на строительство Инженерного корпуса по киновидеообслуживанию соответствует СНиП 2.0102-85 Противопожарные нормы. Согласно Заключению (номер) о противопожарном состоянии завершенного строительством объекта, выданным 75 Пожарной частью УВД ХМАО - Югры Тюменской области Управления Государственной Противопожарной службы, здание принято к эксплуатации.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе должностное лицо Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование требований указывает, что заключения, выданные при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта защиты, на которые сослался суд, не содержат сведений о функциональном назначении и статусе объекта защиты, то есть строился ли этот объект как кинотеатр, предусматривающий нахождение на объекте более 50 человек или строился как инженерный корпус по киновидеообслуживанию, предусматривающий нахождение на объекте менее 50 человек. Также указал, что содержание предписания соответствует требованиям п. 96 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указание в предписании сведений о предлагаемых мероприятиях по устранению нарушений законом не предусмотрено.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик старший дознаватель отделения дознания отдела надзорной и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Т. доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца Автономного учреждения ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" К.О. и Тристан Д.А. с апелляционной жалобой не согласились, считая ее доводы необоснованными и незаконными.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 (далее - Административный регламент), органы государственного пожарного надзора и должностные лица указанных органов в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции; граждан.
В соответствии с положениями
пункта 8 Административного регламента должностные лица органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Из материалов дела следует, что административный истец владеет на праве оперативного управления недвижимым имуществом - инженерным корпусом киновидеообслуживания, назначение: нежилое, культурно - зрелищного назначения, трехэтажным, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенным в (адрес).
На основании распоряжения (номер) от (дата) начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО - Югре (дата) в здании инженерного корпуса по киновидеообслуживанию старшим дознавателем ОД ОНДиПР по городу Ханты-Мансийску и Ханты - Мансийскому району Т. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой (дата) Автономному учреждению ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" было выдано предписание (номер), в соответствии с которым на Учреждение была возложена обязанность в срок до (дата) устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и привести в соответствие с требованиями
п. 6.1.11 СП 1.13130.2009 Свод правил системы противопожарной защиты "Эвакуационные пути и выходы", ст. 89 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ширину запасных эвакуационных выходов из кинотеатра, так как ширина запасного эвакуационного выхода с первого этажа, ведущего непосредственно наружу составляет менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 84 см) - пункт 2 Предписания; ширина запасного эвакуационного выхода со второго этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 80 см) - пункт 3 Предписания; ширина запасного эвакуационного выхода с третьего этажа, ведущего непосредственно наружу менее 1,2 метра (фактическая ширина выхода 77 см) - пункт 4 Предписания.
В соответствии со
статьей 37 Закона "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения был принят Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно
части 2 статьи 1 указанного Федерального закона требования об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1), то есть в течение всего жизненного цикла здания или сооружения от инженерных изысканий, проектирования, строительства (в том числе консервации), эксплуатации (в том числе в период текущих ремонтов), реконструкции, капитального ремонта, до сноса здания или сооружения.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (часть 3 данной статьи).
Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены в
статье 6 Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", из
пункта 2 части 1 которой следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам установлены
Законом N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
статья 89 которого определяет, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В силу
части 8 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 171 с 1 мая 2009 года утвержден и введен в действие
Свод правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", разработанный в соответствии со ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливающий требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Данный свод правил применяется как при проектировании зданий, так и при их эксплуатации.
В соответствии с
п. 6.1.11 Свода правил СП 1.13130.2009 ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек.
Из материалов дела следует и признано представителями административного истца, что здание Инженерного корпуса видеообслуживания используется АУ ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" в качестве кинотеатра для демонстрации гражданам киновидеопродукции. Здание состоит из трех этажей с техподпольем и чердаком. На каждом этаже здания расположен один кинозал: на первом этаже на 25 зрительных мест, на втором этаже на 43 зрительных места, на третьем этаже на 42 зрительных места.
Таким образом, максимально возможное число эвакуируемых через эвакуационные выходы людей в здании Инженерного корпуса видеообслуживания превышает 50 человек.
В судебном заседании установлено и признано сторонами, что ширина запасного эвакуационного выхода с первого этажа Инженерного корпуса видеообслуживания, ведущего непосредственно наружу составляет 0,84 м; ширина запасного эвакуационного выхода со второго этажа, ведущего непосредственно наружу, составляет 0,80 м; ширина запасного эвакуационного выхода с третьего этажа, ведущего непосредственно наружу, составляет 0,77 м.
Таким образом, ширина запасных эвакуационных выходов из здания Инженерного корпуса видеообслуживания не соответствует требованиям
п. 6.1.11 Свода правил СП 1.13130.2009, поскольку составляет менее 1,2 м.
Доводы административного истца о том, что требования
Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" не могут быть применены к зданию Инженерного корпуса видеообслуживания, введенному в эксплуатацию до принятия этого Свода правил судебной коллегией отклоняются.
В силу
ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования.
Согласно
пункту 39 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Нормы и правила
СП 1.13130.2009 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, и поскольку в рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, а сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, то применению подлежат, в том числе, и нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки.
Кроме того, необходимо учитывать, что и ранее существующие
СНиП 21-01-97*, действующие на момент проектирования, строительства, введения в эксплуатацию и эксплуатации здания Инженерного корпуса видеообслуживания, содержали аналогичные требования к ширине эвакуационных выходов.
Так, в соответствии с
п. 5.21 СНиП 21-01-97* здание Инженерного корпуса видеообслуживания по функциональной пожарной безопасности (исходя из способа использования здания и от того, в какой мере безопасность людей в нем в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества), относится к классу Ф 2.1 "Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях".
Пункт 6.16 СНиП 21-01-97* определяет, что ширина эвакуационных выходов должна быть:
1) не менее 1.2 метров
- из помещения класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек;
- из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности (за исключением класса Ф1.3) при числе эвакуирующихся более 50 человек.
2) 0,8 метров - во всех остальных случаях.
Таким образом, поскольку ранее действовавшие
СНиП 21-01-97* предусматривали требования аналогичные приведенным в пунктах 2, 3, 4 предписания, то нельзя прийти к выводу, что административным ответчиком предъявляются к истцу завышенные требования, противоречащие положениям Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федерального
закона "О техническом регулировании".
Ссылка административного истца в обоснование соблюдения требований пожарной безопасности на Заключение (номер) Государственного пожарного надзора по результатам рассмотрения проектной документации от (дата) и Заключение (номер) о противопожарном состоянии завершенного строительством объекта, выданное 75 Пожарной частью Управления Государственной Противопожарной службой УВД ХМАО - Югры Тюменской области не может быть признана обоснованной, так как наличие нарушений в части ширины эвакуационных выходов они не опровергают.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт нарушения требований противопожарной безопасности является установленным, а эксплуатация объекта защиты приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, судебная коллегия считает, что основания для удовлетворения административных исковых требований АУ ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" отсутствуют.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке согласно
пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу
пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, то решение по делу подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь
статьями 307 -
311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 25 июня 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Автономного учреждения ХМАО - Югры "Югорский кинопрокат" к старшему дознавателю отделения дознания отдела надзорной и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по ХМАО - Югре Т., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным в части предписания (номер) от (дата) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности - отказать.
Председательствующий
А.Е.ВОЛКОВ
Судьи
Т.В.ПОГОРЕЛЬЦЕВА
В.Г.СИМОНОВИЧ