Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2018 по делу N 33а-5442/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Обстоятельства: Истец полагает, что предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства является незаконным.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2018 по делу N 33а-5442/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Обстоятельства: Истец полагает, что предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства является незаконным.
Решение: Требование удовлетворено.

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. по делу N 33а-5442/2018
Судья: Фоменко И.И.
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Волкова А.Е.
судей Погорельцевой Т.В. и Степановой М.Г.
при секретаре К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры на решение Нефтеюганского районного суда ХМАО - Югры от 25 апреля 2018 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры о признании незаконным предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, которым суд постановил:
"Административные исковые заявления ООО "РН-Юганскнефтегаз" удовлетворить.
Признать незаконными предписания государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Ю. Анваровны об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности (номер) от (дата) и (номер) от (дата).
Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить предписания государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды Нефтеюганского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Ю. Анваровны об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности (номер) от (дата) и (номер) от (дата).
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" в возмещение расходов по уплате госпошлины <данные изъяты>) рублей",
Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" А., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО РН-ЮНГ") обратилось в суд с вышеуказанным административным иском с требованиями признать незаконными и отменить предписания Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры (далее Природнадзора Югры) N 09-773-1/2017 и N 09-775-1/2017 от 22 декабря 2017 года, которыми административный ответчик обязал Общество в срок до 01 июня 2018 года освободить от горючих веществ участки лесного фонда ТО-Нефтеюганское лесничество в выделах 9, 15, 32, 51, 53, 58 квартала 179 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества в районе куста 96 Мамонтовского месторождения нефти. Также административный истец просит взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины. Заявленные требования мотивирует тем, что оспариваемые предписания выданы в рамках возбужденных административных дел по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, при этом, возможность выдачи предписаний при рассмотрении дел об административных правонарушениях законом не предусмотрена. Также Общество считает предписания незаконными ввиду отсутствия оснований и нарушения процедуры их выдачи - вне рамок проведения проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Просит учесть, что предписание выдано по истечении пожароопасного сезона, что, по мнению административного истца, также свидетельствует об отсутствии оснований для его выдачи.
Административные ответчики Природнадзор Югры и государственный инспектор К.А. в письменных возражениях просили отказать в удовлетворении требований Общества о признании оспариваемых предписаний незаконными.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда административный ответчик не согласился, в апелляционной жалобе Природнадзор Югры просит его отменить как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения статьи 96 Лесного кодекса РФ, пункты 5.6.1, 5.6.3 Положения о Природнадзоре Югры, пункты 8, 12 Положения об осуществлении федерального государственного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, указывает на наличие у Природнадзора Югры полномочий на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства при проведении федерального государственного лесного надзора в форме патрулирования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Природнадзора Югры не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения Природнадзора Югры от 08 июня 2017 года N 09-192/2017 и задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах ТО-Нефтеюганское лесничество, в результате которых составлен Акт N 09-192/2017 о выявлении нарушений Обществом правил пожарной безопасности в лесах, а именно: размещения горючих веществ на лесном участке - нефти и нефтепродуктов, а также нефтезагрязнение лесных участков в выделах 9, 15, 32, 51, 53, 58 квартала 179 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества в районе куста 96 Мамонтовского месторождения нефти.
Факт размещения горючих веществ на указанных лесных участках подтверждается Актами отбора почв от 08 июня 2017 года, протоколами КХА почв от 19 сентября 2017 года N 174-3, N 175-3, N 176-3 и N 177-3, а также заключением Сургутского отдела филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО - Югре от 23 июня 2017 года.
Выявив указанные нарушения, административным ответчиком составлены протоколы об административных правонарушениях N 09-773-1/2017 и N 09-775-1/2017 от 13 июля 2017 года, на основании которых 27 июля 2017 года Общество привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Кроме того, государственным инспектором Природнадзора Югры К.А. Обществу выписаны предписания N 09-773-1/2017 и N 09-775-1/2017 от 22 декабря 2017 года об устранении в срок до 01 июня 2018 года вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности в лесах, путем освобождения лесного участка от горючих веществ (нефти и нефтепродуктов).
Полагая, что вышеуказанные предписания Природнадзора Югры являются незаконными, Общество в порядке ст. 218 КАС РФ обратилось с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых предписаний, поскольку в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", они выданы без проведения соответствующей проверки.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), то есть в данном случае на административного ответчика.
Полномочия Природнадзора Югры по осуществлению на землях лесного фонда в ХМАО - Югре федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) предусмотрены п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, пунктами 3, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, пунктами 1, 5.3.3 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры.
Пунктами 8, 9 приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" предусмотрено, что предметом федерального государственного лесного надзора является проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами или их уполномоченными представителями требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Лесным кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее - лесное законодательство).
При этом федеральный государственный лесной надзор включает в себя деятельность уполномоченных органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований лесного законодательства, и деятельность уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Формы мероприятий по контролю в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, а также приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)". К ним относятся: проведение плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведение мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах).
Согласно пункту 5.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры, Природнадзор Югры в целях исполнения функций по лесному надзору вправе проводить плановые и внеплановые проверки в установленном законодательством РФ порядке, мероприятия по контролю (плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования) в установленной сфере деятельности.
В силу пункта 12 постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства РФ об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии РФ и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.
Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
По смыслу постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", приказа Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233 патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется в форме визуального осмотра, который производится без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Результатом патрулирования является фиксация фактов нарушений установленных норм и правил содержания объектов.
То есть в данном случае, такая форма контроля как патрулирование фактически тождественна формам контроля в виде плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий, которые все нормативно объединены в одну группу - "мероприятия по контролю".
При этом обнаруженные в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются основанием для назначения внеплановой проверки, которая проводится в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Как усматривается из материалов административного дела, Природнадзором Югры в отношении Общества были проведены мероприятия по контролю в лесах в форме патрулирования, по завершению которых и были выданы оспариваемые предписания.
Полномочия на выдачу предписаний об устранении нарушений законодательства предоставлено Природнадзору Югры пп. "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, приказом Минприроды России от 12 апреля 2016 года N 233, приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору", пунктом 6.6 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры.
Общий порядок выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения контрольных мероприятий установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля".
Согласно приведенным нормам права, предписание об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства может быть выдано только по результатам проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, непосредственно после ее завершения. В рамках мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, таких как плановые (рейдовые) осмотры (обследования), патрулирование, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, предписания не выдаются и возможность их выдачи без проведения соответствующей проверки, законодательно не закреплена.
Обстоятельств, которые в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля" исключают проведение проверки по общим правилам, в данном случае не имелось.
Оценив доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в нарушение требований пункта 12 постановления Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" и приказа Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры от 24 декабря 2011 года N 7-нп при выявлении нарушений законодательства в результате проведенных мероприятий по контролю, проверка Общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не проводилась.
Подобные нарушения со стороны государственного органа являются грубыми нарушениями требований действующего законодательства, поэтому оспариваемое предписание ввиду существенных нарушений процедуры его выдачи, подлежит признанию незаконным.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих данные правоотношения.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда ХМАО - Югры от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.Е.ВОЛКОВ
Судьи
Т.В.ПОГОРЕЛЬЦЕВА
М.Г.СТЕПАНОВА