Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.11.2017 по делу N 33-3753/2017
Требование: О возложении обязанности организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в нарушение требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиками не принимаются меры к очистке и уборке отходов на земельном участке, что создает угрозу безопасности здоровья населения и среды обитания.
Решение: Требование частично удовлетворено.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 21.11.2017 по делу N 33-3753/2017
Требование: О возложении обязанности организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что в нарушение требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ответчиками не принимаются меры к очистке и уборке отходов на земельном участке, что создает угрозу безопасности здоровья населения и среды обитания.
Решение: Требование частично удовлетворено.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N 33-3753/2017
Судья: Огрызков Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Коуровой В.Е.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 ноября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", Администрации города Кургана о возложении обязанности
по апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора, апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 июля 2017 года, которым, с учетом определения об исправлении описки от 7 сентября 2017 года, постановлено:
иск Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", Администрации города Кургана о возложении обязанности - удовлетворить частично.
Обязать открытое акционерное общество "Российские железные дороги" организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса).
В удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности - отказать.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя ответчика открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по доверенности А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Курганского транспортного прокурора Конева А.Д., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД"), Администрации города Кургана о возложении обязанности организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указал, что 17 мая 2017 года в ходе проверки исполнения требований экологического законодательства Российской Федерации в деятельности Курганской дистанции пути - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" Курганской транспортной прокуратурой установлено, что на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса) находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. 13 июля 2017 года в ходе проведения повторной проверки с участием главного инженера Курганской дистанции пути и специалиста Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана также установлено наличие указанной несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной по данному адресу. В соответствии с договором от 11 сентября 2009 года N земельный участок с кадастровым номером N, местоположение которого установлено относительно ориентира - железнодорожные пути в полосе отвода, расположенного в границах участка, адрес ориентира: ст. Курган 2355 км 5 пк - 2364 км 7 пк, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, находится в аренде у ОАО "РЖД". Балансодержателем земельного участка с кадастровым номером N полосы отвода железной дороги является Курганская дистанция пути, земельный участок расположен в черте муниципального образования города Кургана. В нарушение требований действующего законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ОАО "РЖД", Администрацией города Кургана не принимаются меры к очистке и уборке отходов на указанном земельном участке, что создает угрозу безопасности здоровья населения и среды обитания. Просил возложить на ОАО "РЖД", Администрацию города Кургана обязанность организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса).
В судебном заседании представитель истца Курганского транспортного прокурора Конев А.Д. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" по доверенности К. в судебном заседании исковые требования не признал. Полагал, что проверка проведена прокурором с нарушением норм действующего законодательства без участия представителя ОАО "РЖД" и без привлечения государственного органа, осуществляющего непосредственный контроль и надзор по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уведомление о проведении проверки и акт по результатам проверки ОАО "РЖД" не направлялись. Полагал, что ОАО "РЖД" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку несанкционированная свалка обнаружена непосредственно около частного <адрес> в <адрес> и состоит из бытовых отходов, которые в результате производственной деятельности ОАО "РЖД" не образуются. Считал, что факт расположения свалки в полосе отвода железной дороги не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Б. в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что Администрация города Кургана является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в собственности Российской Федерации и на основании договора от 11 сентября 2009 года N предоставлен на праве аренды ОАО "РЖД". Свалка бытовых отходов расположена в полосе отвода железнодорожных путей, обязанность по благоустройству которой должна быть возложена на ОАО "РЖД".
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционном представлении Курганский транспортный прокурор просит решение суда изменить, принять по делу новое решение о возложении обязанности на ОАО "РЖД", Администрацию города Кургана организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса). Полагает необоснованными выводы суда о возложении на ОАО "РЖД" обязанности по организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей ст. Курган парк "З" 2357 км. пк. 9 нечетного пути (на расстоянии 3 метра от крайнего рельса) в районе железнодорожного переезда по <адрес>, поскольку в исковом заявлении и в описательной части решения суда содержатся требования о возложении обязанности организовать очистку несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной именно на земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса).
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "РЖД" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к ОАО "РЖД" отказать. Настаивает на том, что ОАО "РЖД" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку участие в организации деятельности по своевременному и надлежащему сбору и вывозу мусора на территории <адрес> относится к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем именно Администрация города Кургана является надлежащим ответчиком по делу. Вновь отмечает, что факт расположения несанкционированной свалки в полосе отвода железной дороги не имеет юридического значения, поскольку отходы данной свалки определены как бытовые, тогда как в результате производственной деятельности ОАО "РЖД" бытовые отходы не образуются. Полагает неверным вывод суда о том, что обязанность по ликвидации указанной несанкционированной свалки возникает у ОАО "РЖД" как арендатора на основании пункта 4.4.4 договора аренды от 11 сентября 2009 года N 45-09-53 и
пункта 3 приказа МПС от 15 мая 1999 года N 26Ц "Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода". Считает, что закрепленная в данных документах обязанность направлена на защиту окружающей среды от непосредственного негативного воздействия железной дороги (шпалы, нефтепродукты и т.д.). Полагает, что доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, материалы дела не содержат.
Представитель истца Курганского транспортного прокурора Конев А.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления в части возложения обязанности на ОАО "РЖД", относительно доводов апелляционной жалобы данного ответчика возражал.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" по доверенности А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления, жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для их удовлетворения и отмены либо изменения решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в
статье 42 Конституции Российской Федерации и
статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с
пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" на основании договора от 11 сентября 2009 года N является арендатором находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, по адресу - местоположение: установлено относительно ориентира железнодорожные пути в полосе отвода, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, направление: ст. Курган 2355 км 5пк - 2364 км 7 пк, для эксплуатации и обслуживания объектов железнодорожного транспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка N от 10 августа 2009 года, являющимся неотъемлемой частью договора, общей площадью 1979 737 кв. м.
В соответствии с пунктом 4.4.4 данного договора аренды в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов железнодорожного транспорта арендатор обязан соблюдать требования, предъявляемые к содержанию и использованию участка, а именно: соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных и иных правил и нормативов; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации порядок использования земельных участков полосы отвода железной дороги; содержать участок способами, которые не должны наносить ущерб участку как природному объекту.
В результате проверки соблюдения требований экологического законодательства в деятельности Курганской дистанции пути - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", проведенной Курганской транспортной прокуратурой 17 мая 2017 года, установлено, что на указанном земельном участке в полосе отвода железнодорожных путей вдоль пути северной вытяжки напротив жилого <адрес> в <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса) расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Наличие свалки твердых бытовых отходов на данном земельном участке также подтверждено актом повторной проверки от 13 июля 2017 года, проведенной Курганской транспортной прокуратурой с участием главного инженера Курганской дистанции пути - структурного подразделения Южно-Уральской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" и специалиста Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана.
Факт нахождения свалки на указанном истцом земельном участке именно в полосе отвода железной дороги представителем ОАО "РЖД" в судебном заседании не оспаривался.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на ОАО "РЖД" обязанности по принятию мер к ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, находящейся на земельном участке, расположенном в полосе отвода железной дороги вдоль пути северной вытяжки напротив жилого дома по адресу: <адрес> (3,5 метров от крайнего рельса).
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы ОАО "РЖД" о том, что организация деятельности по своевременному и надлежащему сбору и вывозу мусора на территории города Кургана относится к вопросам местного значения городского округа, суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для возложения такой обязанности на Администрацию города Кургана по следующим основаниям.
В соответствии с
пунктом 3 Приказа МПС Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26Ц "Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", содержание полосы отвода должно соответствовать земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно
статьям 34,
37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и руководители организаций должны соблюдать правила в области пожарной безопасности.
На основании
пункта 5.1 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ППБО-109-92, утвержденных МПС Российской Федерации 11 ноября 1992 года, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего мусора. Указанные материалы должны вывозиться с полосы отвода.
Нормами
статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и
пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в силу норм действующего законодательства полоса отвода железной дороги должна содержаться свободной от мусора, тогда как представленными в дело доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка, подтверждается неисполнение ОАО "РЖД" данной обязанности, суд первой инстанции обоснованно возложил такую обязанность на указанного ответчика, так как непринятие мер, направленных на обеспечение организации работ по ликвидации свалки бытовых отходов, создает реальные предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций и наступления негативных последствий.
Ссылки апелляционной жалобы ОАО "РЖД" на то, что факт расположения несанкционированной свалки в полосе отвода железной дороги не имеет юридического значения, поскольку отходы данной свалки определены как бытовые, тогда как в результате производственной деятельности ОАО "РЖД" бытовые отходы не образуются, являются несостоятельными, поскольку обязанность по содержанию полосы отвода железной дороги в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации, равно как и обязанность не допускать загрязнения арендуемого земельного участка отходами производства и потребления, предусмотрены как действующими правовыми нормами, так и условиями договора аренды земельного участка.
Доводы апелляционного представления Курганского транспортного прокурора о неверном указании в решении суда адреса расположения свалки твердых бытовых отходов и как следствие о необходимости изменения судебного акта, не могут быть признаны обоснованными, поскольку определением Курганского городского суда от 7 сентября 2017 года допущенная в судебном решении описка в части указания адреса нахождения свалки исправлена путем указания на правильный адрес.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционных представлении и жалобе, которые основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционные представление и жалоба не содержат.
В соответствии со
статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционных представлении прокурора, жалобе ОАО "РЖД".
Руководствуясь
статьями 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление Курганского транспортного прокурора, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.В.ТИМОФЕЕВА
Судьи
Е.С.ГОЛУБЬ
В.Е.КОУРОВА