Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 22.08.2017 по делу N 33-2748/2017
Требование: О включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Курганского областного суда от 22.08.2017 по делу N 33-2748/2017
Требование: О включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
Решение: Требование удовлетворено.
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. по делу N 33-2748/2017
Судья: Рыжкова В.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Душечкиной Н.С., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 августа 2017 года дело по исковому заявлению Д. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) на решение Макушинского районного суда Курганской области от <...>, которым постановлено:
"Исковые требования Д. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) включить Д. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
- с 01 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в должности начальника караула пожарной части N по охране <...> ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области";
- с 01 января 2010 г. по 30 июня 2010 г. в должности начальника караула пожарной части N по охране <...> ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области".
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) назначить Д. досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с <...>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) в пользу Д. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления 300 (триста) рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., пояснения истца Д., представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Курганской области К., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указал, что <...> он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) ему было отказано, из специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены периоды работы: с 01.04.2005 по 31.12.2008, с 01.01.2010 по 30.06.2010 - в должности начальника караула пожарной части N по охране <...> ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области". Выражая несогласие с решением ответчика, считал, что стаж на соответствующих должностях Государственной противопожарной службы на день обращения за пенсией составил <...>. вместо необходимых 25 лет.
Просил обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с <...>.
В судебном заседании истец Д. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) У. с требованиями истца не согласилась, представив письменный отзыв на иск.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Курганской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы с 01.08.2007 по 31.12.2008 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части. Ссылаясь на
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015,
Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, указывает, что из выписки из лицевого счета застрахованного лица от 24.05.2017 в сведениях о стаже работы истца с 01.04.2005 по 31.12.2008, с 01.01.2010 по 30.06.2010 не прослеживаются данные, подтверждающие льготную должность. Кроме того, истцом не доказано, что в период с 01.08.2007 по 31.12.2008 он работал в учреждении Государственной противопожарной службы. Отмечает, что пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Кроме того, судом не определено, из каких источников финансировалось ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области". Постановлением Администрации (Правительства Курганской области) от 15.03.2005 N 71 утверждено Положение о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области. Полагает, что включение в специальный стаж истца периода работы с 01.08.2007 по 31.12.2008 в ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области" противоречит нормам действующего законодательства. Обращает внимание на то, что только после переименования ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области" стало относиться к федеральной противопожарной службе Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу Д. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление МЧС России по Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Д. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Курганской области К. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержав доводы, изложенные в возражениях на жалобу.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) в заседание суда апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явился. На основании
ст. 167,
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со
ст. 8,
35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной
статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437, предусмотрена должность начальника караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурных смены (караула), дежурного помощника начальника пожарной части (команды).
Таким образом, в силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по
п. 18 ч. 1 ст. 30 от 28.12.2013 N 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из материалов дела, Д., <...> года рождения, <...> обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от <...> N Д. было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (в наличии <...>)
В специальный стаж не включены периоды работы в должности начальника караула <...> пожарной части: с <...> по <...>, с <...> по <...>, поскольку стаж на соответствующих должностях Государственной противопожарной службы, согласно Выписке из лицевого счета застрахованного лица за данные периоды, не подтвержден.
Согласно записям в трудовой книжке, Д. <...> принят в <...> пожарную часть на должность пожарного, 14.01.1994 - переведен на должность начальника караула, с 01.04.2005 - продолжает трудовые отношения в должности начальника караула в пожарной части N по охране <...> Государственного учреждения "ЕДД Ц УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", 31.07.2007 - уволен переводом в ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области"; 01.08.2007 - принят в ПЧ-34 по охране <...> ГУ "4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" (впоследствии переименовано в 2009 году в Государственное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области", в 2011 году - в федеральное казенное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области"), где работает по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей характер или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от <...> N, Д. работал полный рабочий день в <...> районной профессиональной пожарной части (<...> РППЧ) в структурном подразделении пожарно-спасательной части N по охране <...> района: с 17.05.1989 по 13.01.1994 - в должности пожарного, с 14.01.1994 по 31.03.2005 - в должности начальника караула, с 01.08.2007 по настоящее время - в должности начальника караула, отвлечений от работы не имел.
Из архивной справки, представленной Главным управлением МЧС России по Курганской области, от 05.05.2017 N 96-6-74, следует, что с 01.01.2004 <...> пожарная часть подчинена Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области, с 30.11.2004 - создано Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области, с 01.04.2005 - создано Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы ГУ ГОЧС Курганской области, с 07.06.2007 - создано Государственное учреждение "4 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", 30.12.2008 - переименовано в Государственное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области", с 01.11.2011 - переименовано в федеральное государственное казенное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области", с 01.04.2016 - переименована в пожарно-спасательную часть N по охране <...> района.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о включении в специальный стаж Д. периодов работы: с 01.08.2007 по 31.12.2008, с 01.01.2010 по 30.06.2010 в должности начальника караула в пожарной части N по охране <...> района Государственного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области", поскольку истец в указанные периоды являлся работником государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области, которое находилось в ведомости МЧС России.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу положений, закрепленных в
ст. 4 и
5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (
п. 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385).
Из материалов дела следует, что <...> в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.12.2004 N 631 создано Государственное учреждение "4 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области".
Из представленного в суд апелляционной инстанции Положения о Государственном учреждении "4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" (далее - ОГПС), являющегося приложением N к приказу начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от <...> N, следует, что учредителем ОГПС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности ОГПС осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Положением о Государственном учреждении "4 отряд федеральной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" (далее - 4 ОФПС), являющимся приложением к приказу начальника Главного управления МЧС России по Курганской области от <...> N, предусмотрено, что учредителем 4 ОФПС является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и 4 ОФПС входит в систему МЧС России. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности 4 ОФПС осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, Д. занимал должность в учреждении, входящим в Федеральную противопожарную службу, которая в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы" входит в систему МЧС России, в связи с чем доводы ответчика в апелляционной жалобе в этой части подлежат отклонению.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о включении в специальный стаж периодов работы истца с 01.08.2007 по 31.12.2008, с 01.01.2010 по 30.06.2010 - в должности начальника караула пожарной части N по охране <...> района ГУ "4 ОГПС МЧС России по Курганской области".
Довод апелляционной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) о том, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку льготный характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на законность постановленного судом первой инстанции решения не влияет, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по проставлению кода льготы является виной работодателя, а не виной работника - истца Д., и не может являться основанием к отказу в зачете в специальный стаж истца указанных выше периодов работы.
Не является основанием к отмене решения суда и ссылка ответчика на то обстоятельство, что не определен источник и порядок финансирования Государственного учреждения "4 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", поскольку из представленных в суд учредительных документов следует, что финансирование данного учреждения в спорный период осуществлялось за счет средств федерального бюджета.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерности принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
определила:
решение Макушинского районного суда Курганской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.