Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Курганского областного суда от 12.04.2018 по делу N 33-1108/2018
Требование: О признании права на бесплатное оказание услуг, взыскании расходов по оплате услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что служил в органах уголовно-исполнительной системы, является пенсионером, у него возникла необходимость в зубопротезировании, был заключен договор оказания услуг, он обратился к ответчику с заявлением о признании права получения бесплатного медицинского обслуживания и взыскании уплаченных по договору денежных средств, но ему было незаконно отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Курганского областного суда от 12.04.2018 по делу N 33-1108/2018
Требование: О признании права на бесплатное оказание услуг, взыскании расходов по оплате услуг, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что служил в органах уголовно-исполнительной системы, является пенсионером, у него возникла необходимость в зубопротезировании, был заключен договор оказания услуг, он обратился к ответчику с заявлением о признании права получения бесплатного медицинского обслуживания и взыскании уплаченных по договору денежных средств, но ему было незаконно отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2018 г. по делу N 33-1108/2018
Судья Демина О.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Коуровой В.Е., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания П.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 12 апреля 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению К. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 74 Федеральной службы исполнения наказаний" о признании права на бесплатное изготовление зубных протезов, взыскании расходов по оплате услуг зубопротезирования, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе К. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 13 февраля 2018 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований К. отказать".
Заслушав доклад судьи Булатова П.Г., объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области - Н.Т., представителя ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 74 Федеральной службы исполнения наказаний" - Н.К., представителя третьего лица Министерства финансов Российской Федерации - М.П., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (далее - ФКУ СИЗО-2), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - УФСИН России по Курганской области) о признании права на бесплатное изготовление зубных протезов, взыскании расходов по оплате услуг зубопротезирования, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 20 декабря 2017 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 74 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ МСЧ - 74 ФСИН России) (л.д. 77).
В последующем исковые требования К. предъявлены к ФКУ СИЗО-2, УФСИН России по Курганской области, ФКУЗ МСЧ - 74 ФСИН России.
В обоснование требований с учетом их изменения указал, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). В 2015 году у него возникла необходимость в зубопротезировании. 24 ноября 2015 г. им с ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника" был заключен договор оказания платных услуг. За оказанную ему услугу по зубопротезированию им было оплачено 8853 рубля. Имея право на бесплатное зубопротезирование, как пенсионер УИС в августе 2016 г. он обратился в УФСИН России по Курганской области с заявлением о признании за ним права получения бесплатного медицинского обслуживания и взыскании денежных средств, потраченных им на протезирование зубов. В сентябре 2016 г. им был получен письменный отказ со ссылкой на то, что договор на оказание медицинских услуг с УФСИН России по Курганской области не заключался. Считает данный отказ незаконным. Также полагал, что ответчиками ему причинен моральный вред, компенсацию которого оценил в 40000 рублей, а также произвел расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1095 рублей 60 копеек.
Просил суд признать за ним право на бесплатное изготовление зубных протезов в медицинском учреждении Российской Федерации; взыскать солидарно с ответчиков расходы по оплате услуг зубопротезирования в размере 8853 рубля, компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1095 рублей 60 копеек.
В судебном заседании истец К. на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Курганской области - Н.Т., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, не оспаривая право К. на оказание бесплатной медицинской помощи, в том числе и на протезирование зубов, предусмотренных Правилами оказания медицинской помощи сотрудниками и пенсионерам УИС. Указывает, что истцом нарушен порядок обращения за бесплатной медицинской помощью.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-2 - П.И., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных исковых требований. Не оспаривала право К. на оказание бесплатной медицинской помощи, как пенсионера УИС, однако указала, что истец не представил доказательств обращения в установленном Правилами оказания медицинской помощи порядке с заявлением о получении медицинской помощи по зубопротезированию.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ - 74 ФСИН России - М.И., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями К. не согласился.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований.
В обоснование жалобы вновь указывает, что устно (по телефону) он обращался в УФСИН России по Курганской области по вопросу использования своего права на бесплатное зубопротезирование. Ввиду того, что ему было сообщено об отсутствии финансирования для оплаты такого вида медицинской помощи, в письменном виде подобное обращение им не направлялось. Также обращает на наличие, по его мнению, неточностей в описательной части решения суда, а именно не указано следующее: в соответствии с п. 3 Правил организация здравоохранения в течение пяти суток после завершения лечения в стационарных или амбулаторных условиях, либо обследования военнослужащего или сотрудника, а также гражданина, уволенного с военной службы оформляет и направляет в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, соответствующие документы для оплаты расходов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По его мнению, наличие и предоставление справки, выданной федеральным органом исполнительной власти, в котором гражданин состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающей право на бесплатное оказание медицинской помощи, не может гарантировать, что такая помощь будет оказана при отсутствии договора.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ СИЗО-2 полагает постановленное решение суда законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу УФСИН России по Курганской области выражает согласие с постановленным решением суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Курганской области Н.Т., действующая на основании доверенности, считала решение Шадринского районного суда Курганской области от 13 февраля 2018 г. законным и обоснованным, апелляционную жалобу К. - не подлежащей удовлетворению.
Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ - 74 ФСИН России - Н.К., действующая на основании доверенности, выразила согласие с постановленным решением суда.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации - М.П., действующий на основании доверенности, выразил согласие с обжалуемым решением.
Истец К. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем указано в тексте его апелляционной жалобы.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы истца на основании ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обслуживание, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обслуживания указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 31 декабря 2004 года N 911, которым утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.
В соответствии с данными Правилами расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом, региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.
При обращении в учреждение здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что К. проходил службу в органах УИС (трудовая книжка на имя К. - л.д. 14), является пенсионером УИС, ветераном боевых действий (л.д. 6).
24 ноября 2015 г. между К. и ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника" заключен договор N на оказание платных медицинских услуг, по условиям которого К. оказан комплекс медицинских услуг, стоимость всех оказываемых по договору медицинских услуг составила 8 853 рубля (п. 2 договора). Из представленных квитанций и справки (л.д. 16, 17, 18) следует, что К. оплачены медицинские услуги на сумму 8 853 рубля.
По сведениям ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника" в 2015 году договор с УФСИН России по Курганской области на оказание стоматологических услуг (в том числе протезирование) не заключался (л.д. 9).
В августе 2016 г. К. обращался в УФСИН России по Курганской области с заявлением о возмещении затрат на медицинские услуги.
Из ответа УФСИН России по Курганской области (л.д. 7 - 8) следует, что ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника" договор на оказание медицинских услуг с УФСИН России по Курганской области не заключался. Указано на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 предусмотрено возмещение расходов медицинским организациям государственной и муниципальной системы здравоохранения, а не физическим лицам. Разъяснено, что при условии самостоятельной оплаты денежных средств ГБУ "Шадринская стоматологическая поликлиника" оснований для возмещения истцу расходов на оказание медицинской помощи не имеется.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право истца на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе и на изготовление зубных протезов, нарушено не было, однако истцом не был соблюден порядок обращения за бесплатной медицинской помощью. При указанных выше обстоятельствах правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов по изготовлению зубных протезов отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, принимая во внимание следующее.
Положение абз. 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.
Право К. на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов установлено Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ответчиками не оспаривается, поэтому не нуждается в дополнительном судебном подтверждении.
Действующее нормативное правовое регулирование предполагает возможность компенсации расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам (а также приравненным к ним лицам, уволенным со службы) медицинским организациям, не являющимся ведомственными, но не самим пациентам.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. N 1871-О, положения п. 5 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911), определяют порядок взаимодействия медицинских организаций и соответствующих федеральных органов исполнительной власти в целях финансирования медицинской помощи, оказанной соответствующим категориям граждан лишь по неотложным показаниям, обеспечивая тем самым реализацию прав этих лиц.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу понесенных расходов на зубопротезирование нет.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают. Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 13 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.