Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.10.2018 по делу N 11-13321/2018
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении деятельности учреждения до фактического устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, и ему на праве оперативного управления передано здание кинотеатра, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.10.2018 по делу N 11-13321/2018
Требование: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, приостановлении деятельности учреждения до фактического устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, и ему на праве оперативного управления передано здание кинотеатра, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2018 г. по делу N 11-13321/2018
судья Дружкина И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шалиевой И.П.,
судей Чертовиковой Н.Я., Марченко А.А.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 октября 2018 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Кинотеатр "Юность" на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 14 июня 2018 года по иску Ашинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению "Кинотеатр "Юность", администрации Миньярского городского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, о приостановлении деятельности учреждения до фактического устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения, объяснения представителей ответчиков МКУ "Кинотеатр "Юность" Л.А., администрации Миньярского городского поселения А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Соколовой Н.Ф., возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ашинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Кинотеатр "Юность", (далее по тексту МКУ "Кинотеатр "Юность"), администрации Миньярского городского поселения о возложении обязанности в срок до 01 мая 2019 года устранить нарушения требований пожарной безопасности, о приостановлении деятельности учреждения до фактического устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что ответчик МКУ "Кинотеатр "Юность" зарегистрирован в качестве юридического лица 30 августа 2006 года и ему на праве оперативного управления передано здание кинотеатра по адресу: <...>. В ходе проведенной прокуратурой совместно с ОНДиПР N 10 УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Федерального закона N 123-ФЗ от 22 августа 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": в здании кинотеатра отсутствует система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов; двери выходов из зрительного зала не являются самозакрывающимися и не уплотнены в притворах; пожарный кран размещен снаружи пожарного шкафа. Эксплуатация здания кинотеатра при наличии грубых нарушений требований законодательства о пожарной безопасности создает потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, так как является местом массового пребывания граждан. Учредителем и собственником имущества ответчика является муниципальное образование "Миньярское городское поселение", которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения при недостаточности у последнего денежных средств.
Прокурор Садыков М.О. в суде первой инстанции заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКУ "Кинотеатр "Юность" Л.А. в суде первой инстанции иск признал частично, суду пояснил, что большая часть нарушений устранена. Принимаются меры к устранению прочих недостатков. Приостановление деятельности кинотеатра противоречит общественным интересам, так как это единственный кинотеатр в городе, который посещает значительное число жителей как города Миньяр, так и района.
Представители соответчика администрации Миньярского городского поселения Л.Е., А. в суде первой инстанции согласились с иском в части требований об устранении имеющихся недостатков, возражали против приостановления деятельности кинотеатра, так как в августе 2018 года сигнализация будет установлена.
Представитель третьего лица ОНДиПР N 10 УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области П. в суде первой инстанции указал, что иск подлежит частичному удовлетворению, поскольку часть недостатков устранена. Считает, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей создает реальную опасность гибели граждан в случае пожара.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения при надлежащем извещении в суд первой инстанции не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении исковых требований, обязал МКУ "Кинотеатр "Юность" в срок до 1 мая 2019 года оборудовать здание МКУ "Кинотеатр "Юность", расположенное по адресу: г. Миньяр, Ашинского района, Челябинской области ул. Советская, 37, автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. При недостаточности у МКУ "Кинотеатр "Юность" собственных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности обязал администрацию Миньярского городского поселения выделить МКУ "Кинотеатр "Юность" денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. Приостановил эксплуатацию здания МКУ "Кинотеатр "Юность" по адресу: г. Миньяр, Ашинского района, Челябинской области, ул. Советская, 37 до установки в здании автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В остальной части иска отказал.
Взыскал с МКУ "Кинотеатр "Юность" в доход местного бюджета госпошлину 300 рублей.
В апелляционной жалобе МКУ "Кинотеатр "Юность" просит решение суда первой инстанции отменить в части приостановления эксплуатации здания МКУ "Кинотеатр "Юность" по адресу: г. Миняр, Ашинский район, Челябинская область, ул. Советская, д. 37 до установки в здании автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, ссылаясь на то, что суд не учел, что МКУ "Кинотеатр "Юность" является социально-значимым объектом, единственным на территории поселения учреждением, оказывающем услуги в области кинематографии. Кинотеатр для населения является значимым учреждением, все жители города активно участвуют в жизни учреждения и переживают за его судьбу. Прекращение эксплуатации здания МКУ "Кинотеатр "Юность" повлечет негативную реакцию со стороны населения и ограничит их в получении соответствующих услуг. Услугами кинотеатра пользуются также жители Ашинского городского поселения. В своей деятельности МКУ "Кинотеатр "Юность" использует большое количество аппаратуры, другого здания на территории Миньярского городского поселения, подходящего под кинотеатр нет. Прекращение эксплуатации здания неизбежно повлечет за собой прекращения деятельности учреждения в целом, ввиду того, что доступ ко всей материальной базе будет прекращен. В 2017 году учреждение было включено в перечень организаций получателей субсидий для создания условий показа национальных фильмов в населенных пунктах РФ с численностью населения до 500 000 человек. Субсидия будет направлена на переоборудование кинотеатра.
Проектно-сметная документация на установку пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в МКУ "Кинотеатр "Юность" готовы. В настоящее время ведутся работы по установке в здании автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. 13.07.2018 заключен договор с ООО "Строй-Проект", срок выполнения работ до 31.08.2018, в случае прекращения эксплуатации здания исполнение указанного контракта и решения суда будет невозможно (л.д. 153-155).
Ашинский городской прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу МКУ "Кинотеатр "Юность" - без удовлетворения (л.д. 170-171).
В возражениях на апелляционную жалобу ОНДиПР N 10 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу МКУ "Кинотеатр "Юность" - без удовлетворения (л.д. 172).
Представитель ответчика КУМИиЗО Миньярского городского поселения Ашинского района Челябинской области, представитель третьего лица ОНДиПР N 10 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, объяснения представителей ответчиков, прокурора судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность -это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязанностями организаций в области пожарной безопасности являются: соблюдение требований пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров; проведение противопожарной пропаганды, а также обучения своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 вышеназванного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации указывают при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу требований п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую угрозу.
МКУ "Кинотеатр "Юность" зарегистрировано в качестве юридического лица 30 августа 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1067401014240, основным видом деятельности является деятельность в области демонстрации кинофильмов (л.д. 17).
Согласно п. п. 1.4, 2.1 Устава учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей следующую деятельность: организация досуга для жителей Миньярского городского поселения. Предметом деятельности учреждения является демонстрация (публичный показ) кинофильмов (л.д. 6-12).
Для осуществления уставных целей МКУ "Кинотеатр "Юность" передано в оперативное управление недвижимое имущество, в том числе здание кинотеатра "Юность" (кадастровый номер: ***) общей площадью 442,9 кв. м по адресу: <...>, что подтверждается договором от 24 августа 2017 года о закреплении имущества на праве оперативного управления, заключенным между Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Миньярского городского поселения и МКУ "Кинотеатр "Юность" (л.д. 13-16).
Согласно Уставу МКУ "Кинотеатр "Юность" собственником имущества учреждения является муниципальное образование "Миньярское городское поселение", финансируется учреждение за счет средств бюджета муниципального образования "Миньярское городское поселение" (пункты 1.5, 1.7 Устава).
09 апреля 2018 года сотрудником ОНДиПР N 10 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области совместно с помощником Ашинского городского прокурора проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности МКУ "Кинотеатр "Юность" при эксплуатации здания по адресу: <...>, в ходе которой выявлено, что в нарушение п. п. 55, 57 Постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 года "О противопожарном режиме" не организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год; пожарный кран размещен снаружи пожарного шкафа, в нарушение ст. 54 ФЗ N 123, п. 9 таблицы А1 СП 5.13130.2009, п. 3.1., п. 6 таблицы 2 СП 3.13130.2009 здание кинотеатра не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и не защищено автоматической пожарной сигнализацией. Кроме того, в нарушение п. 6.1.23 СП 1.13130-2009 двери выходов из зрительного зала не являются самозакрывающимися и не уплотнены в притворах (л.д. 5).
Недостатки ответчиком были частично устранены, организовано проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, двери выходов из зрительного зала оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнены в притворах, пожарный кран размещен внутри шкафа, что подтверждается договором N 141 /ТО от 17 мая 2018 года на проверку технического состояния пожарных кранов, заключенным между МКУ "Кинотеатр "Юность" и ООО "Строй-Проект", по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство выполнить проверку технического состояния пожарных кранов в количестве 3 шт. с выдачей актов МКУ "Кинотеатр "Юность" по адресу: <...>, фототаблицей дверей выходов из зала и пожарного шкафа (л.д. 95-100,104-107).
Удовлетворяя требования Ашинского городского прокурора об обязании МКУ "Кинотеатр "Юность" в срок до 1 мая 2019 года оборудовать здание МКУ "Кинотеатр "Юность" автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие системы оповещения и автоматической пожарной сигнализации создает реальную угрозу здоровью и жизни людей, при этом, руководствуясь ст. 123.22 ГК РФ, исходя из положений Устава, из которых следует, что МКУ "Кинотеатр "Юность" финансируется за счет средств бюджета муниципального образования "Миньярское городское поселение", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания для возложения на соответчика - администрацию Миньярского городского поселения обязанности при недостаточности у МКУ "Кинотеатр "Юность" денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности осуществить надлежащее финансирование данного учреждения.
Устанавливая срок, для исполнения решения суда до 1 мая 2019 года, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, исходил из того, что здание по адресу: <...>, является объектом социальной инфраструктуры, предназначенным для оказания услуг большому количеству граждан, указанный прокурором срок является разумным и достаточным для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности во избежание трагических последствий с причинением вреда здоровью, массовой гибелью людей.
Решение суда первой инстанции в данной части не обжалуется, а потому в силу требований ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции выводы суда относительно удовлетворения исковых требований Ашинского городского прокурора Челябинской области в данной части не проверяет.
Удовлетворяя требования Ашинского городского прокурора Челябинской области о приостановлении деятельности МКУ "Кинотеатр "Юность" до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, суд первой инстанции исходил из того, что предписания об оборудовании здания кинотеатра автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения выдавались учреждению неоднократно, в течение длительного времени (с 2003 года), последний раз учреждению был установлен срок устранения недостатков до 01 апреля 2013 года (л.д. 110-111), указанный срок истек, предписание Государственного инспектора по пожарному надзору не исполнено, а также из того, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре создает реальную опасность защищенности посетителей кинотеатра от вреда жизни и здоровью, которые являются неотчуждаемыми правами и свободами человека, выявленные нарушения правил пожарной безопасности (в своей совокупности и каждое в отдельности) являются значительными, влияют на ликвидацию пожара и своевременную и организованную эвакуацию людей.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что МКУ "Кинотеатр "Юность" является социально-значимым объектом, единственным на территории поселения учреждением, оказывающем услуги в области кинематографии, кинотеатр для населения является значимым учреждением, все жители города активно участвуют в жизни учреждения и переживают за его судьбу, прекращение эксплуатации здания МКУ "Кинотеатр "Юность" повлечет негативную реакцию со стороны населения, и ограничит их в получении соответствующих услуг, услугами кинотеатра пользуются также жители Ашинского городского поселения, не могут повлечь отмену решения суда, так как не свидетельствуют об отсутствии угрозы пожарной безопасности, и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного здания с нарушением требований правил пожарной безопасности несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение работы указанного объекта может нанести существенный вред охраняемым интересам неопределенного круга лиц.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности означает и наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения возгорания.
Ссылки в частной жалобе на то, что в своей деятельности МКУ "Кинотеатр "Юность" использует большое количество аппаратуры, другого здания на территории Миньярского городского поселения, подходящего под кинотеатр нет, прекращение эксплуатации здания неизбежно повлечет за собой прекращения деятельности учреждения в целом, ввиду того, что доступ ко всей материальной базе будет прекращен, в 2017 году учреждение было включено в перечень организаций получателей субсидий для создания условий показа национальных фильмов в населенных пунктах РФ с численностью населения до 500 ООО человек, субсидия будет направлена на переоборудование кинотеатра, проектно-сметная документация на установку пожарной сигнализации и системы эвакуации людей при пожаре в МКУ "Кинотеатр "Юность" готовы, в настоящее время ведутся работы по установке в здании автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, 13.07.2018 заключен договор с ООО "Строй-Проект", срок выполнения работ до 31.08.2018, в случае прекращения эксплуатации здания исполнение указанного контракта и решения суда будет невозможно, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не свидетельствуют об устранении ответчиком нарушений в области пожарной безопасности. Запрет в форме приостановления деятельности, в отличие от ее прекращения, является временной мерой, действующей до тех пор, пока нарушитель не исключит потенциальную опасность своей деятельности.
Ссылки представителя ответчика в суде апелляционной инстанции об устранении нарушений пожарной безопасности в сентябре 2018 года, не является основанием для отмены решения суда, так как на момент его вынесения нарушения пожарной безопасности не были устранены, данное обстоятельство может свидетельствовать только об исполнении решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 14 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Кинотеатр "Юность" - без удовлетворения.