Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 10.11.2016 по делу N 11-15839/2016
Требование: Об отмене решения органа исполнения наказания, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Органом исполнения наказания заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов и намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 10.11.2016 по делу N 11-15839/2016
Требование: Об отмене решения органа исполнения наказания, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Органом исполнения наказания заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов и намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. по делу N 11-15839/2016
Судья Кожевникова Л.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зеленовой Е.Ф.,
судей Андрусенко И.Д., Шушкевич О.В.,
при секретаре Б.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 10 августа 2016 года по иску Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Челябинской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Б.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчиков З., судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Челябинской области (далее по тексту ФСИН России, ГУФСИН России по Челябинской области) о признании незаконным решения N 81 от 26 ноября 2015 года комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности постановить на учет на основании рапорта от 16 декабря 2013 года.
В обоснование иска указал, что 16 декабря 2013 года обратился в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Челябинской области с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением подкомиссии N 1 от 13 января 2014 года ГУФСИН России по Челябинской области документы приняты, учетное дело направлено в комиссию ФСИН России. Решением комиссии ФСИН России N 81 от 26 ноября 2015 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с предоставлением неполного пакета документов, а также в связи с ухудшением в 2013 году жилищных условий. Решение комиссии ФСИН России считает незаконным, поскольку при обращении в подкомиссию ГУФСИН России по Челябинской области им были представлены все необходимые документы, а выводы комиссии об ухудшении жилищных условий являются необоснованными, т.к. снятие с регистрационного учета по месту жительства из квартиры ****, собственником которой является его отец, было обусловлено желанием отца продать квартиру. Кроме того, он (истец) не является членом семьи своего отца, поскольку они совместно не проживали.
Истец Г. в суде первой инстанции участия не принимал.
Представитель истца Б.Н. в суде первой инстанции настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Челябинской области З. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность принятого решения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда о законности отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что непредставление выписок из домовой книги на квартиры ****, где он был зарегистрирован, не может являться основанием для отказа в постановке на учет, поскольку никаких правовых оснований к указанным квартирам он не имеет. Не согласен с выводом суда о том, что в силу
ст. 31 Жилищного кодекса РФ он (истец) является членом семьи своего отца Г.А.Л., поскольку они совместно не проживали. Считает, что при определении права на единовременную социальную выплату не должна приниматься во внимание квартира ****, собственником которой является дядя истца, т.к. регистрация в данной квартире носит временный и вынужденный характер, а истец не приобрел право пользования указанной квартирой. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что истцом умышленно ухудшены жилищные условия в связи со снятием с регистрационного учета из квартиры ****. Считает, что судом не учтено то, что истец ни собственником, ни нанимателем жилого помещения не является, а решение ФСИН России принято с нарушением установленного законом срока
Истец Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, в соответствии с
ч. 3 ст. 167,
ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные, в частности, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ)
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона).
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной выплаты определяются
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению должны быть приложены выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
п. п. "з" п. 5 Правил).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса РФ, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Г. с 08 сентября 2003 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы РФ. Истец состоял в зарегистрированном браке с Г.Е.Ю., брак прекращен 26.11.2013 г., что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака (л.д. 97).
С 15 августа 2008 года по 18 октября 2013 года Г. был зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем его отцу жилом помещении, расположенном по адресу: ****, общей площадью **** кв. м (л.д. 61, 88 - 90), как член семьи собственника жилого помещения. Других лиц, зарегистрированных по данному адресу, не имелось. В связи с этим Г. имел право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи и был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более **** кв. метров, и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
В период с 29 октября 2013 года по 01 августа 2016 года истец был временно зарегистрирован по месту пребывания в квартире, принадлежащей его двоюродной сестре Г.Е.А., расположенной по адресу: ****, общей площадью **** кв. м. Регистрация по месту пребывания продлена с 09 августа 2016 года по 09 августа 2019 года (л.д. 32, 95, 104, 140 - 142, 148 - 153). С 25.08.2014 г. собственником указанного жилого помещения является Г.А.Л. -дядя истца (л.д. 143, 144), в квартире зарегистрированы 2 человека.
Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности у Г. не имеется (л.д. 49 - 55).
16 декабря 2013 года Г. обратился в территориальную подкомиссию ГУ ФСИН России по Челябинской области с рапортом о постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (л.д. 86-87).
В соответствии с решением территориальной подкомиссии ГУ ФСИН России по Челябинской области от 13 января 2014 года документы Г. направлены в ФСИН России для рассмотрения вопроса постановки на учет, что подтверждается выпиской из протокола от 13 января 2014 года (л.д. 110).
Решением комиссии ФСИН России N 81 от 26 января 2016 года (л.д. 30, 111) Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, а также в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году (
п. 12 Правил).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец Г., являясь сыном Г.А.Л. и членом его семьи в силу положений
ст. 31 Жилищного кодекса РФ, имел право пользования квартирой по адресу: ****, наравне с собственником, намеренно ухудшил свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о законности отказа комиссии ФСИН России в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца, выражающие несогласие с выводом суда об умышленном ухудшении жилищных условий в связи со снятием с регистрационного учета из квартиры ****, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения, поскольку действия сотрудника по снятию с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственника был обеспечен общей площадью жилого помещения более **** кв. метров, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. Такие действия в силу положений
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее пяти лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Ссылка истца на то, что он и его отец в квартире ****, совместно не проживали, не опровергает правильность вывода суда о том, что Г. являлся членом семьи своего отца Г.А.Л., поскольку истец был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника, оба указанных лица имели право пользования данным жилым помещением.
С учетом изложенного доводы истца о том, что он не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, ни членом семьи собственника либо нанимателя, не свидетельствуют о незаконности решения суда.
Само по себе то обстоятельство, что решение ФСИН России вынесено с нарушением срока не является основанием для признания его незаконным, поскольку юридически значимым обстоятельством для разрешения данного спора являлось выяснение того, были ли действия Г. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащим его отцу, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Проверяя законность решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции принял во внимание факт представления истцом в качестве документов, подтверждающих право на получение выплаты, копии лицевых счетов на квартиры N **** и N **** по адресу: ****, в которых он был зарегистрирован в течение 5 лет, предшествующих обращению с заявлением о постановке на учет и правомерно пришел к выводу о том, что из указанных документов невозможно установить сведения о лицах, зарегистрированных в данных жилых помещениях (о сроке их регистрации, об основании вселения). Оценив указанные документы, суд пришел к правильному выводу о законности решения ФСИН России об отказе в постановке на учет Г. для получения единовременной социальной выплаты, в связи с не предоставлением обязательных документов, предусмотренных
п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что непредставление выписки из домовой книги на квартиры N **** и N **** по адресу: ****, не может являться основанием для отказа в постановке на учет, не могут быть приняты во внимание, поскольку основанием для отказа в постановке на учет являлся не только факт непредставления указанных документов, но и нарушение одного из обязательных условий для постановки сотрудника на такой учет как совершение намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного постановления.
Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь
ст. ст. 327 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 10 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.