Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 13.07.2017 по делу N 11-8977/2017
Требование: О возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 13.07.2017 по делу N 11-8977/2017
Требование: О возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 11-8977/2017
Судья Мотина И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Андрусенко И.Д.,
судей Козиной Н.М., Швайдак Н.А.,
при секретаре Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2017 года по иску С. к ГУФСИН России по Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика ГУФСИН России по Челябинской области по доверенности З., представителя третьего лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области по доверенности К., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи из четырех человек.
В обоснование иска указал, что проходил службу в учреждении ИЗ-74/1, уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет, имеет выслугу 15 лет 07 месяцев 26 дней в календарном исчислении. Своего жилья не имеет, состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Право на указанную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию.
Определением судьи от 04 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области (л.д. 20).
В судебное заседание суда первой инстанции истец С. при надлежащем извещении о месте и времени не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители истца Д.В., Д.Д. в судебном заседании поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Челябинской области З., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснил, что до подачи иска в суд истец не обращался с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области по доверенности К. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что истец обращался в учреждение с заявлением о постановке его на учет, ему был разъяснен порядок обращения с таким заявлением в ГУФСИН России.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней С. просит об отмене решения суда, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, неправильно определил юридически значимые обстоятельства, неполно исследовал обстоятельства дела. В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также на то, что им были представлены все документы для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Неоднократно обращался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области с заявлениями о предоставлении данных о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты. Своего жилья в собственности никогда не имел и не имеет, относится к категории граждан, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в предмет регулирования которого входят вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы) (ч. 1 ст. 1 данного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (статья 7 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются указанные в настоящем пункте документы.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения имеют сотрудники уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в уголовно-исполнительной системе, но либо принятые в период прохождения службы на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, С. проходил службу в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области в период с 05 июня 2002 года по 25 января 2006 года, уволен из органов уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. Выслуга лет С. на дату увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 07 месяцев 26 дней (л.Д. 28).
13 марта 2017 года С. обратился в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области с заявлением о предоставлении данных о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с указанием очередности и принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи 4 человека (л.д. 27).
04 апреля 2017 года ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области направили истцу ответ на обращение, в котором сообщили, что в период с 19 октября 1981 года по настоящее время в списках на получение и улучшение жилищных условий при учреждении ИЗ-70/1 (ИЗ-74/1) ГУФСИН России по Челябинской области он не состоял. Истцу были даны разъяснения по вопросу принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 29-31).
По сообщению ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области, С. не числится в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (л.д. 35-47).
Из представленных третьим лицом ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области в материалы дела документов усматривается, что С. 15 января 2003 года по месту службы обращался с рапортом о постановке его в очередь на квартиру в составе семьи (л.д. 32).
Жилищно-бытовой комиссией учреждения ИЗ-74/1 31 марта 2003 года был рассмотрен рапорт С. и установлено, что документов, подтверждающих право на улучшение жилищных условий, не представлено (л.д. 33-34).
В дальнейшем С. с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, документы, необходимые для постановки на учет, не представлял (л.д. 48-75).
Представитель ответчика ГУФСИН России по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции пояснил, что истец в учреждение с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения не обращался.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и установив, что истец С. в период службы в органах уголовно-исполнительной системы не был в установленном законодательством порядке до 1 марта 2005 года принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, и более того, с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты в комиссию ГУФСИН России по Челябинской области не обращался, документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не представлял, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ГУФСИН России по Челябинской области обязанности по предоставлению истцу С. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что истец С. относится к гражданам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, отклоняются судебной коллегией, поскольку факт принятия истца в период прохождения службы в органах уголовно - исполнительной системы на учет как нуждающегося в жилом помещении не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Судебная коллегия отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия С. до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции. Напротив, в материалах дела содержатся сведения о том, что С. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также для получения единовременной социальной выплаты в органах уголовно-исполнительной системы не состоял и не состоит.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика ГУФСИН России по Челябинской области З. пояснил, что на учете как нуждающийся в жилых помещениях, а также на получение единовременной социальной выплаты истец не состоял и не состоит, с такими заявлениями к ответчику не обращался.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Челябинской области К. в суде апелляционной инстанции также пояснила, что на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях истец не состоял, необходимые для этого документы не предоставлял.
Таким образом, поскольку истец С. не был принят до 1 марта 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то право на получение социальной выплаты у него не возникло.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 ГПК РФ правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.