Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.04.2018 по делу N 11-5714/2018
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по проверке представленных сведений и документов, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет стаж службы более десяти лет, обратился с рапортом о принятии его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, ему отказано в постановке на учет, отказ считает незаконным, так как все необходимые документы были представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.04.2018 по делу N 11-5714/2018
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконными отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по проверке представленных сведений и документов, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что имеет стаж службы более десяти лет, обратился с рапортом о принятии его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты, ему отказано в постановке на учет, отказ считает незаконным, так как все необходимые документы были представлены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2018 г. по делу N 11-5714/2018
Судья Резниченко Ю.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой Р.М.,
судей Козиной Н.М., Давыдовой Т.И.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе И. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2018 года по иску И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца И. и его представителя В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральной службы исполнения наказаний России - З., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
И. обратился в суд с иском к ответчикам Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным бездействия ГУФСИН России по Челябинской области, выразившегося в неисполнении возложенных обязанностей по проверке предоставленных сведений и документов, возложении обязанности поставить на учет с даты подачи рапорта, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей (л.д. 6 - 7).
В обоснование иска истец указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы РФ, имеет стаж службы более 10 лет, 28 октября 2014 года обратился с рапортом о принятии его семьи составом из 3-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, на заседании комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 года было отказано в постановке на учет. Отказ полагает незаконным, так как все необходимые документы были предоставлены, подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области направила документы в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец И. и его представитель В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчиков Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, Федеральной службы исполнения наказаний РФ - З. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Решением суда в удовлетворении исковых требований И. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает, вывод суда о том, что в соответствии с п. 4 ст. 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ выписки из ЕГРП от 30 апреля 2014 г. на дату обращения с заявлением о принятии на учет 28 октября 2014 г. не были актуальными является необоснованным, поскольку указанная норма не может быть применена к спорным правоотношениям, не может распространяться на правоотношения, возникшие до начала срока ее действия, при этом судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан недопустимо; суд не учел, что ответчик нарушил трехмесячный срок рассмотрения рапорта истца более чем на полтора года, истец не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов; судом не учтено, что ни "Правила", ни "Порядок", ни Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ не устанавливают сроки актуальности справок и не предусматривают возможность принятия отрицательного решения комиссией ФСИН России в отношении сотрудников территориальных органов ФСИН России по причине неактуальности дат выписок из ЕГРП, сами ответчики не оспаривали отсутствие сроков актуальности выписок из ЕГРП, а в разъяснении договорно-правового Департамента МВД России от 10 октября 2012 года N 25/10229 указано, что сроки действия справок Росреестра законодательно не установлены; суд неверно дал оценку факту неисполнения подкомиссией ГУФСИН России по Челябинской области прямой обязанности - проверки сведений в документах заявителя и представитель ответчика не смог пояснить, как проводилась проверка; имеющиеся в деле доказательства подтверждают нуждаемость семьи заявителя в улучшении жилищных условий, а новыми выписками из ЕГРП от 26 октября 2017 г. подтверждена достоверность сведений в первоначальных выписках от 30 апреля 2014 года; из-за действий ответчиков истец лишен конституционного права на жилье.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2014 года И. обратился с заявлением (рапортом) в ГУФСИН России по Челябинской области о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369. К данному рапорту были приложены документы (л.д. 38 - 39).
Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Челябинской области 20 ноября 2014 г. принято решение направить в ФСИН России документы для рассмотрения вопроса о постановке И. на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 88 - 89).
Как следует из выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России N 114 от 27 декабря 2016 года (л.д. 10) решением комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 года в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно указанной выписке, И., **** года рождения, лейтенант внутренней службы, **** **** обратился с рапортом в подкомиссию 28 октября 2014 года. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 11 лет. Состав семьи 3 человека: заявитель, супруга - И.(С.)Ф.М., **** года рождения. Брак заключен 25 июня 2011 года. Копия свидетельства предоставлена. Сын - И.В.Е., **** года рождения (3 года).
Заявитель с 02 ноября 2007 года, супруга с 11 мая 2012 года, сын с рождения по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью **** кв. м по адресу: ****, принадлежащем на праве собственности И.Л.И., матери заявителя (регистрация права собственности 17 октября 2007 года). Копия свидетельства предоставлена.
По данному адресу представлены: выписка из домой книги согласно которой в жилом помещении зарегистрированы постоянно 8 человек и справка, заменяющая финансовый лицевой счет.
Супруга с 18 апреля 2006 года по 02 мая 2012 года постоянно была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью **** кв. м по адресу: ****, принадлежащем на праве долевой собственности по 1 - 3 доле каждому: К.М.З., К.Е.Б., Х.А.Н., родственные отношения не установлены (регистрация права собственности 12 августа 2011 года). Копия свидетельства предоставлена.
По данному адресу представлены: выписка из домовой книги, согласно корой в жилом помещении в указанный период были зарегистрированы постоянно 9 человек, и справка, что финансовый лицевой счет не открывался.
Представлены справки БТИ и выписка из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра. Дата выписок из ЕГРП 30 апреля 2014 года.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации И. не имеет.
Ранее И. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска И., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец 28 октября 2014 года представил выписки из Росреестра от 30 апреля 2014 года, в соответствии с пунктом 4 ст. 62 (в решении ошибочно указано ст. 64) содержащиеся в Едином государственном реестре сведения, предоставленные на основании запроса, являются актуальными на момент их выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром, то есть истец представил не актуальные выписки из ЕГРП на дату обращения, эти документы имели существенное значение для оценки комиссией нуждаемости в жилом помещении, в связи с чем пришел к выводу, что комиссия приняла обоснованное решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с не представлением всех необходимых документов.
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованности вывода суда о том, что в соответствии с п. 4 ст. 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ выписки от 30 апреля 2014 г. на дату обращения с заявлением о принятии на учет 28 октября 2014 г. не были актуальными, поскольку указанная норма не может быть применена к спорным правоотношениям, так как не может распространяться на правоотношения, возникшие до начала срока ее действия, при этом судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан недопустимо; не состоятельны, так как по смыслу ранее действовавшего (до 01 января 2017 года) Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ"0 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" актуальность сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество также определялась на момент выдачи сведений; это является очевидным, поскольку сведения в ЕГРП могут измениться при регистрации прав в любое время после выдачи выписок.
В связи с изложенным не состоятельны и доводы апелляционной жалобы истца о непринятии судом во внимание, что ни "Правила", ни "Порядок", ни Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ не устанавливают сроки актуальности справок и не предусматривают возможность принятия отрицательного решения комиссией ФСИН России в отношении сотрудников территориальных органов ФСИН России по причине неактуальности дат выписок из ЕГРП, сами ответчики не оспаривали отсутствие сроков актуальности выписок из ЕГРП, а в разъяснении договорно-правового Департамента МВД России от 10 октября 2012 года N 25/10229 указано, что сроки действия справок Росреестра законодательно не установлены.
Доводы апелляционной жалобы истца о непринятии судом во внимание, что ответчик нарушил трехмесячный срок рассмотрения рапорта истца более чем на полтора года, истец не был предупрежден о продлении срока рассмотрения документов, суд неверно дал оценку факту неисполнения подкомиссией ГУФСИН России по Челябинской области прямой обязанности - проверки сведений в документах заявителя и представитель ответчика не смог пояснить, как проводилась проверка, не являются основанием к отмене решения суда, так как не влияют на правильность выводов суда о законности решения комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы истца о непринятии судом во внимание, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают нуждаемость семьи заявителя в улучшении жилищных условий, а новыми выписками из ЕГРП от 26 октября 2017 г. подтверждена достоверность сведений в первоначальных выписках от 30 апреля 2014 года; из-за действий ответчиков истец лишен конституционного права на жилье, не состоятельны, так как в силу приведенного выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Ввиду того, что действующими нормативными правовыми актами установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Учитывая, что И., претендующий на получение спорной выплаты, в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Челябинской области не представил выписки из Росреестра (ЕГРП) на дату подачи документов о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, а необходимость предоставления указанных сведений установлена Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, то такое несоблюдение порядка подачи рапорта на предоставление единовременной социальной выплаты является основанием для отказа в постановке на соответствующий учет.
Кроме того, отказ комиссии ФСИН России от 27 декабря 2016 года в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует И. повторно обратиться с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу И. - без удовлетворения.