Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.10.2018 по делу N 11-13572/2018
Требование: О взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в период прохождения службы истцу был установлен определенный режим службы (1 дежурные сутки и 3 суток отдыха), при этом фактически отработанное истцом количество часов за учетные периоды превышало установленную законом нормальную продолжительность служебного времени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.10.2018 по делу N 11-13572/2018
Требование: О взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в период прохождения службы истцу был установлен определенный режим службы (1 дежурные сутки и 3 суток отдыха), при этом фактически отработанное истцом количество часов за учетные периоды превышало установленную законом нормальную продолжительность служебного времени.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 октября 2018 г. по делу N 11-13572/2018
Судья Шульгина Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Галимовой Р.М.,
судей Давыдовой Т.И., Жуковой Н.А.
при секретаре У.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 07 августа 2018 года по иску Г. к Федеральному государственному казенному учреждению "8 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области", Главному управлению МЧС России по Челябинской области о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Галимовой Р.М. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчиков С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "8 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области" о взыскании не начисленной и не выплаченной денежной компенсации в размере 158 219 рублей 10 копеек за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за периоды: январь, март, апрель, май, июнь, август, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, ноябрь 2014 года, январь, февраль, март, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2016 года, январь, февраль, март 2017 года; денежной компенсации в размере 27835 рублей 08 копеек (на 06 июля 2018 года) за задержку выплат за период с 08 июля 2017 года по день выплаты денежных средств; компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование иска истец указал, что проходил службу в ФГКУ "8 ОФПС по Челябинской области" в должности *** службы пожаротушения - ***службы пожаротушения ФГКУ "8 ОФПС по Челябинской области", 07 июля 2017 года уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В период прохождения службы истцу был установлен режим службы - 1 дежурные сутки и трое суток отдыха, при этом фактически отработанное истцом количество часов за учетные периоды превышало установленную законом нормальную продолжительность служебного времени, в 2017 году истцом были поданы рапорта об оплате отработанного сверхурочного времени и получены ответы об отказе в выплате компенсации. Отказ полагает незаконным. Действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания.
Истец Г. в судебном заседании настаивал удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФГКУ "8 ОФПС по Челябинской области" -С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд(л.д. 70-71).
Решением суда в удовлетворении исковых требований Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает, что при вынесении решения судом применены положения ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не применены нормы ч. 2 ст. 392, ч. 3, 4 ст. 5 Трудового кодекса РФ; суд не учел, что нормы ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не регулируют сроки обращения в суда за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Истец Г. о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещен посредством смс-уведомления при наличии в деле согласия на такой способ извещения, в суд апелляционной инстанции не явился, причины неявки не сообщил, поэтому судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 6 ст. 54 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно ч. 10 ст. 54 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Приказом МЧС России от 21 марта 2013 года N 195, регламентированы основания и порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Так, пунктом 94 Порядка предусмотрено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа) по рапорту сотрудника, выплачивается денежная компенсация.
Согласно п. 100 Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения сверхурочной работы, включая ночное время.
Как следует из материалов дела, Г. проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 16 июля 2009 г. (л.д. 14).
Приказом N *** от 05 июля 2017 г. Г. уволен со службы в федеральной противопожарной службе 07 июля 2017 г. по п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ (по выслуге, дающей право на получение пенсии) (л.д. 15).
14 июня 2017 г., 03 июля 2017 г. Г. обратился с рапортами о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени за 2013 - 2017 г.г. (л.д. 58-60).
Письмом ФГКУ "8 ОФПС по Челябинской области" N 5-1-14 от 14 июля 2017 г. Г. отказано в выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, поскольку за периоды с 2013 г. по 2015 г. Г. за выплатой денежной компенсации за сверхурочные часы не обращался, за 2016 - 2017 г.г. отсутствует сверхустановленная законом продолжительность рабочего времени. Денежное довольствие выплачено в полном объеме (л.д. 61).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Г. пропущен срок обращения в суд, установленный ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, ходатайство о восстановлении срока обращения в суд не заявлено истцом, доказательств уважительности причин пропуска данного срока не представлено, в связи с чем, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
При этом суд также указал на то, что нормы трудового законодательства, в частности Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, в случаях, не урегулированных положениями Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Указанные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на законе, поэтому являются правильными.
Все доводы апелляционной жалобы истца о том, что при вынесении решения судом применены положения ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не применены нормы ч. 2 ст. 392, ч. 3, 4 ст. 5 Трудового кодекса РФ; суд не учел, что нормы ч. 4 ст. 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не регулируют сроки обращения в суда за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не состоятельны, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Так, в силу ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду абзац седьмой статьи 11 Трудового кодекса РФ.
Согласно абз. 7 ст. Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 141-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Частью 2 ст. 2 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в силу положений Закона N 141-ФЗ (часть 2 статьи 2) только в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Частью 4 ст. 73 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ установлено, что сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Срок обращения в суд по требованию о взыскании оплаты за сверхурочную работу начинает исчисляться по окончании каждого календарного года при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом один год; истцу достоверно было известно о количестве отработанных им часов в каждую смену каждого месяца каждого года, об этом обстоятельстве он не мог не знать.
Обращаясь в суд с иском 06 июля 2018 г., истец пропустил трехмесячный срок для разрешения служебного спора по всем заявленным периодам с 2013 года по март 2017 года, рапорта о выплате компенсации за исполнение обязанностей за пределами продолжительности рабочего времени до июня 2017 года истец не подавал, обратился с рапортами только в июне и июле 2017 года, указав в каждом рапорте все периоды, начиная с 2013 года по март 2017 года, отказ был получен им 18 июля 2017 г. (л.д. 72 оборот), в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для отказа в иске по мотиву пропуска срока на основании заявления ответчика.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 07 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.