Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.03.2019 по делу N 11-2850/2019
Требование: Об обязании обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для оборудования помещений автоматической установкой пожаротушения.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, созданы условия, угрожающие жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.03.2019 по делу N 11-2850/2019
Требование: Об обязании обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для оборудования помещений автоматической установкой пожаротушения.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, созданы условия, угрожающие жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2019 г. по делу N 11-2850/2019
Судья Шульгина Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего Ивановой М.П.
Судей Секериной СП., Никитиной О.В.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 19 марта 2019 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора г. Кыштыма Челябинской области, Отдел надзорной деятельности N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области на решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2018 года по иску прокурора г. Кыштыма Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Централизованная клубная система", администрации Кыштымского городского округа Челябинской области о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Секериной СП. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобе, объяснения лиц участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Кыштыма Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ "Централизованная клубная система" (далее МУ "ЦКС"), администрации Кыштымского городского округа, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика администрацию Кыштымского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для оборудования помещения обслуживания сцены, чердачное подкупольное пространство над зрительным залом, столярные мастерские, инвентарные и хозяйственные кладовые автоматической установкой пожаротушения в ДК "Металлургов", расположенного по адресу: <...>; обязать МУ "ЦКС" в срок до 01.06.2019 года оборудовать помещение обслуживания сцены, чердачное пространство над зрительным залом, столярные мастерские, инвентарные и хозяйственные кладовые ДК "Металлургов" автоматической установкой пожаротушения.
В обоснование исковых требований указано, что 22.06.2018 года в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в ДК "Металлургов", являющимся структурным подразделением МУ "Централизованная клубная система", установлено, что помещения обслуживания сцены, чердачное подкупольное пространство над зрительным залом, столярные мастерские, инвентарные и хозяйственные кладовые не защищены автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), что является нарушением обязательных требований пожарной безопасности, создает условия, угрожающие жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г. Кыштыма Балчугова Н.В. требования искового заявления поддержала.
Представитель ответчика администрации Кыштымского городского округа Н. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, указав, что нормативные акты, на которые ссылается прокурор, не применимы к зданию культуры, введенному в эксплуатацию в 1967 году. Полагала недоказанным наличие угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц отсутствием автоматической установкой пожаротушения (АУПТ), так как ДК "Металлургов" принимаются все возможные меры по обеспечению требований пожарной безопасности.
Представители ответчика ДК "Металлургов" С.Л., О. в судебном заседании с требованиями иска не согласились, пояснив, что отделом надзорной деятельности без замечаний приняты декларации пожарной безопасности и паспорт безопасности ДК "Металлургов". Указали, что в зрительном зале дома культуры отсутствуют подкупольное пространство, столярные мастерские, а массовые мероприятия в зрительном зале проводятся редко, при этом принимаются дополнительные меры пожарной безопасности.
Представители отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области Е. в судебном заседании пояснили, что выполнение требований пожарной безопасности является обязательным. При регистрации декларации проверяется только форма данного документа, но не его содержание.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кыштыма Челябинской области отказал.
В апелляционном представлении прокурор г. Кыштыма Челябинской области просит об отмене решения суда первой инстанции, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционного представления приведены доводы о том, что предписание ОНДиПР N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 03 августа 2017 года N 110/1/1 об устранении требований пожарной безопасности в установленном законом порядке не обжаловалось, следовательно, подлежит обязательному исполнению. Судом не принято во внимание, что должностные лица органа МЧС России при регистрации декларации пожарной безопасности только лишь проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме. Факт регистрации декларации пожарной безопасности не свидетельствует о том, что на объекте имеются или отсутствуют нарушения пожарной безопасности. При вынесении решения судом также не дана оценка письму ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Челябинской области, согласно которому не представляется возможным путем выполнения расчетов пожарного риска подтвердить безопасность людей на объекте (то есть без оборудования автоматической установкой пожаротушения не возможно обеспечить пожарную безопасность данного объекта). Кроме того, судом неверно сделан вывод об отсутствии необходимости оборудования объекта автоматической установкой пожаротушения, в связи с тем, что представителем органа МЧС при согласовании паспорта безопасности не указано в выводах и предписаниях комиссии об оборудовании помещений сцены, чердачного подкупольного пространства над зрительным залом, столярных мастерских, инвентарных и кладовых автоматической установкой пожаротушения.
Отдел надзорной деятельности N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в апелляционной жалобе также ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что устранение выявленных в ходе внеплановой выездной проверки требований пожарной безопасности является обязательным, в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Автоматическая установка пожаротушения (АУПТ) необходима для оперативной и результативной локализации возгораний с минимальным риском для жизни и здоровья людей, в кратчайшие сроки до наступления негативных последствий, опасных факторов пожара. Отсутствие данных систем может привести к травмированию или гибели людей, уничтожению или повреждению имущества.
Выслушав пояснения прокурора Малышевой О.П., поддержавшей частично доводы апелляционного представителя, представителя Отдела надзорной деятельности N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Кыштымского городского округа Н., представителя МУ N Центральная клубная система" г. Кыштыма - С.Л., полагавших решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела и дополнительные доказательства, принятые судом апелляционной инстанции в порядке абзаца второго части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных представлении и жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалам дела подтверждается, что МУ "ЦКС" является муниципальным учреждением, учредителем которого является администрация Кыштымского городского округа.
В соответствии с пунктом 11 Устава МУ "ЦКС" имеет обособленные структурные подразделения без образования юридического лица, в том числе Дом культуры "Металлургов", расположенный по адресу: ул. Интернационала, 103, г. Кыштым Челябинская область, здание которого является собственностью муниципального образования Кыштымский городской округ, передано в оперативное управление МУ "ЦКС" (том 1 л.д. 147, 148, 150, 151 - 154, 155 - 168).
20 июня 2018 года сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 16 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области с целью контроля исполнения предписания N 110/1/1 от 03.08.2017 года, срок исполнения которого истек 01.06.2018 года, была проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - МУ "ЦКС" ДК "Металлургов", расположенного по адресу: <...>, в ходе которой было повторно выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, заключающееся в том, что помещение обслуживания сцены, чердачное подкупольное пространство над зрительным залом, столярные мастерские, инвентарные и хозяйственные кладовые на защищены автоматической установкой пожаротушения (АУПТ) (т. 1 л.д. 10, 14 - 16, 217 - 220).
Отказывая прокурору г. Кыштыма Челябинской области в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности того, что отсутствие в здании ДК "Металлургов" автоматической установки пожаротушения создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом суд указал, что помещения ДК "Металлургов" оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, в здании смонтирована система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, объект оборудован первичными средствами пожаротушения, содержание которых соответствует предъявленным требованиям, в связи с чем пришел к выводу о соблюдении в здания необходимого уровня обеспечения пожарной безопасности.
Однако с данными выводами судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).
Частью 2 статьи 15 Конституции РФ установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 14 Устава МУ "ЦКС" предметом деятельности учреждения является создание в Кыштымском городском округе благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок, организация досуга и приобщения жителей Кыштымского городского округа к творчеству, культурному развитию и образованию, любительскому искусству и ремеслам, а здание ДК "Металлургов" предназначено для проведения социально-культурных мероприятий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (п. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (п. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (п. 4).
Согласно ст. 6 этого же Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" разработан Свод правил 5.13130.2009, утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 года N 175, являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Настоящий Свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) (приложение А, п. А. 3).
Согласно п. 30.5 таблицы А.З склады декораций, бутафории и реквизита, столярные мастерские, фуражные, инвентарные и хозяйственные кладовые помещения хранения и изготовления рекламы, помещения производственного назначения и обслуживания сцены, помещения для животных чердачное подкупольное пространство над зрительным залом в зданиях культурно-зрелищного назначения независимо от площади подлежат защите автоматическими установками пожаротушения.
То обстоятельство, что здание дворца культуры возведено и принято в эксплуатацию до принятия ныне действующих требований пожарной безопасности, требующих установки инженерно-технических систем, которые не были предусмотрены при строительстве здания, правового значения не имеет, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после постройки и введения в эксплуатацию объекта проверки (пункт 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 16.03.2007 года N 140).
Кроме того, устранение вменяемых нарушений требований пожарной безопасности не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом и с вмешательством в объемно-планировочное решение здания, а относится к мероприятиям, связанным с эксплуатацией объекта, что подтверждает необходимость применения в рассматриваемом случае действующих нормативов.
Несоблюдение же требований пожарной безопасности при эксплуатации здания общественного назначения, несомненно, приводит к недопустимому риску для жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара, в связи с чем судебная коллегия приходит к вывод о необходимости возложения на МУ "ЦКС", обязанность оборудовать помещение зрительного зала со сценой, гримерные комнаты (помещения N 2, 3, 9, 10 на поэтажном плане), помещения N 1, 2 третьего этажа, чердачное пространство над зрительным залом ДК "Металлургов", расположенного по адресу: <...>, автоматической установкой пожаротушения (АУПТ).
При этом судебная коллегия отмечает, что зрительный зал и сцена в здании ДК "Металлургов" выполнены двусветными, что является тождественным подкупольному пространству над ними, в связи с чем ссылки ответчиков на отсутствие такого пространства судебной коллегией отклоняются.
Вместе с тем, с мнением прокурора о необходимости оборудования автоматической установкой пожаротушения кладовых (помещения N 11 - 14 на поэтажном плане), расположенных в подвальном этаже здания ДК "Металлургов", судебная коллегия согласиться не может.
Так из материалов дела, в том числе справки проведения осмотра помещении ДК "Металлургов", поэтажного плана, фототаблиц, принятых судом апелляционной инстанции в порядке абзаца второго части 1 статьи 327.1 ГПК РФ качестве дополнительных доказательств, усматривается, что помещения N 11 - 14 на поэтажном плане, расположенные в подвальном этаже здания ДК "Металлургов", используются как кладовые, где располагаются ручные инструменты, строительный материал для изготовления декораций, а также хранится хозяйственный инвентарь и елочные украшения в коробках, т.е. не предназначены для массового пребывания в них людей.
А при таких обстоятельствах, учитывая местонахождение данных помещений, к которым ведет лишь одна лестница, их изолированность от иных помещений здания, в которых возможно массовое пребывание людей, в том числе путем использования при строительстве негорючих материалов (бутовый камень, кирпич, железобетонные блоки и перекрытия), данные помещения потенциально опасными являться не могут, в связи с чем с учетом имеющихся в здании средств противопожарной защиты, судебная коллегия полагает, что оборудование данных помещений автоматической установкой пожаротушения будет чрезмерным.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, МУ "ЦКС", как юридическое лицо, имеющее тип и организационно-правовую форму муниципального казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы которой ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет собственник имущества (учредитель).
Учитывая изложенное, обязанность по оборудованию здания дома культуры автоматической установкой пожаротушения лежит на МУ "ЦКС", а при недостаточности денежных средств - на администрации Кыштымского городского округа Челябинской области.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, а также принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств, о действиях, которые следует совершить в целях устранения допущенных нарушений, учитывая нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает недостаточным требуемый прокурором срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, в связи с чем считает необходимым увеличить его до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью установленных судом обстоятельств, неправильным применением норм материального (п. 2, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2018 года подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 ноября 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора г. Кыштыма Челябинской области удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное учреждение "Централизованная клубная система", а при недостаточности денежных средств - на администрацию Кыштымского городского округа Челябинской области, обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение зрительного зала со сценой, гримерные комнаты (помещения N 2, 3, 9, 10 на поэтажном плане), помещения N 1, 2 третьего этажа, чердачное пространство над зрительным залом Дворца культуры "Металлургов", расположенного по адресу: <...>, автоматической установкой пожаротушения (АУПТ).
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Кыштыма Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в остальной части - отказать.